Конспект урока литературыв 5 классе «Заглянем в «Малахитовую шкатулку» Павла Бажова»

МБОУ СОШ №1 г.Горбатов











Конспект урока литературы

в 5 классе




Выполнила: учитель русского языка и литературы Братцева Галина Владимировна










г. Горбатов

2014

Тема: « Заглянем в «Малахитовую шкатулку» Павла Бажова»

Тип урока: урок получения новых знаний.

Межпредметные связи: история России, география, окружающий мир, русский язык (диалектные слова, профессионализмы)


Цель: создание эмоционального настроя для восприятия сказа П.П.Бажова “Медной горы Хозяйка” и условий для усвоения понятия “сказа как произведения устного народного творчества о событиях прошлого”, его отличительных признаков.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить с биографией П.П.Бажова, с историей создания его книги «Малахитовая шкатулка».

2.Раскрыть понятие сказа как эстетического жанра литературы, выявить его особенности в сопоставлении со сказкой.

3. Обучать навыкам аналитического чтения.


Воспитательные:

1.Воспитывать интерес к личности великого писателя, к его бессмертным произведениям.

2. Формировать уважение к культурному наследию нашей страны.


Развивающие:

1. Развивать способности быстро и грамотно отвечать на вопросы, выражать свои мысли, оценивать ответы товарищей.

2. Познакомить с уникальной горнозаводской цивилизацией Урала, с историей освоения богатств, с уральскими народными промыслами.


Оборудование:

  1. Книга П.П.Бажова “Малахитовая шкатулка ”.

  2. Портрет и фотографии П.Бажова.

  3. Художественный фильм “Каменный цветок”.

  4. Иллюстрации к сказу П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка».

  5. Карта России.

  6. Учебник «Литература 5 кл.» (под ред. В.Я. Коровиной).

  7. Электронная презентация учителя.



















Ход урока



1. Орг. момент.

2. Просмотр фрагмента фильма «Каменный цветок».

3. Беседа по вопросам:

  1. Ребята, вы смотрели этот кинофильм?

  2. Как он называется?

  3. По мотивам какого произведения он поставлен?

  4. Кто является автором сказа “Каменный цветок”?

4.Работа с эпиграфом. (Слайд 1)

Он в светлой памяти народа
Останется всегда живой.
И будут жить веками были
В чудесном малахите строк,
И не завянет на могиле
Чудесный каменный цветок.

Е.Хоринская

Ребята, как вы уже знаете, 2014 год является годом культуры в России. В этом году очень много памятных и знаменательных дат, связанных с литературой, музыкой изобразительным искусством. О каких мы уже говорили? Назовите их, пожалуйста. Еще в 2014 году исполняется 135 лет со дня рождения Павла Петровича Бажова.

  1. Постановка целей перед учащимися.

Именно о нем, как вы уже догадались, пойдет речь на нашем уроке. (Слайд 2) Мы познакомимся с его удивительными сказами, узнаем, это такое сказ и чем он отличается от сказки. Сегодня на уроке нас ждет очень много интересного.

4. Организация восприятия новой информации.

Давайте внимательно рассмотрим портрет знаменитого писателя. (Слайд 3) Насупленные брови, добрые внимательные глаза, большая седая борода – на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. Только герои его сказок жили, казалось, в самых не подходящих для сказок местах: в горных шахтах, среди заводского шума. Словом, там, где прожил свою долгую жизнь этот замечательный писатель и человек.

Мы начнем разговор о Бажове, как о великом МАСТЕРЕ. Мастером был его отец, мастерицей-кружевницей – мать, и люди, окружавшие писателя в детстве, тоже были по-своему необыкновенными. Да и место, в котором прошло его детство, наполнено легендами и тайнами. Это особое географическое пространство – стык материков, это горный Урал, это верховья реки Чусовой – красивейшие места Урала. (Слайд 4) Все это мы можем видеть на наших сегодняшних иллюстрациях. (Слайд 5)

Уральские горы
По каменным плитам
Ведут за собой нас
В страну малахита.
В страну, где не счесть
Драгоценных камней,
В страну работящих
И добрых людей.

В.Степанов

Могуч и величествен горный Урал – колыбель русской тяжелой промышленности, русской металлургии: двести лет назад сподвижниками Петра I Акинфием и Никитой Демидовым здесь было открыто свыше 20 первых медеплавильных заводов, рудников. Богатства его недр неисчислимы: заложены здесь медь и каменный уголь, мрамор и малахит, золото и драгоценные камни.

Люди, жившие на Урале, издавна умели не только добывать руды, но и выплавлять из них металл. Знаменит Урал своими самоцветами. Даже само это слово САМОЦВЕТЫ родилось на горном Урале.


5. Доклады учащихся о самоцветах.

Люди издавна с большим вниманием относились к камням и складывали о них легенды. Трудно указать такой камень, которого бы не добывали в Уральских горах. Самые красивые камни называют самоцветами. Что такое самоцветы? (Слайд 6)

Так называют драгоценные и полудрагоценные камни.

(Ученики рассказывают о яшме, горном хрустале, изумруде, топазе, малахите) (Слайды 7-11)


  1. Знакомство с биографией П.П.Бажова

На Урале сама земля рождала легенды и сказки, в которых искали объяснения земляным богатствам и выражали свою любовь к родной земле.

Творческий труд славных русских мастеров-умельцев – основная тема творчества Бажова.

П.П.Бажов родился в 1879 году на Урале. Его детство прошло в городе Сысерти и на Полевском заводе, входившем в Сысертский горный округ, что в 70 километрах от Екатеринбурга. (Слайд 12)

Семья была дружная и трудовая. “Единственного ребенка хотя и не баловали – это, как видно, не было принято в заводской семье, — но окружали любовью. Игры, рыбная ловля, походы за грибами и ягодами, сказки, лес, как дом, пруды и речки, как друзья и помощники. Окружали отца в детстве”, — вспоминает его дочь Ариадна.

Дома Бажов слушал рассказы отца, бабушки о былой жизни, о труде рабочих и искусстве уральских камнерезов. В Сысерти были хорошие рассказчики – знатоки прошлого А.Е.Клюква И.П.Короб. Но самым лучшим и любимым у детворы рассказчиком был старый горняк Василий Алексеевич Хмелинин. Он работал сторожем дровяных складов при заводе, и у его сторожки на Думной горе собирались ребятишки послушать интересные истории. В то время Хмелинину уже шел восьмой десяток. В.А.Хмелинин рассказывал ребятишкам о Гумёшевском руднике, его истории, хозяевах, загадочных происшествиях, о “тайной силе”, о девке Азовке, ящерках и других чудесных помощниках горняков и камнерезов.

Рассказчик часто обращался к слушателям и приговаривал: “Слыш-ко”. Так и прозвали старого горняка дедушкой Слышко. Когда мы читаем сказы Бажова, то словно бы слышим добрый, чуть насмешливый голос и видим живую улыбку дедушки Слышко.

Так как Бажов был единственным ребенком в семье, родители смогли собрать денег, чтобы дать ему образование. Он учился в Екатеринбургском духовном училище, а затем в Пермской семинарии. Студенты очень гордились, что в стенах их семинарии учились и получили дипломы писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк и изобретатель радио А.С.Попов. Духовная карьера вовсе не привлекала двадцатилетнего юношу, и он отказался от лестного предложения служить в церкви.

После учебы Бажов почти двадцать лет работал учителем русского языка, собирая все эти годы по селам и деревням фольклорный материал. В годы гражданской войны он сражался в крестьянских партизанских отрядах против белой армии на Урале, в Сибири и на Алтае. После войны он начал работать редактором газеты. В 1936 году, когда Бажову самому было уже пятьдесят семь лет, в журнале “Красная новь” были опубликованы первые сказы Бажова. Успех этих сказов побудил Бажова продолжить работу. С этого момента и до конца жизни Бажов посвящает себя работе над книгой “Малахитовая шкатулка”. (Слайд13)

Вопрос: Почему такое название?

Эта книга, действительно, как шкатулка: в нее один за другим писатель складывал все новые и новые сказы о нелегкой жизни и удивительном труде горняков и камнерезов, мастеров по обработке камняи открывает ее сказ “Медной горы Хозяйка”, затем “Каменный цветок”, “Серебряное копытце”, “Синюшкин колодец”, “Две ящерки” и другие сказы.

Итак, малахитовая шкатулка открыта, и первый по порядку в ней сказ “Медной горы Хозяйка”. (Слайд 14)

1.Как вы думаете, почему не “Хозяйка медной горы”?

2. Какое слово здесь главное и почему?



6. Проведение словарной работы. (Объяснение и толкование непонятных слов, все это выводится на монитор компьютера) ( Слайд 15-16)

Было жарко – страсть. Парун чистый — жаркий день после дождя
Лазоревку добывали — лазурит, камень светло-синего цвета
Королек с витком попадался – частица, слиток чистого металла
Изробленный – измученный, заболевший от непосильной работы
Артуть девка – девушка, подвижная, как ртуть
Забедно стало – обидно
Известно, какое время было, — крепость, то есть крепостное право, рабочие заводов были крепостными, являлись собственностью хозяев-заводчиков
Каелка, кайло – инструмент, которым руду откалывали
Желтяки да серяки с крапинками – непригодные камни с примесью песка
Вода долить стала – одолевать, затапливать

7.Прочтение текста сказа учителем.

Сказ звучит в исполнении учителя, при этом передается неспешность, атмосфера тайны, легкая ироничность и глубокая мудрость сказа, особый колорит диалектных и устаревших слов .(Иллюстрации к сказу — слайды 17 – 22)

По мере чтения на мониторе компьютера появляются иллюстрации к сказу.

  1. Беседа по вопросам:

  1. Понравился ли вам сказ?

  2. Что удивило вас?

  3. Что показалось необычным?

  4. Какие герои вызвали сочувствие?

  5. Как вы думаете, чем бы закончилась история Степана, если бы он был героем сказки?

  1. Составление таблицы.

Сказы. Как вы думаете, что это такое? Сказки? А что такое сказка? (волшебная история, вымышленная история). Сказ отличается от сказки, и очень значительно. А чем именно, мы с вами сейчас подумаем. (Слайд 23)

Сказка

Сказ

Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. (В сказках добро побеждает зло)


Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, повествование, ведущееся от лица рассказчика. (В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда-то давно)


  1. Волшебные герои — добрые или злые.


  • Герои – люди обыкновенные.


  1. Не имеют реальной основы.

  • Фольклорная первооснова.


  1. Нет рассказчика.


  • Присутствие рассказчика – человека из народа.


  1. Чтобы произошло волшебство, герою надо произнести заклинание.


  • Волшебство и таинственность – неотъемлемая часть повествования.




10. Итог урока:

1) Что нового мы сегодня узнали на уроке?

2) Как связано творчество Бажова и история горнозаводского Урала?

3) Что такое сказ?

4) Чем он отличается от сказки?

5) После сегодняшнего урока появилось ли у вас желание прочитать другие сказы П.Бажова?

11. Анализ и оценка итогов работы.

На основе дифференцированного подхода к учащимся.


  1. Домашнее задание. (Слайд 25)

  1. Самостоятельно прочитайте дома сказ «Медной горы Хозяйка».

  2. Подготовьте выразительное чтение в лицах отрывков сказа (1 группа: встреча Степана с Хозяйкой на Красногорском руднике; 2 группа: портрет Хозяйки;

3 группа: прощание Хозяйки и Степана).

  1. Выполните рисунок к сказу.






Свежие документы:  Конспект урока на тему «Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: