Конспект урока на тему «А.А. Ахматова. Стихотворения. Поэма «Реквием»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»














МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ

по дисциплине ЛИТЕРАТУРА


Раздел: Литература первой половины XX века

Тема: А.А. Ахматова. Стихотворения. Поэма «Реквием»

Специальность: 060501 Сестринское дело Курс: 1
















Купино

2015


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка

  2. Учебно-методическая характеристика занятия

  3. Ход занятия

  4. Иллюстрации

  5. Раздаточный материал

  6. Дополнительный материал

  7. Материалы для текущего контроля


























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Необходима серьёзная предварительная подготовка со студентами, так как все занятие проводят они под руководством педагога. Обучающиеся заранее готовят чтение стихов Ахматовой наизусть под музыку. Приведённый ниже материал необходимо заранее распределить между студентами. Педагог должен знать, кто сидит, за каким столиком (участники). Выбор стихов – дело чисто индивидуальное.

Занятие проходит в форме поэтического вечера.






































УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ


Тема занятия: А.А. Ахматова. Стихотворения. Поэма «Реквием»

Форма занятия: поэтический вечер

Место проведения актовый зал

Продолжительность проведения занятия: 90 минут

Мотивация темы: активизация познавательной деятельности и интереса студентов к изучению данной темы, постановка цели и задач занятия

Цели занятия:

1. Образовательная: освоение нового материала (знакомство с жизнью А.А.Ахматовой и обзор её творчества). 
2. Развивающая: расширение кругозора студентов; закрепление навыка самостоятельного, глубокого прочтения мемуаров, исторических монографий, поэтических произведений. 
3. Воспитательная: пробуждение в студентах интереса к историческому прошлому, культуре, поэзии нашего народа; воспитание на классических примерах объективной оценки исторических фактов. 
Междисциплинарная интеграция: история, русский язык, живопись, музыка

Внутридисциплинарная интеграция: Поэзия конца XIX— начала XXвека

Оборудование: проектор, компьютер, презентация, портрет А.А. Ахматовой, выставка книг, запись стихов в исполнении А.А.Ахматовой, музыкальное сопровождение, фотографии.

Перечень литературы:

Основная:

Ахматова А.А. Стихотворения. Поэмы

Литература. 10 кл.: учебник для общеобразоват. уреждений /Т.Ф.Курдюмова, С.А. Леонов и др.; под. ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2008

— Литература. 11 кл. В 2ч.: учебник для общеобразоват. учреждений/Т.Ф.Курдюмова и др.; под. ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2011

Дополнительная:

Лебедев Ю.В. Литература.10 кл.: учебник для общеобразовательных учебных заведений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2006

— Петрович В.Г., Петрович Н.М. Литература в основной и профильной школе. 11 класс. Книга для учителя. М., 2006

— Крутецкая В.А. Литература в таблицах и схемах. 10 класс. — СПб., 2008

— Словарь литературных персонажей в 8 т.- Составитель и редактор Мещеряков В.П. — М.: Московский лицей, 1997

— Черняк М.А. Современная русская литература (10-11 классы): учебно-методические материалы.- М.: Эксмо, 2007

Интернет ресурсы:

 https://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8

— Сеть творческих учителей https://www.it-n.ru/

https://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page


Ход занятия

Организационный момент: приветствие группе, выявление отсутствующих, оценка гигиенических условий подготовки аудитории к занятию.

Мотивация учебной деятельности

Знакомство с биографией поэта — весьма значимый процесс, ибо тогда читатель сможет глубже понять и почувствовать созданные данным поэтом произведения. А как пересказать биографию? Какие подобрать слова, чтобы не опошлить, не изолгать, не принизить мысли и поступки великого человека? Попробуем, обратившись к строкам из стихотворений, писем, воспоминаний, составить портрет поэтессы, которая сказала о себе: 
«Мне дали имя при крещенье Анна…»- портрет Анны Андреевны Ахматовой.
 
Студенты рассаживаются за столики под музыку Шопена (Вальс «До диез минор»).

Сообщения студентов сопровождается демонстрацией слайдов

1 столик. Семья. Детство. Учеба

Ахматова Анна Андреевна (настоящая фамилия — Горенко) родилась в семье морского инженера, капитана 2-го ранга в отставке на ст. Большой Фонтан под Одессой. Через год после рождения дочери семья переехала в Царское Село. Здесь Ахматова стала ученицей Мариинской гимназии, но каждое лето проводила под Севастополем. «Мои первые впечатления — царскосельские, — писала она в позднейшей автобиографической заметке, — зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в «Царскосельскую оду»». В 1905 г. после развода родителей Ахматова с матерью переехала в Евпаторию. В 1906 — 1907 гг. она училась в выпускном классе Киево-Фундуклеевской гимназии, в 1908 — 1910 гг. — на юридическом отделении Киевских высших женских курсов. Предки Ахматовой по линии матери, по семейному преданию, восходили к татарскому хану Ахмату (отсюда — псевдоним). Отец — инженер-механик на флоте, эпизодически занимался журналистикой. В детстве Ахматова жила в Царском Селе, где в 1903 познакомилась с Н. С. Гумилевым и стала постоянным адресатом его стихотворений. В 1905 после развода родителей переехала в Евпаторию. В 1906-07 училась в Фундуклеевской гимназии в Киеве, в 1908-10 — на юридическом отделении Киевских высших женских курсов. Затем посещала женские историко-литературные курсы Н. П. Раева в Петербурге (нач. 1910-х гг.).


Чтение и обсуждение первых стихов поэта.

2 столик. Гумилёв

25 апреля 1910 г. «за Днепром в деревенской церкви» она обвенчалась с Н. С. Гумилевым, с которым познакомилась в 1903 г. В 1907 г. он опубликовал ее стихотворение «На руке его много блестящих колец…» в издававшемся им в Париже журнале «Сириус». На стилистику ранних поэтических опытов Ахматовой оказало заметное влияние знакомство с прозой К. Гамсуна, с поэзией В. Я. Брюсова и А. А. Блока. Свой медовый месяц Ахматова провела в Париже, познакомилась с А. Модильяни, сделавшим с нее карандашные портретные наброски. Весной 1912 Гумилевы путешествовали по Италии; в сентябре родился их сын Лев (Л. Н. Гумилев). Затем переехала в Петербург и с 1910 по 1916 г. жила в основном в Царском Селе. Училась на Высших историко- литературных курсах Н. П. Раева. 14 июня 1910 г. состоялся дебют Ахматовой на «башне» Вяч. Иванова. По свидетельству современников, «Вячеслав очень сурово прослушал ее стихи, одобрил только одно, об остальных промолчал, одно раскритиковал». Заключение «мэтра» было равнодушно-ироничным: «Какой густой романтизм…» В 1911 г., избрав литературным псевдонимом фамилию своей прабабки по материнской линии, она начала печататься в петербургских журналах, в том числе и в «Аполлоне». В 1918, разведясь с Гумилевым (фактически брак распался в 1914), Ахматова вышла замуж за ассириолога и поэта В. К. Шилейко.


Чтение и обсуждение стихотворений А.А.Ахматовой, посвященных Н.Гумилеву

3 столик. Первые публикации. Первые сборники. Успех

Сочиняя стихи с 11 лет и печатаясь с 18 лет (первая публикация — в издававшемся Гумилевым в Париже журнале “Сириус”, 1907), Ахматова впервые огласила свои опыты перед авторитетной аудиторией (Вяч. Иванов, М. А. Кузмин) летом 1910. Отстаивая с самого начала семейной жизни духовную самостоятельность, она делает попытку напечататься без помощи Гумилева — осенью 1910 посылает стихи в “Русскую мысль” В. Я. Брюсову, спрашивая, стоит ли ей заниматься поэзией, затем отдает стихи в журналы “Gaudeamus”, “Всеобщий журнал”, “Аполлон”, которые, в отличие от Брюсова, их публикуют. По возвращении Гумилева из африканской поездки (март 1911) Ахматова читает ему все сочиненное за зиму и впервые получает полное одобрение своим литературным опытам. С этого времени она становится профессиональным литератором. Вышедший год спустя ее сборник “Вечер” (с напутствием Кузмина) обрел весьма скорый успех. В том же 1912 участники недавно образованного “Цеха поэтов” (Ахматову избрали его секретарем) объявляют о возникновении поэтической школы акмеизма. Под знаком растущей столичной славы протекает жизнь Ахматовой в 1913: она выступает перед многолюдной аудиторией на Высших женских (Бестужевских) курсах, ее портреты пишут художники, к ней обращают стихотворные послания поэты (в т.ч. А. А. Блок, что породило легенду об их тайном романе). Возникают новые более или менее продолжительные интимные привязанности Ахматовой — к поэту и критику Н. В. Недоброво, к композитору А. С. Лурье и др. В 1914 выходит второй сборник — “Четки” (переиздавался около 10 раз), принесший ей всероссийскую славу, породивший многочисленные подражания, утвердивший в литературном сознании понятие “ахматовской строки”. Летом 1914 Ахматова пишет поэму “У самого моря”, восходящую к детским переживаниям во время летних выездов в Херсонес под Севастополем.


Чтение и обсуждение стихов А.А.Ахматовой этого периода


4 столик. “Белая стая”

С началом Первой мировой войны Ахматова резко ограничивает свою публичную жизнь. Она не присоединила свой голос к голосам поэтов, разделявших официальный патриотический пафос, однако она с болью отозвалась на трагедии военного времени («Июль 1914″, «Молитва» и др.). В это время она страдает от туберкулеза, болезни, долго не отпускавшей ее. Углубленное чтение классики (А. С. Пушкин, Е. А. Баратынский, Расин и др.) сказывается на ее поэтической манере, остро парадоксальный стиль беглых психологических зарисовок уступает место неоклассицистическим торжественным интонациям. Проницательная критика угадывает в ее сборнике “Белая стая” (1917) нарастающее “ощущение личной жизни как жизни национальной, исторической” (Б. М. Эйхенбаум). Сборник «Белая стая», вышедший в сентябре 1917 г., не имел столь шумного успеха, как предыдущие книги. Но новые интонации скорбной торжественности, молитвенности, сверхличное начало разрушали привычный стереотип ахматовской поэзии, сложившийся у читателя ее ранних стихов. Эти изменения уловил О. Э. Мандельштам, заметив: «Голос отречения крепнет все более и более в стихах Ахматовой, и в настоящее время ее поэзия близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России». В. В. Маяковский заметил: “Стихи Ахматовой монолитны и выдержат давление любого голоса, не дав трещины”. Первые послереволюционные годы в жизни Ахматовой отмечены лишениями и полным отдалением от литературной среды, но осенью 1921 после смерти Блока, расстрела Гумилева она, расставшись с Шилейко, возвращается к активной деятельности — участвует в литературных вечерах, в работе писательских организаций, публикуется в периодике. В том же году выходят два ее сборника — “Подорожник” и “Anno Domini. MCMXXI”. В 1922 на полтора десятка лет Ахматова соединяет свою судьбу с искусствоведом Н. Н. Пуниным. После Октябрьской революции Ахматова не покинула Родину, оставшись в «своем краю глухом и грешном». В стихотворениях этих лет (сборники «Подорожник» и «Anno Domini MCMXXI», оба — 1921 года) скорбь о судьбе родной страны сливается с темой отрешенности от суетности мира, мотивы «великой земной любви» окрашиваются настроениями мистического ожидания «жениха», а понимание творчества как божественной благодати одухотворяет размышления о поэтическом слове и призвании поэта и переводит их в «вечный» план. В 1922 г. М. С. Шагинян писала, отмечая глубинное свойство дарования поэта: «Ахматова с годами все больше умеет быть потрясающе-народной, без всяких quasi, без фальши, с суровой простотой и с бесценной скупостью речи». С 1924 г. Ахматову перестают печатать. В 1926 г. должно было выйти двухтомное собрание ее стихотворений, однако издание не состоялось, несмотря на продолжительные и настойчивые хлопоты. Только в 1940 г. увидел свет небольшой сборник «Из шести книг», а два следующих — в 1960-е годы («Стихотворения», 1961; «Бег времени», 1965).


Чтение и обсуждение стихотворений.

5 столик. Годы молчания. “Реквием”

В 1924 новые стихи Ахматовой публикуются в последний раз перед многолетним перерывом, после чего на ее имя наложен негласный запрет. В печати появляются только переводы (письма Рубенса, армянская поэзия), а также статья о “Сказке о золотом петушке” Пушкина. В 1935 арестованы ее сын Лев Гумилев и Пунин, но после письменного обращения Ахматовой к Сталину их освобождают. В 1937 НКВД готовит материалы для обвинения ее в контрреволюционной деятельности; в 1938 снова арестован сын Ахматовой. Облеченные в стихи переживания этих мучительных лет составили цикл “Реквием”, который она два десятилетия не решалась зафиксировать на бумаге. В 1939 после полузаинтересованной реплики Сталина издательские инстанции предлагают Ахматовой ряд публикаций. Выходит ее сборник “Из шести книг” (1940), включавший наряду с прошедшими строгий цензурный отбор старыми стихами и новые сочинения, возникшие после долгих лет молчания. Вскоре, однако, сборник подвергается идеологическому разносу и изымается из библиотек.


Прослушивание поэмы “Реквием” в исполнении А.А.Ахматовой

Чтение и обсуждение стихотворений.

6 столик

В трагические 1930 — 1940-е годы Ахматова разделила судьбу многих своих соотечественников, пережив арест сына, мужа, гибель друзей, свое отлучение от литературы партийным постановлением 1946 г. Самим временем ей было дано нравственное право сказать вместе со «стомилльонным народом»: «Мы ни единого удара не отклонили от себя». Произведения Ахматовой этого периода — поэма «Реквием» (1935? в СССР опубликована в 1987 г.), стихи, написанные во время Великой Отечественной войны, свидетельствовали о способности поэта не отделять переживание личной трагедии от понимания катастрофичности самой истории. Б. М. Эйхенбаум важнейшей стороной поэтического мировосприятия Ахматовой считал «ощущение своей личной жизни как жизни национальной, народной, в которой все значительно и общезначимо». «Отсюда, — замечал критик, — выход в историю, в жизнь народа, отсюда — особого рода мужество, связанное с ощущением избранничества, миссии, великого, важного дела…» Жестокий, дисгармонический мир врывается в поэзию Ахматовой и диктует новые темы и новую поэтику: память истории и память культуры, судьба поколения, рассмотренная в исторической ретроспективе… Скрещиваются разновременные повествовательные планы, «чужое слово» уходит в глубины подтекста, история преломляется сквозь «вечные» образы мировой культуры, библейские и евангельские мотивы. Многозначительная недосказанность становится одним из художественных принципов позднего творчества Ахматовой. На нем строилась поэтика итогового произведения — «Поэмы без героя» (1940 — 65), которой Ахматова прощалась с Петербургом 1910-х годов и с той эпохой, которая сделала ее Поэтом.




7 столик. Бег времени


Творчество Ахматовой как крупнейшее явление культуры XX в. получило мировое признание. В 1964 г. она стала лауреатом международной премии «Этна-Таормина», в 1965 г. — обладателем почетной степени доктора литературы Оксфордского университета.

5 марта 1966 г. Ахматова умерла в поселке Домодедово, 10 марта после отпевания в Никольском Морском соборе прах ее был погребен на кладбище в поселке Комарове под Ленинградом.

Уже после ее смерти, в 1987, во время Перестройки, был опубликован трагический и религиозный цикл «Реквием», написанный в 1935 — 1943 (дополнен 1957 — 1961).

В последнее десятилетие жизни Ахматовой ее стихи постепенно, преодолевая сопротивление партийных бюрократов, боязливость редакторов, приходят к новому поколению читателей. В 1965 издан итоговый сборник “Бег времени”. На закате дней Ахматовой было позволено принять итальянскую литературную премию Этна-Таормина (1964) и звание почетного доктора Оксфордского университета (1965). Сам факт существования Ахматовой был определяющим моментом в духовной жизни многих людей, а ее смерть означала обрыв последней живой связи с ушедшей эпохой.


Чтение и обсуждение стихотворения из последнего сборника “Бег времени”

8 столик. Музеи

1. Муниципальный музей «Анна Ахматова. Серебряный Век» – музей, посвященный творчеству Анны Ахматовой, Николая Гумилева и Льва Гумилева. Директор и хранители музея проделали колоссальный труд по сбору уникальных материалов: портретов Анны Ахматовой и Николая Гумилева, раритетной мебели, скульптур, книг с автографами А. Ахматовой и из ее личной библиотеки.
Экспозиция музея написана в хронологической последовательности: Царское Село, Слепнево, Гумилев, Петербург, Блокадный Петербург, Комарово, Поэма без героя).

2. В 1989 году к 100-летию со дня рождения Анны Ахматовой в с. Слобидка-Шелехивская (Украина) был открыт литературно-мемориальный музей ее имени: в доме, который раньше служил дачей помещику Вакару, «у дороги непроезжей». Здесь поставлен и первый в Украине памятник Анне Ахматовой работы Виталия Зайко. Литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой является отделом Хмельницкого областного литературного музея.

3. Дом-усадьба Гумилевых в селе Градницы, перевезенный из Слепнева в 1935 г. Сейчас первый этаж занимает сельская библиотека, второй – музей, организованный в 1989 году, к 100-летию со дня рождения Анны Ахматовой.

4. Литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме открыт в 1989 г. к столетию со дня рождения поэта в южном садовом флигеле Шереметевского дворца (Фонтанного Дома). 3 июня 2003 года Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме открыл новую экспозицию.


Домашнее задание, инструктаж по его выполнению:

сочинение по творчеству А. А. Ахматовой (Литература. 11 кл. В 2ч.: учебник для общеобразоват. учреждений/Т.Ф.Курдюмова и др.; под. ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2011.- Ч.1., стр. 228)

— подготовить сообщение по биографии Б.Пастернака

Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Заключительное слово преподавателя.

«Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных», – писала сама А.А.Ахматова.

Перечитывая «Реквием»,

я задумался …

я понял…

я осознал…





































РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ




























1 столик. Семья. Детство. Учеба

Ахматова Анна Андреевна (настоящая фамилия — Горенко) родилась в семье морского инженера, капитана 2-го ранга в отставке на ст. Большой Фонтан под Одессой. Через год после рождения дочери семья переехала в Царское Село. Здесь Ахматова стала ученицей Мариинской гимназии, но каждое лето проводила под Севастополем. «Мои первые впечатления — царскосельские, — писала она в позднейшей автобиографической заметке, — зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в «Царскосельскую оду»». В 1905 г. после развода родителей Ахматова с матерью переехала в Евпаторию. В 1906 — 1907 гг. она училась в выпускном классе Киево-Фундуклеевской гимназии, в 1908 — 1910 гг. — на юридическом отделении Киевских высших женских курсов. Предки Ахматовой по линии матери, по семейному преданию, восходили к татарскому хану Ахмату (отсюда — псевдоним). Отец — инженер-механик на флоте, эпизодически занимался журналистикой. В детстве Ахматова жила в Царском Селе, где в 1903 познакомилась с Н. С. Гумилевым и стала постоянным адресатом его стихотворений. В 1905 после развода родителей переехала в Евпаторию. В 1906-07 училась в Фундуклеевской гимназии в Киеве, в 1908-10 — на юридическом отделении Киевских высших женских курсов. Затем посещала женские историко-литературные курсы Н. П. Раева в Петербурге (нач. 1910-х гг.).


Чтение и обсуждение первых стихов поэта.













2 столик. Гумилёв

25 апреля 1910 г. «за Днепром в деревенской церкви» она обвенчалась с Н. С. Гумилевым, с которым познакомилась в 1903 г. В 1907 г. он опубликовал ее стихотворение «На руке его много блестящих колец…» в издававшемся им в Париже журнале «Сириус». На стилистику ранних поэтических опытов Ахматовой оказало заметное влияние знакомство с прозой К. Гамсуна, с поэзией В. Я. Брюсова и А. А. Блока. Свой медовый месяц Ахматова провела в Париже, познакомилась с А. Модильяни, сделавшим с нее карандашные портретные наброски. Весной 1912 Гумилевы путешествовали по Италии; в сентябре родился их сын Лев (Л. Н. Гумилев). Затем переехала в Петербург и с 1910 по 1916 г. жила в основном в Царском Селе. Училась на Высших историко- литературных курсах Н. П. Раева. 14 июня 1910 г. состоялся дебют Ахматовой на «башне» Вяч. Иванова. По свидетельству современников, «Вячеслав очень сурово прослушал ее стихи, одобрил только одно, об остальных промолчал, одно раскритиковал». Заключение «мэтра» было равнодушно-ироничным: «Какой густой романтизм…» В 1911 г., избрав литературным псевдонимом фамилию своей прабабки по материнской линии, она начала печататься в петербургских журналах, в том числе и в «Аполлоне». В 1918, разведясь с Гумилевым (фактически брак распался в 1914), Ахматова вышла замуж за ассириолога и поэта В. К. Шилейко.


Чтение и обсуждение стихотворений А.А.Ахматовой, посвященных Н.Гумилеву













3 столик. Первые публикации. Первые сборники. Успех

Сочиняя стихи с 11 лет и печатаясь с 18 лет (первая публикация — в издававшемся Гумилевым в Париже журнале “Сириус”, 1907), Ахматова впервые огласила свои опыты перед авторитетной аудиторией (Вяч. Иванов, М. А. Кузмин) летом 1910. Отстаивая с самого начала семейной жизни духовную самостоятельность, она делает попытку напечататься без помощи Гумилева — осенью 1910 посылает стихи в “Русскую мысль” В. Я. Брюсову, спрашивая, стоит ли ей заниматься поэзией, затем отдает стихи в журналы “Gaudeamus”, “Всеобщий журнал”, “Аполлон”, которые, в отличие от Брюсова, их публикуют. По возвращении Гумилева из африканской поездки (март 1911) Ахматова читает ему все сочиненное за зиму и впервые получает полное одобрение своим литературным опытам. С этого времени она становится профессиональным литератором. Вышедший год спустя ее сборник “Вечер” (с напутствием Кузмина) обрел весьма скорый успех. В том же 1912 участники недавно образованного “Цеха поэтов” (Ахматову избрали его секретарем) объявляют о возникновении поэтической школы акмеизма. Под знаком растущей столичной славы протекает жизнь Ахматовой в 1913: она выступает перед многолюдной аудиторией на Высших женских (Бестужевских) курсах, ее портреты пишут художники, к ней обращают стихотворные послания поэты (в т.ч. А. А. Блок, что породило легенду об их тайном романе). Возникают новые более или менее продолжительные интимные привязанности Ахматовой — к поэту и критику Н. В. Недоброво, к композитору А. С. Лурье и др. В 1914 выходит второй сборник — “Четки” (переиздавался около 10 раз), принесший ей всероссийскую славу, породивший многочисленные подражания, утвердивший в литературном сознании понятие “ахматовской строки”. Летом 1914 Ахматова пишет поэму “У самого моря”, восходящую к детским переживаниям во время летних выездов в Херсонес под Севастополем.


Чтение и обсуждение стихов А.А.Ахматовой этого периода










4 столик. “Белая стая”

С началом Первой мировой войны Ахматова резко ограничивает свою публичную жизнь. Она не присоединила свой голос к голосам поэтов, разделявших официальный патриотический пафос, однако она с болью отозвалась на трагедии военного времени («Июль 1914″, «Молитва» и др.). В это время она страдает от туберкулеза, болезни, долго не отпускавшей ее. Углубленное чтение классики (А. С. Пушкин, Е. А. Баратынский, Расин и др.) сказывается на ее поэтической манере, остро парадоксальный стиль беглых психологических зарисовок уступает место неоклассицистическим торжественным интонациям. Проницательная критика угадывает в ее сборнике “Белая стая” (1917) нарастающее “ощущение личной жизни как жизни национальной, исторической” (Б. М. Эйхенбаум). Сборник «Белая стая», вышедший в сентябре 1917 г., не имел столь шумного успеха, как предыдущие книги. Но новые интонации скорбной торжественности, молитвенности, сверхличное начало разрушали привычный стереотип ахматовской поэзии, сложившийся у читателя ее ранних стихов. Эти изменения уловил О. Э. Мандельштам, заметив: «Голос отречения крепнет все более и более в стихах Ахматовой, и в настоящее время ее поэзия близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России». В. В. Маяковский заметил: “Стихи Ахматовой монолитны и выдержат давление любого голоса, не дав трещины”. Первые послереволюционные годы в жизни Ахматовой отмечены лишениями и полным отдалением от литературной среды, но осенью 1921 после смерти Блока, расстрела Гумилева она, расставшись с Шилейко, возвращается к активной деятельности — участвует в литературных вечерах, в работе писательских организаций, публикуется в периодике. В том же году выходят два ее сборника — “Подорожник” и “Anno Domini. MCMXXI”. В 1922 на полтора десятка лет Ахматова соединяет свою судьбу с искусствоведом Н. Н. Пуниным. После Октябрьской революции Ахматова не покинула Родину, оставшись в «своем краю глухом и грешном». В стихотворениях этих лет (сборники «Подорожник» и «Anno Domini MCMXXI», оба — 1921 года) скорбь о судьбе родной страны сливается с темой отрешенности от суетности мира, мотивы «великой земной любви» окрашиваются настроениями мистического ожидания «жениха», а понимание творчества как божественной благодати одухотворяет размышления о поэтическом слове и призвании поэта и переводит их в «вечный» план. В 1922 г. М. С. Шагинян писала, отмечая глубинное свойство дарования поэта: «Ахматова с годами все больше умеет быть потрясающе-народной, без всяких quasi, без фальши, с суровой простотой и с бесценной скупостью речи». С 1924 г. Ахматову перестают печатать. В 1926 г. должно было выйти двухтомное собрание ее стихотворений, однако издание не состоялось, несмотря на продолжительные и настойчивые хлопоты. Только в 1940 г. увидел свет небольшой сборник «Из шести книг», а два следующих — в 1960-е годы («Стихотворения», 1961; «Бег времени», 1965).


Чтение и обсуждение стихотворений.




5 столик. Годы молчания. “Реквием”

В 1924 новые стихи Ахматовой публикуются в последний раз перед многолетним перерывом, после чего на ее имя наложен негласный запрет. В печати появляются только переводы (письма Рубенса, армянская поэзия), а также статья о “Сказке о золотом петушке” Пушкина. В 1935 арестованы ее сын Лев Гумилев и Пунин, но после письменного обращения Ахматовой к Сталину их освобождают. В 1937 НКВД готовит материалы для обвинения ее в контрреволюционной деятельности; в 1938 снова арестован сын Ахматовой. Облеченные в стихи переживания этих мучительных лет составили цикл “Реквием”, который она два десятилетия не решалась зафиксировать на бумаге. В 1939 после полузаинтересованной реплики Сталина издательские инстанции предлагают Ахматовой ряд публикаций. Выходит ее сборник “Из шести книг” (1940), включавший наряду с прошедшими строгий цензурный отбор старыми стихами и новые сочинения, возникшие после долгих лет молчания. Вскоре, однако, сборник подвергается идеологическому разносу и изымается из библиотек.


Прослушивание поэмы “Реквием” в исполнении А.А.Ахматовой

Чтение и обсуждение стихотворений.


















6 столик

В трагические 1930 — 1940-е годы Ахматова разделила судьбу многих своих соотечественников, пережив арест сына, мужа, гибель друзей, свое отлучение от литературы партийным постановлением 1946 г. Самим временем ей было дано нравственное право сказать вместе со «стомилльонным народом»: «Мы ни единого удара не отклонили от себя». Произведения Ахматовой этого периода — поэма «Реквием» (1935? в СССР опубликована в 1987 г.), стихи, написанные во время Великой Отечественной войны, свидетельствовали о способности поэта не отделять переживание личной трагедии от понимания катастрофичности самой истории. Б. М. Эйхенбаум важнейшей стороной поэтического мировосприятия Ахматовой считал «ощущение своей личной жизни как жизни национальной, народной, в которой все значительно и общезначимо». «Отсюда, — замечал критик, — выход в историю, в жизнь народа, отсюда — особого рода мужество, связанное с ощущением избранничества, миссии, великого, важного дела…» Жестокий, дисгармонический мир врывается в поэзию Ахматовой и диктует новые темы и новую поэтику: память истории и память культуры, судьба поколения, рассмотренная в исторической ретроспективе… Скрещиваются разновременные повествовательные планы, «чужое слово» уходит в глубины подтекста, история преломляется сквозь «вечные» образы мировой культуры, библейские и евангельские мотивы. Многозначительная недосказанность становится одним из художественных принципов позднего творчества Ахматовой. На нем строилась поэтика итогового произведения — «Поэмы без героя» (1940 — 65), которой Ахматова прощалась с Петербургом 1910-х годов и с той эпохой, которая сделала ее Поэтом.
















7 столик. Бег времени


Творчество Ахматовой как крупнейшее явление культуры XX в. получило мировое признание. В 1964 г. она стала лауреатом международной премии «Этна-Таормина», в 1965 г. — обладателем почетной степени доктора литературы Оксфордского университета.

5 марта 1966 г. Ахматова умерла в поселке Домодедово, 10 марта после отпевания в Никольском Морском соборе прах ее был погребен на кладбище в поселке Комарове под Ленинградом.

Уже после ее смерти, в 1987, во время Перестройки, был опубликован трагический и религиозный цикл «Реквием», написанный в 1935 — 1943 (дополнен 1957 — 1961).

В последнее десятилетие жизни Ахматовой ее стихи постепенно, преодолевая сопротивление партийных бюрократов, боязливость редакторов, приходят к новому поколению читателей. В 1965 издан итоговый сборник “Бег времени”. На закате дней Ахматовой было позволено принять итальянскую литературную премию Этна-Таормина (1964) и звание почетного доктора Оксфордского университета (1965). Сам факт существования Ахматовой был определяющим моментом в духовной жизни многих людей, а ее смерть означала обрыв последней живой связи с ушедшей эпохой.


Чтение и обсуждение стихотворения из последнего сборника “Бег времени”





















8 столик. Музеи

1. Муниципальный музей «Анна Ахматова. Серебряный Век» – музей, посвященный творчеству Анны Ахматовой, Николая Гумилева и Льва Гумилева. Директор и хранители музея проделали колоссальный труд по сбору уникальных материалов: портретов Анны Ахматовой и Николая Гумилева, раритетной мебели, скульптур, книг с автографами А. Ахматовой и из ее личной библиотеки.
Экспозиция музея написана в хронологической последовательности: Царское Село, Слепнево, Гумилев, Петербург, Блокадный Петербург, Комарово, Поэма без героя).

2. В 1989 году к 100-летию со дня рождения Анны Ахматовой в с. Слобидка-Шелехивская (Украина) был открыт литературно-мемориальный музей ее имени: в доме, который раньше служил дачей помещику Вакару, «у дороги непроезжей». Здесь поставлен и первый в Украине памятник Анне Ахматовой работы Виталия Зайко. Литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой является отделом Хмельницкого областного литературного музея.

3. Дом-усадьба Гумилевых в селе Градницы, перевезенный из Слепнева в 1935 г. Сейчас первый этаж занимает сельская библиотека, второй – музей, организованный в 1989 году, к 100-летию со дня рождения Анны Ахматовой.

4. Литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме открыт в 1989 г. к столетию со дня рождения поэта в южном садовом флигеле Шереметевского дворца (Фонтанного Дома). 3 июня 2003 года Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме открыл новую экспозицию.











































ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ











МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ



















Тест по ранней лирике А. А. Ахматовой

Вариант 1.

  1. Назовите настоящую фамилию и место рождения А. А. Ахматовой.

  2. К какому поэтическому направлению начала XX века относится творчество А. Ахматовой?

а) футуризм б) символизм в) акмеизм г) модернизм

  1. Покажите свое понимание значения детали в лирике А. Ахматовой на примере анализа следующих строк?

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки…

В этом сером, будничном платье

На стоптанных каблуках…

  1. Какие композиционные особенности стихотворений А. Ахматовой позволяют называть их «новеллами» или «маленькими повестями»?

  2. Объясните значение термина «полифонизм» применительно к поэзии А. Ахматовой. В каком произведении А. Ахматовой полифонизм становится основным структурным элементом?























Вариант 2.


  1. Как называется первый сборник стихотворений А. Ахматовой, и в каком году он вышел?

А) «Романтические цветы» а) 1911

Б) «Вечер» б) 1912

В) «Четки» в) 1914

2. Как вы понимаете определение «женственность» относительно поэзии А. Ахматовой?

3. Приведите несколько примеров передачи душевных состояний через предмет материального мира или психологический жест в лирике А. Ахматовой?

4. В чем сходство и различия лирических героинь А. Ахматовой? Можно ли утверждать, что в лирике А. Ахматовой присутствует один женский образ самой поэтессы?

5. Можно ли согласиться с утверждением о том, что лирика А. Ахматовой может заменить чтение романа? Что сближает лирику А. Ахматовой с романной формой?



Свежие документы:  Конспект урока технологии на тему «Декоративный конверт»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: