Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Тамбова»
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
В 5 КЛАССЕ
Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество поэта.
«Крестьянские дети»
Подготовила: Верещагина Наталия Викторовна
учитель русского языка и литературы
Тамбов, 2015
Тема: Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество поэта. «Крестьянские дети»
Цель: познакомить с биографией и творчеством Н.А. Некрасова, с идейно-тематической направленностью стихотворения;
Ход урока
I Орг. момент
II Знакомство с биографией поэта.
Вступительное слово учителя.
Сегодня нам предстоит познакомиться с одним из выдающихся русских поэтов – Николаем Алексеевичем Некрасовым.
Ребята, в начальной школе вы уже встречались со стихотворениями Н.А.Некрасова.
— Вспомните, какие стихотворения Н.А. Некрасова вы знаете?
— Почему вам запомнилось именно эти стихи?
Стихи мои! Свидетели живые
За мир пролитых слез!
Родитесь вы в минуты роковые
Душевных гроз
И бьетесь о сердца людские,
Как волны об утес.
Н.А.Некрасов
— Ребята, как вы понимаете строки эпиграфа?
— Почему именно с этих строк хотелось бы начать наш урок?
2. Слово учителя (или подготовленное сообщение ученика).
Николай Некрасов родился в местечке Немирове Камене-Подольской губернии 28 ноября (10 декабря) 1821 году. После отставки отца семья переехала в родовое поместье Грешнево Ярославской губернии, где и прошло детство будущего литератора. Картины подневольной жизни крепостных крестьян, труд бурлаков, самодурство отца, безропотное терпение матери – все это с ранних лет пробудило в душе Николая Некрасова чувство протеста, желание добиться справедливости в этом мире, достичь свободы для всех и каждого.
Ощутив в себе поэтический дар и презрев запреты отца, Н.А.Некрасов уехал в Петербург и вместо военной карьеры стал заниматься исключительно литературным творчеством: он писал стихи и поэмы, был постоянным сотрудником журнала «Пантеон русского и всех европейских театров» и «Литературной газеты», писал критические статьи и рецензии, а затем – рассказы, повести, очерки о тех людях, с кем ему довелось встретиться в университете, во время своих скитаний «по углам». В 1843 году вышел в свет автобиографический роман Н.А.Некрасова «Жизнь и похождения Тихона Тросникова».
С середины 40-х годов XIX века началась журнально-издательская деятельность Н.А.Некрасова. Сначала он выпускает альманахи, а потом редактирует журнал «Современник», в котором и было напечатано большинство его стихотворений.
Целью своего литературного творчества Некрасов считал служение идеалам свободы, правды и справедливости, именно поэтому его похороны в 1878 году превратились в многотысячное шествие, в котором приняли участие как литераторы и студенты, так и простые люди: крестьяне, ремесленники, жители городских окраин.
Главной заслугой Николая Алексеевича Некрасова оказался вклад в создание новой реалистической поэзии, проникнутой любовью к простому народу, пробуждающей гражданское и социальное сознание. Его стихотворения выражают те мысли и чувства, которые волновали многих людей 60-х годов XIX века: скорбь о тяжелой судьбе трудящихся и вера в лучшее будущее русского народа. Народ, его внутренняя духовная красота и сила – основной предмет поэтизации в творчестве Некрасова. Современники поэта писали: «…с этим народом Некрасов впервые познакомил нас и, что самое главное, сумел заставить нас понять и полюбить всех этих Власов, школьников, Арин – солдат, всех этих баб, замерзающих в поле, ребят, возящих дрова из лесу в шестилетнем возрасте, и, полюбив их, мы горячо привязались и к поэту».
Рисуя картины трудовой жизни крестьян, поэт использовал особый, внешне близкий простонародному, язык. В нем немалое место отводится пословицам и поговоркам, метким сравнениям, шуткам, мастерски написанным диалогам. Сам поэт говорил: «Нужно чтобы словам было тесно, а мыслям просторно». Действительно, для его стихов характерно использование короткой фразы, точно отражающей мысль. Однако за каждым предложением – множество намеков, позволяющих «додумать» сказанное.
Исключительное внимание поэт уделял в своих произведениях изображению природы, показывая ее могучее влияние на мысли, чувства и поступки человека. Поэт искусно соединяет пейзаж с сюжетом, оживляя описаниями природы события из жизни героев.
Тема природы у Н.А. Некрасова существует не сама по себе, а в единстве с человеком. Его поэтические картины передают настроение поэта. Часто в них присутствует человек, ребятишки, собирающие грибы — в основном простой народ. Некрасов хорошо знал жизнь крестьян, умел в своих стихах передавать их чувства, мысли.
III Чтение стихотворения «Крестьянские дети»
1.Выразительное чтение стихотворения Некрасова «Крестьянские дети».
учителем.
2. Беседа с элементами выразительного чтения, пересказа и словесного рисования.
— Каким настроением проникнуто все стихотворение Н.А.Некрасова?
— На какие части можно разделить стихотворение?
1.Охотник рад возвращению в родную деревню.
2.Деревенские ребятишки разглядывают незнакомого барина.
3.Воспоминания охотника о детстве, забавах с крестьянскими детьми.
4.Раздумья о детском труде.
5.Встреча поэта с «мужичком» Власом.
6.Представление Фингала для деревенских зрителей.
7. Проза разлучает с крестьянскими детьми.
— О каком времени года говорится в самом начале произведения? Как вы об этом догадались?
— Для чего автор вводит в эту часть диалог?
3. Чтение стихотворения учениками.
IV. Беседа по тексту
— Что можно сказать о характере каждого участника этого диалога? Объясните это своими словами.
— Каким видится вам рассказчик? Опишите его.
— Каково отношение автора к крестьянским детям в первой части произведения?
— Подтверждается ли это отношение во второй – монологической части – стихотворения? Как? Проиллюстрируйте свой отчет цитатами из текста.
— Как понять некрасовские слова, взятые в кавычки: «низкого сорта люди»?
— Почему поэт говорит о том, что завидует им? Только ли из-за того, что дети крепостных крестьян не ходят в школу и их не кто не балует, не дарит им дорогие подарки? («…Ни науки, ни неги / Не ведают в детстве они».)
— Влияет ли природа, окружающая среда на формирование личности ребенка? Докажите это. Приведите свои примеры.
— Можно ли утверждать, что все проходящие мимо люди: нищие богомольцы и обеспеченные горожане в экипажах, рабочие и купеческие приказчики, крестьяне, отпущение на оброк, — так или иначе, влияли на развитие самого автора-рассказчика и его друзей в детстве? Аргументируйте свой ответ, приведите цитаты из текста стихотворения.
— Почему рассказчик, увлекшись, постепенно «перешел» из лета в зиму? Для чего он описывает процесс приобщения маленького крестьянского мальчика к труду?
-Почему сегодня совсем иначе мы воспринимаем давно знакомый отрывок из этого стихотворения Н.А.Некрасова – «Однажды, в студеную зимнюю пору…»?
— Почему рассказчик сравнивает маленького Власа с его конем и дровнями с детским театром или картонной картиной?
— Почему так серьезен маленький Влас?
— Почему эта картина вызывает у рассказчика улыбку? Он насмехается над ребенком? Или иронизирует? Может быть, он смеется над крестьянским трудом? Тогда почему сразу же после воспоминания о встрече с маленьким тружеником поэта говорит о русском национальном характере? Зачитайте эти строки.
— Как вы понимаете слова зимнего солнца холодный огонь»?
— Разве огонь может быть холодным? Какое значение этого слова употребляет поэт?
— Какие еще эпитеты и метафоры встречаем в этом отрывке?
— Почему интонация последней строки данного отрывка снова приподнятая, мажорная? Чем это можно объяснить?
— Чему посвящена последняя часть данного стихотворения? Расскажите, с чем в ней идет речь?
— Как характеризуется эта часть самого рассказчика? Аргументируйте свой ответ.
— Какие художественные сравнения делают стихотворение запоминающимся? Найдите их в тексте.
— Отметьте в тексте стихотворения «Крестьянские дети» примеры выразительных, эмоциональных и ярких эпитетов.
— Какова в этом стихотворении роль пейзажа?
— Можно ли утверждать, что в этом произведении Н.А.Некрасова есть сюжет? Каков он?
Сюжет (фр. sujet – предмет) – изображенные в литературном произведении события.
5. Беседа с элементами анализа
Ребята, давайте проанализируем как построено стихотворение?
Сначала рассказывается о жизни автора произведения в деревне – типичной «летней» жизни русского барина, затем следует плавный переход к рассказу о крестьянских детях.
После диалога юных «шпионов» рассказчик вспоминает собственное детство, проведенное в деревне в компании крестьянских ребятишек. Здесь он описывает и радости детства крестьянских детей, и радость приобщения к труду, и смену времен года, отражающуюся на быте крепостных крестьян.
Далее автор размышляет о горькой участи детей крепостных крестьян, их раннем тяжком труде, возможной ранней смерти. Но на фоне грустного рассказа вдруг вспоминает о встрече с маленьким дровосеком Власом. После этого «звучит гимн» крестьянскому детству и русскому национальному характеру.
В заключительной части рассказчик вновь возвращается к дню «сегодняшнему» — к встрече с юными «шпионами».
После этого вводим понятие «композиция произведения»: для 5 класса это – построение произведение.
Композиция (лат.componere – складывать, строить) – построение произведения, соотношение, расположение его частей.
V. Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения, вопросы стр. 205-206
Использованная литература:
Беломестных О. Б., Корнеева М. С., Золотарева И. В. Поурочные разработки по литературе: 5 класс / О. Б. Беломестных, М. С. Корнеева, И. В. Золотарева. — М.: ВАКО, 2002. — с. 322.
Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 кл.: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. — М.: Просвещение, 2006.
Русский язык. Литература. Педагогический опыт. ИМБ. Выпуск 1. М.: Изд-во «Вентана граф», 2012 – с.43