Тема: А.Н. Толстой «Детсво Никиты» глава «Стрелка барометра»
Цель : способствовать развитию эмоциональной сферы детей через анализ
художественного текста; рассмотреть произведение через литературно- исторический аспект; воспитывать любознательного
и внимательного читателя , умеющего видеть и ценить красоту родной
земли
Ход урока:
1.Оргмомент:
—посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Пожелайте друг другу успехов.
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Ученики читают фразу, которую они написали в тетради
Учитель читает стихи С.Маршака (на слайде)
В той удивительной Стране
Где я увидел свет,
Как многим, исполнялось мне
И пять, и десять лет.
В стране фантазий и проказ
И озорных затей
Когда-то каждый был из нас
Одним из тех детей.
— О какой стране идёт речь в стихах?
(ученики отвечают)
Учитель:
— Сегодня завершающий урок по произведению А.Толстого «Детство Никиты». Самые внимательные в конце урока смогут продолжить мысль
План урока:
1. Закончим фразу (Работая над рассказом, я понял…)
(* Главный герой Никита…)
2. Творчество писателя.
3. Читаем повесть
4.Учиться работать с содержанием
5. Выразительное чтение
6. Итог урока.
3. Творчество писателя.
Родился 10 января 1883 г. (по новому стилю) в городе Николаевске (ныне Пугачёвск в Саратовской области). Отец — граф Н. А. Толстой, мать — детская писательница А. Л. Толстая.
Воспитывался у отчима А. А. Бострома (на хуторе Сосновка под Самарой). Учился в Самарском реальном училище. Повесть «Детство Никиты» – автобиографическое произведение. Писатель Алексей Толстой передаёт в ней свои детские впечатления. Никита – имя его сына. Ему-то он и посвятил свою книгу. О своём детстве на хуторе Сосновка, что под Самарой, он пишет в автобиографии: «Там прошло моё детство. Сад. Пруды, окружённые вётлами и заросшие камышом. Степная речонка Чагра. Товарищи – деревенские ребята. Верховые лошади… Смены времён года, как огромные и всегда новые события. Всё это, и в особенности, что я рос один, развивало мою мечтательность…» и, несомненно, мечтательность главного героя его повести Никиты.
Мама, Александра Леонтьевна, всеми силами старалась развить в Алексее Толстом писательский талант. Может быть, благодаря ей он и стал писателем.
Аркадий Иванович – это первый домашний учитель писателя, его звали Аркадий Иванович Словохотов, о нём А.Н. Толстой вспоминает:
«Рябой, рыжий, как огонь, отличный человек, с которым мы жили душа в душу…»
в 1901 г. поступил в Петербургский технологический институт, в 1907 г. ушёл в художественное училище.
Первые книги — «Лирика» (1907 г.) и «Сорочьи сказки» (1910 г.).
С 1918 по 1923 г. Находился за пределами России и затем, вернулся на родину
Для детей написал сказку «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1936 г.). Прототипом Буратино здесь стал Пиноккио из одноимённой сказки Карло Коллоди, однако отличия сюжета и характеров героев достаточно существенны, и о “Буратино” вполне можно говорить как о самостоятельном произведении. Повесть «
Умер 23 февраля 1945 г. в Москве.
4. Подготовка к восприятию текста.
Скороговорка:
Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щётку в уголке.
(Проходит смысловой анализ. После ученики работают в парах — проговаривают скороговорку по одному, вдвоём, всем классом .)
Словарная подготовка.
Мгла
Точно в бреду
Чесучовые панталоны (Это летние мужские брюки из лёгкой ткани.)
Пекло
Тиф
Циферблат
Томление Мучение, страдание.
Пекло – страшная жара, окаянное пекло – проклятая жара, которая несёт погибель.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗМИНУТКА
5.Работа над текстом
Читает ученик, останавливается по абзацам.
Беседа после прочтения первой части.
— Какая была погода? Найдите описание в тексте?
— К чему это может привести, если такая погода будет долго?
-Какое настроение было у героев? Почему они себя так вели?
-Соотнесите иллюстрацию с текстом. Найдите это место?
Беседа после прочтения 2 части.
— Как меняется настроение у семьи?
— Как вы это поняли?
— Что с природой, как автор передаёт состояние природы?
с помощью каких слов А.Н. Толстой рисует атмосферу в доме, в усадьбе: все ждут дождя, а его всё нет. Найдите, прочитайте. (Тусклые, душные, тоскливо, голая стена, железная, точно в бреду)
6. Работа в группах (карточки)
Восстановить последовательность событий.
Никита не знал, куда приткнуться. От тишины, от зноя звенело в голове. Пошел на крыльцо. В комнатах, в полуденной зловещей тишине, только звенели мухи. Под мглистым, но особенно каким-то ослепительным белым светом солнца широкий двор был пустынен и тих – всё заснуло, замерло.
7. Рефлексия.
-Вернёмся к целям. Мы их достигли? (ученики анализируют)
-Кто сможет продолжить мысль:
«Работая над рассказом А.Толстого я понял…» (отвечают желающие)
«Главный герой Никита…»
8.Домашнее задание.
пересказать главу «Стрелка барометра» любую часть
9. Итог урока.
-Представьте себя художником. Какие краски вы бы использовали для изображения детства? Какие бы цвета преобладали (Ученики отвечают) Благодарю за работу. Позвольте закончить наш урок стихами.
У детства много разных красок
Ты среди них свою найди.
На белом листике бумаги
Свою мечту изобрази.
Проходит детство незаметно,
Не возвращается назад.
И только красками напомнит
Вам о весёлых тех годах.
Ведь жизнь она бывает разной,
Угрюмой, скучной, однообразной.
Но ты сквозь годы пронеси
Из детства яркие мечты.
Никита не знал, куда приткнуться. От тишины, от зноя звенело в голове. Пошел на крыльцо. В комнатах, в полуденной зловещей тишине, только звенели мухи. Под мглистым, но особенно каким-то ослепительным белым светом солнца широкий двор был пустынен и тих – всё заснуло, замерло.
|
Восстановить последовательность событий. |
Никита не знал, куда приткнуться. От тишины, от зноя звенело в голове. Пошел на крыльцо. В комнатах, в полуденной зловещей тишине, только звенели мухи. Под мглистым, но особенно каким-то ослепительным белым светом солнца широкий двор был пустынен и тих – всё заснуло, замерло.
|
Восстановить последовательность событий. |
Никита не знал, куда приткнуться. От тишины, от зноя звенело в голове. Пошел на крыльцо. В комнатах, в полуденной зловещей тишине, только звенели мухи. Под мглистым, но особенно каким-то ослепительным белым светом солнца широкий двор был пустынен и тих – всё заснуло, замерло.
|
Восстановить последовательность событий. |
Никита не знал, куда приткнуться. От тишины, от зноя звенело в голове. Пошел на крыльцо. В комнатах, в полуденной зловещей тишине, только звенели мухи. Под мглистым, но особенно каким-то ослепительным белым светом солнца широкий двор был пустынен и тих – всё заснуло, замерло. |
Восстановить последовательность событий. |
Никита не знал, куда приткнуться. От тишины, от зноя звенело в голове. Пошел на крыльцо. В комнатах, в полуденной зловещей тишине, только звенели мухи. Под мглистым, но особенно каким-то ослепительным белым светом солнца широкий двор был пустынен и тих – всё заснуло, замерло. |
Восстановить последовательность событий. |
Никита не знал, куда приткнуться. От тишины, от зноя звенело в голове. Пошел на крыльцо. В комнатах, в полуденной зловещей тишине, только звенели мухи. Под мглистым, но особенно каким-то ослепительным белым светом солнца широкий двор был пустынен и тих – всё заснуло, замерло. |