Урок — презентация: «А. И. Куприн «Барбос и Жулька»
Цель: отрабатывать навыки правильного выразительного чтения.
Задачи: расширить знания детей о творчестве А.И. Куприна;
учить анализировать характер и поступки героев;
познакомить обучающихся с рассказом А.И. Куприна
«Барбос и Жулька»;
раскрыть смысл дружбы и верности;
обогащать словарный запас детей;
развивать речь, мышление;
прививать любовь к животным.
Оборудование:
карточки с текстом для речевой разминки;
рисунки детей к понравившимся эпизодам из рассказа;
Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш»;
карточки с пословицами;
портрет А.И. Куприна;
фотовыставка «Пестрое разнообразие собачьих пород;
аудиокассета с записью песни «Давайте все вместе…»;
выставка книг А.И. Куприна.
Ход урока.
1. Организационный момент.
-Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
2. Речевая разминка.
На партах у каждого ученика лежит карточка с текстом.
Подарили мне собаку
Нет, не просто подарили,
В день рожденья подарили
Очень славного щенка.
Он малюсенький пока!
( И. Токмакова.)
-Прочитайте шепотом.
-Прочитайте птичьим базаром.
-Прочитайте с ускорением.
-Прочитайте с замедлением.
-Прочитайте с интонацией удивления.
-Прочитайте с интонацией восхищения.
-Прочитайте выразительно.
3. Проверка домашнего задания.
1.Характеристика героев.
-С чего начинается рассказ «Приемыш»?
-Что вы узнали о Собольке?
-Охарактеризуйте Тараса. Каким он вам представляется?
-Почему Тарас решил приютить птицу?
-Какие слова помогают понять, как Тарас относился к Приемышу?
-Какие отношения сложились между Тарасом, Соболькой и лебедем?
-Почему он отпустил лебедя?
-Что было правильнее?
а) поступить так, как это сделал Тарас;
б) подрезать лебедю крылья и сделать его ручным;
в) силой удержать в сарае до зимних холодов и оставить зимовать в
избушке, а весной подпустить к прилетающей стае.
2.Иллюстрации детей, к понравившимся эпизодам из рассказа Д.Н. Мамина-
Сибиряка «Приемыш».
3.Дети рассказывают истории, которые придумали как продолжение рассказа Д. Н. Мамина-Сибиряка.
4.Введение в тему. Актуализация знаний.
1.Работа с пословицами и поговорками.
-Прочитайте пословицы и поговорки, написанные на доске. Объясните их
смысл.
Легко подружиться, тяжело разлучиться.
Кто не испытал дружбы, тот не жил.
Будь верен до смерти.
При верном псе и сторож спит.
2.Просмотр мультимедийного фильма «Многообразие собачьих пород».
Собака вот уже многие тысячелетия живет рядом с человеком. Верно служит ему, сопровождает всюду.
Человек всегда старался вырастить таких собак, которые соответствовали его вкусам и нуждам, поэтому сегодня мы можем видеть породы собак любого размера, формата и окраски.
Собаки помогают охранять границы. Например, немецкая овчарка. Она неприхотлива, сильна, отважна, обладает отличным слухом и обонянием, прекрасно поддается обучению.
Собаки ловят преступников. От ротвейлера веет спокойствием и осмотрительностью, поэтому он стал отличной сторожевой собакой, а также поводырем слепых.
Среди охотничьих собак различают: легавых, гончих, борзых, норных.
Такса – это охотничья собака на барсуков, лис и др. норных зверей. Короткими мощными лапами такса разрывает вход, пробирается в узкие норы и способна вытащить оттуда лису или барсука. Постепенно такса превратилась в домашнего пса.
Чаще всего в квартирах живут декоративные и карликовые собаки: болонки, карликовые пинчеры, пудели, пекинесы. Они живут рядом и просто радуют людей своим присутствием.
Впрочем, совсем необязательно заводить породистую собаку. Помеси и дворняжки едва ли не здоровее и понятливее многих чистопородных, они, как иногда утверждают, сильнее привязаны к хозяевам. Помните, что есть собаки, которые ждут, не дождутся, когда кто-нибудь приютит их и потом всю жизнь испытывают и выказывают огромную благодарность.
5. Сообщение темы и целей урока.
-Сегодня мы почитаем рассказ о дружбе… собачьей. Написал его Александр
Иванович Куприн.
6.Рассказ учителя о писателе.
Куприн Александр Иванович родился 7 сентября 1870 года в городе Наровчат Пензенской губернии. В годовалом возрасте потерял отца, умершего от холеры. Мать в 1874 году приехала в Москву и из-за тяжелого материального положения была вынуждена отдать сына в сиротское училище.
Первые литературные опыты Куприн предпринял во время учебы в кадетском корпусе Московского Александровского училища. В 1890 – 1894 гг. Куприн в чине подпоручика проходил службу в Подольской губернии. Выйдя в отставку, поселился в Киеве, в 1901г. перебрался в Петербург, а затем в Севастополь. Был женат, имел двух дочерей: Лидию и Ксению. Дружил с И.А.Буниным, А.П.Чеховым и М.Горьким.
Осенью 1919 года, находясь в Гатчине, отрезанной от Петрограда войсками Юденича, эмигрировал за границу. Семнадцать лет, которые писатель провел в Париже, были малоплодотворным периодом. Постоянная материальная нужда, тоска по Родине привели его к решению вернуться в Россию. Весной 1937 тяжелобольной Куприн вернулся на Родину, тепло встреченный своими почитателями. Однако новым творческим планам не суждено было осуществиться. 25 августа 1938г. Куприн умер в Ленинграде от рака.
(Дети рассматривают книжную выставку «Куприн — детям».)
6.Знакомство с рассказом А.И.Куприна «Барбос и Жулька».
1.Словарно-лексическая работа.
-Объясните значение слов:
ПРИЗЕМИСТЫЙ – малорослый и низкий по сложению.
СТАЛАКТИТ – имеющий форму сосульки, спускающейся с потолка пещеры, известковый нарост, образованный просачивающимися каплями.
ФЛИРТ — любовная игра, кокетство.
ФЕСТОН – один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья.
ПОДПАЛИНА – рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного.
ЛАВРЫ – ветви лаврового дерева, венок из них – символ победы, славы, награды. Пожинать лавры – пользоваться плодами успеха.
КАРЬЕР – самый быстрый конский бег, ускоренный галоп.
ТРИУМФАЛЬНЫЙ – триумф – блестящий успех, торжество.
-Объясните выражение «бывал унизан колючими «репяхами»…
-Подберите синоним к словам: льстивый (вкрадчивый, ласкательный);
мучение (страдание, терзание, пытка).
-Подберите антонимы к словам: сходство (различие, разница); взволнован
(спокоен).
2.Чтение рассказа учителем.
7. Физкультминутка.
Звучит песня «Давайте все вместе…». Под музыку дети выполняют гимнастические упражнения.
8.Продолжение чтения рассказа А.И.Куприна «Барбос и Жулька».
Тест читают заранее подготовленные дети.
(После паузы учитель задает вопрос.)
-Ваши впечатления от прочитанного?
(Дети делятся своими впечатлениями.)
9.Итог урока.
-Какие из пословиц, рассмотренных в начале урока, можно отнести к нашему рассказу?
-На уроке внеклассного чтения мы прочитали рассказ Антуана де Сент- Экзюпери «Маленький принц». Вспомните строки из этого рассказа.
Не забывай,
ты всегда
В ответе за всех,
кого приручил.
Антуан де Сент-Экзюпери.
10.Выставление оценок.
11.Домашнее задание.
Перечитать рассказ, подготовиться к работе над его содержанием на следующем уроке; индивидуальное задание – подготовить рассказ о своем питомце.