А. Куприн. «Слон»
Цель: воспитывать доброту силой художественного слова.
Задачи:
совершенствовать навыки анализа художественного теста, опираясь на поставленные вопросы.
укрепить навыки выборочного пересказа;
Оборудование:
экран;
проектор;
презентация;
Ход урока
I. Подготовительная беседа.
— Что вы можете сказать о слоне? Какой он?
— Что значит дарить фигурки слонов? Сколько их должно быть?
— Какой комплимент женщине в Индии считается наивысшим?
Вывод: Слоны совсем не медлительные, как принято считать. Они могут бежать со скоростью 30-40 км/ч. Слоны запоминают около 30 команд и усердно выполняют их, стараясь заслужить одобрения погонщика. Индийские слоны занесены в Красную книгу.
— В каких крылатых выражениях используется слово “слон?”
Крылатые выражения:
— Слона — то не приметить;
— Слон в посудной лавке;
— Делать из мухи слона;
— Как слон.
Объяснение крылатых выражений:
— Слона-то и не приметить — не заметить главного.
— Слон в посудной лавке — о большом, нескладном человеке, оказавшемся в тесноте, среди хрупких вещей.
— Делать из мухи слона – придавать чему-либо незначительному большое значение.
— Как слон — неуклюж, громоздок, неповоротлив.
II. Постановка учебной задачи.
1. Тема сегодняшнего урока рассказ А. Куприна “Слон”.
Это художественный рассказ. Художественный рассказ — это описание, выражение своих чувств ко всему происходящему.
К сегодняшнему уроку вы должны были прочитать этот рассказ.
— Какие непонятные слова встретились вам во время чтения?
2. Давайте посмотрим словарь толкований.
— Гостиная — комната для приема гостей.
— Горничная — работница в частном доме, убирающая комнаты.
— Барышня — девушка из барской семьи, интеллигентной семьи.
— Публикум, или публика — люди в качестве зрителей, слушателей.
— Попона — покрывало, укрывающее спину, туловище.
— Равнодушно — безразличный, безучастный к людям, к окружающим.
— Щеколды — род дверного запора, металлические пластинки с рычажком.
— Фисташки — зеленоватые съедобные орехи.
3. После прочтения этого рассказа изменилось ли ваше представление, отношение к слону?
4. Задача сегодняшнего урока постараться понять внутренний мир человека, его чувства и переживания, его мечты и надежды, мир его воображения. Ведь человеческая душа — самая большая загадка литературы.
III. Анализ прочитанного.
1. Беседа по вопросам:
— Как вы думаете, могло ли быть то, о чем рассказывает А. Куприн?
Что кажется вам более невозможным: слон в комнате или выздоровление девочки благодаря слону?
— Что побуждает двух взрослых людей (отца шестилетней девочки и хозяина цирка) исполнить невероятную просьбу девочки?
(Речь идет о здоровье, и даже жизни девочки. Она очень больна и отец боится, что не сумеет выполнить ее последнего желания. Это понимает не только отец, но и хозяин зверинца: у него самого дочь Лиза — ровесница больной девочки.)
— Почему они выбирают самого большого слона: ведь есть еще два маленьких?
(Самый большой слон — самый талантливый и обученный. Он умеет показывать очень много интересных вещей.)
2. Выборочное чтение.
— Желание маленькой девочки Нади увидеть слона — это каприз или мечта? Доказывай свое мнение, обращаясь к тексту.
Вывод: Надя проводит со Слоном целый день и весь вечер. Даже засыпает около него. Все это говорит о настоящем, глубоком, устойчивом интересе девочки к слону. Если бы было капризом, прихотью (а не мечтой), слон бы очень быстро наскучил девочке.
— Найдите и прочитайте описание слона.
Вывод: Кто же так внимательно рассматривает слона? Надя? Автор?
(Поскольку слон сравнивается с изображением на картине, которую Надя видела, сопоставляется размеры слона с высотой двери, длиной столовой — можно заключить, что это именно взгляд Нади.)
— Как девочка понимает «дружбу» со слоном?
(Дружба для Нади — это проявление уважения. Она называет слона на “Вы”, интересуется именем слона: тем, как он провел ночь; пил ли он чай, ждет, пока его покормят булками, ее желание все делать вместе и быть рядом, не хочет расставаться с ним даже вечером.)
IV. Работа в группах.
— Подготовьте краткий или выборочный пересказ.
1 гр. – пересказ от имени Нади.
2 гр. – пересказ от имени Слона.
3 гр. – пересказ от имени отца.
4 гр. – пересказ от имени хозяина зверинца.
V. Отчеты групп. Обсуждение.
— С каким произведением близок этот рассказ? Почему? ( “Синяя птица”. Выздоровление девочки – это символ того чуда, которое может сотворить любовь: любовь и бескорыстие другого человека. А Надя выздоравливается в результате проявления родительской любви. Слон оказался тем самым большим и умным другом, в котором она так нуждалась: сила очень яркого впечатления, силой настоящей и искренней привязанности поднимает Надю на ноги.)
VI. Фронтальная работа.
— О чем этот рассказ: о силе родительской любви или о том, что сбывшаяся мечта – самое лучшее лекарство!
— Обоснуйте своё мнение.
— Как вы думаете, а доброта присутствует в этом рассказе?
— А легко ли быть добрым?
— Подберите смысловые ассоциации к слову “добро”.
— Что оно в себя включает?
Давайте посмотрим, что получилось у меня.
Добро – это:
красота
душевность
ласка
тепло
счастье
веселье
жизнь
отзывчивость
любовь
праздник
мама
смех
улыбка
семья
— Какие понятия подходят к нашему рассказу? Почему?
VII. Подведение итогов. Домашнее задание.
— Дома ещё раз перечитать этот рассказ.
Уверена, что вы откроете для себя что-то новое, то, что не увидели при первом чтении. Дома разделить рассказ на части и составить план.
Мечта шестилетней девочки Нади сбылась.
— А о чем мечтаете вы?
Если очень верить в мечту, стремиться к неё, не лениться, сбудутся и ваши мечты.
VIII. Рефлексия
Смайликами покажите, какое настроение у вас осталось после проведённого урока.