Конспект урока литературы в 5 классе Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество поэта. «Крестьянские дети»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Тамбова»















КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

В 5 КЛАССЕ





Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество поэта.

«Крестьянские дети»











Подготовила: Верещагина Наталия Викторовна

учитель русского языка и литературы









Тамбов, 2015

Тема: Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество поэта. «Крестьянские дети»

Цель: познакомить с биографией и творчеством Н.А. Некрасова, с идейно-тематической направленностью стихотворения;


Ход урока


I Орг. момент

II Знакомство с биографией поэта.


  1. Вступительное слово учителя.

Сегодня нам предстоит познакомиться с одним из выдающихся русских поэтов – Николаем Алексеевичем Некрасовым.

Ребята, в начальной школе вы уже встречались со стихотворениями Н.А.Некрасова.

— Вспомните, какие стихотворения Н.А. Некрасова вы знаете?

— Почему вам запомнилось именно эти стихи?

Стихи мои! Свидетели живые

За мир пролитых слез!

Родитесь вы в минуты роковые

Душевных гроз

И бьетесь о сердца людские,

Как волны об утес.

Н.А.Некрасов

— Ребята, как вы понимаете строки эпиграфа?

— Почему именно с этих строк хотелось бы начать наш урок?


2. Слово учителя (или подготовленное сообщение ученика).

Николай Некрасов родился в местечке Немирове Камене-Подольской губернии 28 ноября (10 декабря) 1821 году. После отставки отца семья переехала в родовое поместье Грешнево Ярославской губернии, где и прошло детство будущего литератора. Картины подневольной жизни крепостных крестьян, труд бурлаков, самодурство отца, безропотное терпение матери – все это с ранних лет пробудило в душе Николая Некрасова чувство протеста, желание добиться справедливости в этом мире, достичь свободы для всех и каждого.

Ощутив в себе поэтический дар и презрев запреты отца, Н.А.Некрасов уехал в Петербург и вместо военной карьеры стал заниматься исключительно литературным творчеством: он писал стихи и поэмы, был постоянным сотрудником журнала «Пантеон русского и всех европейских театров» и «Литературной газеты», писал критические статьи и рецензии, а затем – рассказы, повести, очерки о тех людях, с кем ему довелось встретиться в университете, во время своих скитаний «по углам». В 1843 году вышел в свет автобиографический роман Н.А.Некрасова «Жизнь и похождения Тихона Тросникова».

С середины 40-х годов XIX века началась журнально-издательская деятельность Н.А.Некрасова. Сначала он выпускает альманахи, а потом редактирует журнал «Современник», в котором и было напечатано большинство его стихотворений.

Целью своего литературного творчества Некрасов считал служение идеалам свободы, правды и справедливости, именно поэтому его похороны в 1878 году превратились в многотысячное шествие, в котором приняли участие как литераторы и студенты, так и простые люди: крестьяне, ремесленники, жители городских окраин.

Главной заслугой Николая Алексеевича Некрасова оказался вклад в создание новой реалистической поэзии, проникнутой любовью к простому народу, пробуждающей гражданское и социальное сознание. Его стихотворения выражают те мысли и чувства, которые волновали многих людей 60-х годов XIX века: скорбь о тяжелой судьбе трудящихся и вера в лучшее будущее русского народа. Народ, его внутренняя духовная красота и сила – основной предмет поэтизации в творчестве Некрасова. Современники поэта писали: «…с этим народом Некрасов впервые познакомил нас и, что самое главное, сумел заставить нас понять и полюбить всех этих Власов, школьников, Арин – солдат, всех этих баб, замерзающих в поле, ребят, возящих дрова из лесу в шестилетнем возрасте, и, полюбив их, мы горячо привязались и к поэту».

Рисуя картины трудовой жизни крестьян, поэт использовал особый, внешне близкий простонародному, язык. В нем немалое место отводится пословицам и поговоркам, метким сравнениям, шуткам, мастерски написанным диалогам. Сам поэт говорил: «Нужно чтобы словам было тесно, а мыслям просторно». Действительно, для его стихов характерно использование короткой фразы, точно отражающей мысль. Однако за каждым предложением – множество намеков, позволяющих «додумать» сказанное.

Исключительное внимание поэт уделял в своих произведениях изображению природы, показывая ее могучее влияние на мысли, чувства и поступки человека. Поэт искусно соединяет пейзаж с сюжетом, оживляя описаниями природы события из жизни героев.

Тема природы у Н.А. Некрасова существует не сама по себе, а в единстве с человеком. Его поэтические картины передают настроение поэта. Часто в них присутствует человек, ребятишки, собирающие грибы — в основном простой народ. Некрасов хорошо знал жизнь крестьян, умел в своих стихах передавать их чувства, мысли.


III Чтение стихотворения «Крестьянские дети»


1.Выразительное чтение стихотворения Некрасова «Крестьянские дети».

учителем.


2. Беседа с элементами выразительного чтения, пересказа и словесного рисования.

— Каким настроением проникнуто все стихотворение Н.А.Некрасова?

— На какие части можно разделить стихотворение?

1.Охотник рад возвращению в родную деревню.
2.Деревенские ребятишки разглядывают незнакомого барина.
3.Воспоминания охотника о детстве, забавах с крестьянскими детьми.
4.Раздумья о детском труде.
5.Встреча поэта с «мужичком» Власом.
6.Представление Фингала для деревенских зрителей.
7. Проза разлучает с крестьянскими детьми.


— О каком времени года говорится в самом начале произведения? Как вы об этом догадались?

— Для чего автор вводит в эту часть диалог?

3. Чтение стихотворения учениками.


IV. Беседа по тексту


— Что можно сказать о характере каждого участника этого диалога? Объясните это своими словами.

— Каким видится вам рассказчик? Опишите его.

— Каково отношение автора к крестьянским детям в первой части произведения?

— Подтверждается ли это отношение во второй – монологической части – стихотворения? Как? Проиллюстрируйте свой отчет цитатами из текста.

— Как понять некрасовские слова, взятые в кавычки: «низкого сорта люди»?

— Почему поэт говорит о том, что завидует им? Только ли из-за того, что дети крепостных крестьян не ходят в школу и их не кто не балует, не дарит им дорогие подарки? («…Ни науки, ни неги / Не ведают в детстве они».)

— Влияет ли природа, окружающая среда на формирование личности ребенка? Докажите это. Приведите свои примеры.

— Можно ли утверждать, что все проходящие мимо люди: нищие богомольцы и обеспеченные горожане в экипажах, рабочие и купеческие приказчики, крестьяне, отпущение на оброк, — так или иначе, влияли на развитие самого автора-рассказчика и его друзей в детстве? Аргументируйте свой ответ, приведите цитаты из текста стихотворения.

— Почему рассказчик, увлекшись, постепенно «перешел» из лета в зиму? Для чего он описывает процесс приобщения маленького крестьянского мальчика к труду?

-Почему сегодня совсем иначе мы воспринимаем давно знакомый отрывок из этого стихотворения Н.А.Некрасова – «Однажды, в студеную зимнюю пору…»?

— Почему рассказчик сравнивает маленького Власа с его конем и дровнями с детским театром или картонной картиной?

— Почему так серьезен маленький Влас?

— Почему эта картина вызывает у рассказчика улыбку? Он насмехается над ребенком? Или иронизирует? Может быть, он смеется над крестьянским трудом? Тогда почему сразу же после воспоминания о встрече с маленьким тружеником поэта говорит о русском национальном характере? Зачитайте эти строки.

— Как вы понимаете слова зимнего солнца холодный огонь»?

— Разве огонь может быть холодным? Какое значение этого слова употребляет поэт?

— Какие еще эпитеты и метафоры встречаем в этом отрывке?

— Почему интонация последней строки данного отрывка снова приподнятая, мажорная? Чем это можно объяснить?

— Чему посвящена последняя часть данного стихотворения? Расскажите, с чем в ней идет речь?

— Как характеризуется эта часть самого рассказчика? Аргументируйте свой ответ.

— Какие художественные сравнения делают стихотворение запоминающимся? Найдите их в тексте.

— Отметьте в тексте стихотворения «Крестьянские дети» примеры выразительных, эмоциональных и ярких эпитетов.

— Какова в этом стихотворении роль пейзажа?

— Можно ли утверждать, что в этом произведении Н.А.Некрасова есть сюжет? Каков он?

Сюжет (фр. sujet – предмет) – изображенные в литературном произведении события.


5. Беседа с элементами анализа

    • Ребята, давайте проанализируем как построено стихотворение?

    • Сначала рассказывается о жизни автора произведения в деревне – типичной «летней» жизни русского барина, затем следует плавный переход к рассказу о крестьянских детях.

    • После диалога юных «шпионов» рассказчик вспоминает собственное детство, проведенное в деревне в компании крестьянских ребятишек. Здесь он описывает и радости детства крестьянских детей, и радость приобщения к труду, и смену времен года, отражающуюся на быте крепостных крестьян.

    • Далее автор размышляет о горькой участи детей крепостных крестьян, их раннем тяжком труде, возможной ранней смерти. Но на фоне грустного рассказа вдруг вспоминает о встрече с маленьким дровосеком Власом. После этого «звучит гимн» крестьянскому детству и русскому национальному характеру.

    • В заключительной части рассказчик вновь возвращается к дню «сегодняшнему» — к встрече с юными «шпионами».

После этого вводим понятие «композиция произведения»: для 5 класса это – построение произведение.

Композиция (лат.componere – складывать, строить) – построение произведения, соотношение, расположение его частей.

V. Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения, вопросы стр. 205-206



Использованная литература:

  1. Беломестных О. Б., Корнеева М. С., Золотарева И. В. Поурочные разработки по литературе: 5 класс / О. Б. Беломестных, М. С. Корнеева, И. В. Золотарева. — М.: ВАКО, 2002. — с. 322.

  2. Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 кл.: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др.  — М.: Просвещение, 2006.

  3. Русский язык. Литература. Педагогический опыт. ИМБ. Выпуск 1. М.: Изд-во «Вентана граф», 2012 – с.43



Свежие документы:  Урок литературного чтения "Cказка-цепочка. Русская народная сказка «Репка»" 1 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: