Конспект урока литературы в 5 классе
«Краткие сведения о Леониде Николаевиче Андрееве»
УМК: Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / авт.-сост. Г.С.Меркин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).
Тип урока: изучение истории и теории литературы.
Цели урока:
— познакомить с некоторыми фактами биографии Л.Н.Андреева, оказавшими влияние на процесс формирования мировоззрения, определение круга творческих интересов писателя;
— формировать умения выделять главное в прослушанном сообщении, навыки выразительного чтения, работы с учебником, таблицей и иллюстрациями;
— воспитывать интерес к личности и творчеству Л.Н.Андреева.
Виды деятельности учителя и учащихся:
— выразительное чтение;
— сообщения учителя и учащихся;
— заочная экскурсия в музей писателя;
— комментарии к портретам и фотографиям писателя;
— письменный ответ на вопрос;
— обсуждение записей по ходу урока (работа с рефлексивной таблицей).
Оборудование:
— презентация.
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Метапредметные результаты:
— Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.
— Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.
Предметные результаты:
— Понимание ключевых проблем изученных произведений русских писателей XIX века.
— Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры.
— Умение вести диалог.
— Формирование эстетического вкуса.
Личностные результаты:
— Формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма.
— Многогранность творческой личности.
Ход урока.
I. Орг. момент.
II. Работа по теме урока.
1. Сообщение учителя и учащихся. Заполнение таблицы.
Мои замечания об услышанном | |
Андреев Леонид Николаевич родился 9 (21) августа в 1871 г. В Орле. |
|
Николай Иванович Андреев – отец писателя. |
|
Анастасия Николаевна, урожденная Пацковская – мать писателя. |
|
Учеба в Орловской классической гимназии (1882 – 1891) |
|
Московский и Петербургский университеты (1891 – 1897) |
|
Начало творческого пути. |
|
Увлечения Л.Андреева. |
|
Слово учителя.
— Андреев Леонид Николаевич родился 9 (21) августа в 1871 г. В Орле. Николай Иванович Андреев – отец писателя, сын орловского помещика Карпова и дворовой девушки Глаши, выданной замуж за крепостного сапожника Андреева. Анастасия Николаевна, урожденная Пацковская – мать писателя, предположительно из польских дворян, рано осталась сиротой, образования не получила.
От отца Андреев унаследовал безудержность натуры, от матери – художественный и милосердный склад души. Между Андреевым и матерью сложились теплые отношения.
Детство Леонид помнит «ясным, беззаботным». В шесть лет научился читать «и читал чрезвычайно много, все, что попадалось под руку».
Сообщение учащегося: «Гимназические годы Л.Н.Андреева».
Сообщение учащегося: «Годы учебы в Петербургском и Московском университетах».
Выразительное чтение отрывка из фельетона «Татьянин день». От слов «Собралось всего человек триста студентов…» до слов «жажду подвига!»
— Неожиданно Андреев получил предложение знакомого адвоката о месте судебного репортера в газете «Московский вестник» для написания очерков «Из залы суда».
Для пасхального номера 1898 г. по просьбе редакции он пишет рассказ «Баргамот и Гараська». С этого времени к Андрееву пришла литературная слава.
Обращение к учебнику. Выразительное чтение статьи К.И.Чуковского «Он любил все огромное».
2. Слайдовая презентация. Фотографии и портреты Л.Андреева.
Природа одарила Л.Андреева интересной внешностью и талантами.
И.Е.Репин считал его вторым по красоте русским современником после Вс. Гаршина; его портреты создали И.Е.Репин и В.А.Серов; однако, по мнению знатоков, лучший портрет Андреева написан им самим.
И.Е.Репин создал галерею образов выдающихся представителей русской общественной мысли, науки и культуры. В лучших своих портретах – писателей Л.Н.Толстого, Л.Н.Андреева, Н.В.Гоголя и др. – художник достигает потрясающей жизненной полноты и многогранности характеристики благодаря удивительной композиционной изобретательности и активности изобразительных средств, чуждых пристрастия к какой –либо одной манере: она всегда сообразуется с «манерой» — осанкой, темпераментом – портретируемого лица.
3. Заочная экскурсия в музей Леонида Андреева в Орле.
В 1874 году отец Андреева построил большой деревянный дом, украшенный резьбой, в десять комнат, с террасой, выходящей в сад.
В 1991 году в доме открылся музей. Экспозиция посвящена детским и юношеским годам писателя. Дом сохранился до наших дней почти в своем первозданном виде.
Все начиналось именно здесь: и увлечение драматическим действом, вылившееся в создание своего театра, с особым художественным миром; первые рисунки – и интереснейшие работы Андреева-художника, высоко оцененные В.Серовым, великолепные цветные стереофотографии (автохромы), его провидческая мечта о превращении «великого немого» в широкоэкранный кинематограф. Именно на этих улицах и в слободах поселил писатель своих героев. Судьба многих из них напоминает и судьбу самого Леонида Андреева. В письмах, интервью, дневниках последних лет жизни он по-прежнему вспоминал «домашнюю Пушкарную», «пахучую ракиту», безводный Орлик с местечком Вавилон, и прежде всего родной дом, отцовский сад.
III. Итоги урока.
Обращение к таблице, обмен мнениями.
— Каким вы представляете себе Л.Н.Андреева? Письменно ответьте на вопрос (3-4 предложения).
IV. Домашнее задание.
Прочитать рассказ Л.Андреева «Петька на даче». Составить цитатный план рассказа.
Индивидуальное задание.
Лексическая работа.
Объяснить значение слов: потешный, подмастерье, апатичный.
Подготовить сообщение «искусствоведа» о картине В.Е.Маковского «Свидание».