Конспект урока на тему «А. И. Куприн «Барбос и Жулька»

Урок — презентация: «А. И. Куприн «Барбос и Жулька»

Цель: отрабатывать навыки правильного выразительного чтения.

Задачи: расширить знания детей о творчестве А.И. Куприна;

учить анализировать характер и поступки героев;

познакомить обучающихся с рассказом А.И. Куприна

«Барбос и Жулька»;

раскрыть смысл дружбы и верности;

обогащать словарный запас детей;

развивать речь, мышление;

прививать любовь к животным.

Оборудование:

карточки с текстом для речевой разминки;

рисунки детей к понравившимся эпизодам из рассказа;

Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш»;

карточки с пословицами;

портрет А.И. Куприна;

фотовыставка «Пестрое разнообразие собачьих пород;

аудиокассета с записью песни «Давайте все вместе…»;

выставка книг А.И. Куприна.



Ход урока.

1. Организационный момент.

-Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.



2. Речевая разминка.

На партах у каждого ученика лежит карточка с текстом.

Подарили мне собаку

Нет, не просто подарили,

В день рожденья подарили

Очень славного щенка.

Он малюсенький пока!

( И. Токмакова.)

-Прочитайте шепотом.

-Прочитайте птичьим базаром.

-Прочитайте с ускорением.

-Прочитайте с замедлением.

-Прочитайте с интонацией удивления.

-Прочитайте с интонацией восхищения.

-Прочитайте выразительно.

3. Проверка домашнего задания.

1.Характеристика героев.

-С чего начинается рассказ «Приемыш»?

-Что вы узнали о Собольке?

-Охарактеризуйте Тараса. Каким он вам представляется?

-Почему Тарас решил приютить птицу?

-Какие слова помогают понять, как Тарас относился к Приемышу?

-Какие отношения сложились между Тарасом, Соболькой и лебедем?

-Почему он отпустил лебедя?

-Что было правильнее?

а) поступить так, как это сделал Тарас;

б) подрезать лебедю крылья и сделать его ручным;

в) силой удержать в сарае до зимних холодов и оставить зимовать в

избушке, а весной подпустить к прилетающей стае.

2.Иллюстрации детей, к понравившимся эпизодам из рассказа Д.Н. Мамина-

Сибиряка «Приемыш».

3.Дети рассказывают истории, которые придумали как продолжение рассказа Д. Н. Мамина-Сибиряка.



4.Введение в тему. Актуализация знаний.

1.Работа с пословицами и поговорками.

-Прочитайте пословицы и поговорки, написанные на доске. Объясните их

смысл.

Легко подружиться, тяжело разлучиться.

Кто не испытал дружбы, тот не жил.

Будь верен до смерти.

При верном псе и сторож спит.

2.Просмотр мультимедийного фильма «Многообразие собачьих пород».

Собака вот уже многие тысячелетия живет рядом с человеком. Верно служит ему, сопровождает всюду.

Человек всегда старался вырастить таких собак, которые соответствовали его вкусам и нуждам, поэтому сегодня мы можем видеть породы собак любого размера, формата и окраски.

Собаки помогают охранять границы. Например, немецкая овчарка. Она неприхотлива, сильна, отважна, обладает отличным слухом и обонянием, прекрасно поддается обучению.

Свежие документы:  Сочинение на тему: "Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина и Лермонтова"

Собаки ловят преступников. От ротвейлера веет спокойствием и осмотрительностью, поэтому он стал отличной сторожевой собакой, а также поводырем слепых.

Среди охотничьих собак различают: легавых, гончих, борзых, норных.

Такса – это охотничья собака на барсуков, лис и др. норных зверей. Короткими мощными лапами такса разрывает вход, пробирается в узкие норы и способна вытащить оттуда лису или барсука. Постепенно такса превратилась в домашнего пса.

Чаще всего в квартирах живут декоративные и карликовые собаки: болонки, карликовые пинчеры, пудели, пекинесы. Они живут рядом и просто радуют людей своим присутствием.

Впрочем, совсем необязательно заводить породистую собаку. Помеси и дворняжки едва ли не здоровее и понятливее многих чистопородных, они, как иногда утверждают, сильнее привязаны к хозяевам. Помните, что есть собаки, которые ждут, не дождутся, когда кто-нибудь приютит их и потом всю жизнь испытывают и выказывают огромную благодарность.



5. Сообщение темы и целей урока.

-Сегодня мы почитаем рассказ о дружбе… собачьей. Написал его Александр

Иванович Куприн.



6.Рассказ учителя о писателе.

Куприн Александр Иванович родился 7 сентября 1870 года в городе Наровчат Пензенской губернии. В годовалом возрасте потерял отца, умершего от холеры. Мать в 1874 году приехала в Москву и из-за тяжелого материального положения была вынуждена отдать сына в сиротское училище.

Первые литературные опыты Куприн предпринял во время учебы в кадетском корпусе Московского Александровского училища. В 1890 – 1894 гг. Куприн в чине подпоручика проходил службу в Подольской губернии. Выйдя в отставку, поселился в Киеве, в 1901г. перебрался в Петербург, а затем в Севастополь. Был женат, имел двух дочерей: Лидию и Ксению. Дружил с И.А.Буниным, А.П.Чеховым и М.Горьким.

Осенью 1919 года, находясь в Гатчине, отрезанной от Петрограда войсками Юденича, эмигрировал за границу. Семнадцать лет, которые писатель провел в Париже, были малоплодотворным периодом. Постоянная материальная нужда, тоска по Родине привели его к решению вернуться в Россию. Весной 1937 тяжелобольной Куприн вернулся на Родину, тепло встреченный своими почитателями. Однако новым творческим планам не суждено было осуществиться. 25 августа 1938г. Куприн умер в Ленинграде от рака.

(Дети рассматривают книжную выставку «Куприн — детям».)



6.Знакомство с рассказом А.И.Куприна «Барбос и Жулька».

1.Словарно-лексическая работа.

-Объясните значение слов:

ПРИЗЕМИСТЫЙ – малорослый и низкий по сложению.

СТАЛАКТИТ – имеющий форму сосульки, спускающейся с потолка пещеры, известковый нарост, образованный просачивающимися каплями.

Свежие документы:  Тест "Вятские сказки"

ФЛИРТ — любовная игра, кокетство.

ФЕСТОН – один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья.

ПОДПАЛИНА – рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного.

ЛАВРЫ – ветви лаврового дерева, венок из них – символ победы, славы, награды. Пожинать лавры – пользоваться плодами успеха.

КАРЬЕР – самый быстрый конский бег, ускоренный галоп.

ТРИУМФАЛЬНЫЙ – триумф – блестящий успех, торжество.

-Объясните выражение «бывал унизан колючими «репяхами»…

-Подберите синоним к словам: льстивый (вкрадчивый, ласкательный);

мучение (страдание, терзание, пытка).

-Подберите антонимы к словам: сходство (различие, разница); взволнован

(спокоен).

2.Чтение рассказа учителем.



7. Физкультминутка.

Звучит песня «Давайте все вместе…». Под музыку дети выполняют гимнастические упражнения.

8.Продолжение чтения рассказа А.И.Куприна «Барбос и Жулька».

Тест читают заранее подготовленные дети.

(После паузы учитель задает вопрос.)

-Ваши впечатления от прочитанного?

(Дети делятся своими впечатлениями.)



9.Итог урока.

-Какие из пословиц, рассмотренных в начале урока, можно отнести к нашему рассказу?

-На уроке внеклассного чтения мы прочитали рассказ Антуана де Сент- Экзюпери «Маленький принц». Вспомните строки из этого рассказа.



Не забывай,

ты всегда

В ответе за всех,

кого приручил.

Антуан де Сент-Экзюпери.

10.Выставление оценок.

11.Домашнее задание.

Перечитать рассказ, подготовиться к работе над его содержанием на следующем уроке; индивидуальное задание – подготовить рассказ о своем питомце.





Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: