Конспект урока на тему «А. Погорельский Черная курица или Подземные жители»

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Урок литературного чтения

А. Погорельский

«Черная курица или Подземные жители»

Учитель начальных классов: Соколова Ольга Ивановна





2014-2015 учебный год

г. Лабытнанги

Тема урока: А Погорельский «Чёрная курица или подземные жители».

Цели урока:

— провести всесторонний анализ второй и 3 части сказки;
— пополнить знания об авторе, о писателях того времени;
— вызвать интерес к жизни и творчеству А. Погорельского;
— воспитывать нравственные качества учащихся на примере главного героя;
— расширять словарный запас;
— развивать навык беглого и внимательного чтения;
— развивать умение ориентироваться в тексте;
— развитие образного представления.

Оборудование: кроссворд, устаревшие слова и их значения, жетоны, книги.

I. Организационный момент.

— Давайте в начале урока вспомним русскую пословицу:

Чтение – вот лучшее…” (учение)

— Закончите фразу.
— А кого мы называем хорошим, серьезным читателем ?

(Человека, который понимает прочитанное, запоминает детали, новые слова, может анализировать текст)

II. Викторина.

— Посмотрим, насколько вы внимательные читатели.

(За правильный ответ ученик получает жетон)

  1. Послушайте диалог (с. 99 – 100) и определите, кому принадлежат эти реплики. (А. Погорельский и племянник Алеша)

  2. Где жил А. Погорельский? (На Украине, в имении).

  3. Что такое имение? (Помещичья усадьба в деревне).

  4. Как оно называется? (Погорельцы).

  5. Являются ли слова имение и имя однокоренными?

  6. Что такое псевдоним? (Вымышленное имя).

  7. Назовите настоящее имя А. Погорельского? (Алексей Алексеевич Перовский).

  8. Для кого была написана сказка? (Для племянника Алеши).

  9. Кем стал племянник в будущем? (Поэт, писатель, драматург).

— Молодцы, вы хорошо поработали. Встаньте те, кто получил больше одного жетона.
— В русской литературе фамилия Толстой встречалась неоднократно. Какой именно Толстой является племянником Погорельского?

(Выбирают из трех фамилий: Л.Н. Толстой, А.К. Толстой, А.Н. Толстой).

III. Проверка домашнего задания.

— Какую новую страницу в детской литературе открыл А. Погорельский? (Написал первую литературную сказку для детей).
— Как называется эта сказка ?
(“Черная курица или подземные жители”).

Отправимся туда снова и встретимся с уже полюбившимися нам героями: Чернушкой и Алешей.

Дома вы давали характеристику Алеши, выделяли его человеческие качества, открывшиеся нам в первой части.

Назовите качества, докажите словами из текста.

(Рассудительный, боязливый, храбрый, любопытный, наблюдательный).

— В тексте вам встретились слова, передающие характер эпохи и не совсем понятные нам сейчас. Вы выписывали эти слова в “Тетрадь по чтению”. Проверим, запомнили ли вы лексическое значение этих слов. Положите перед собой листок и соедините слово с его значением.

(Один ученик работает у доски).

Рукомойник

Длинный выступ (у печки, у стены) для лежания

Сени

Глиняные плитки

Лежанка

Подсвечник

Изразцы

Небольшой висячий умывальник

Шандал

Помещение между жилой частью дома и крыльцом

Молодцы!

— Где можно уточнить значения непонятных нам слов? (В толковом словаре).
— Какие сказочные события произошли в первой части?

IV. Работа с текстом до чтения второй части.

Алеша хотел было остановиться, но Чернушка ему не позволила”.

— Предположите, какие события могли произойти с Алешей дальше.

В этом вам помогут опорные слова:

проснулась старушка
рыцари приподнялись
долго-долго шли
сражаться
обморок

Прочитайте вторую часть самостоятельно, подчеркивая карандашом незнакомые слова.

V. Работа с текстом во время чтения 2 части.

1) — Подтвердились ли наши предположения?
— Кто такие рыцари?
— Зачитайте описание рыцарей. (с.106)
— А в нашей сказке рыцари являются положительными или отрицательными героями? Почему?
(Отрицательные герои, воюют с Чернушкой).
— Зачитайте сцену битвы.
— Выделите в предложении глаголы, показывающие стремительное развитие событий.
(Соскочили, ударили, бросились).
— А что же случилось с Алешей?
(Ему сделалось страшно, сердце в нем сильно затрепетало, и он упал в обморок).
— Как бы вы вели себя на месте Алеши?

2) — Что нового узнали о мальчике? Какие качества можно добавить? (Нетерпеливый, непослушный).

3) — Какие слова вызвали у вас затруднения и вы выделили их при чтении?

VI. Физминутка.

VII. Комментированное чтение 3 части.

— Интересно ли вам, что будет дальше. Как вы думаете, увидит ли Алеша Чернушку еще раз? Почему?

1 ) Читаем 1 абзац.
— Алеша получил большое впечатление от увиденного ночью.

Докажите это словами из текста.

(Долго не мог опомниться, виденное не выходило у него из головы).

— Почему он так хотел выбежать во двор? Кого он хотел увидеть?

(Чернушку, хотел снова попасть в сказку).

— Посмотрите, как интересно построено последнее предложение абзаца.

Перечитайте его.

— Какую смысловую роль играет союз но ?

(Действия предметов противопоставляются).

— Он с нетерпением ждет минуты, чтобы выйти из дому, но, как нарочно, идет сильный снег.

Сама природа против желания мальчика.

2) Чтение диалога.

— Что расстроило Алешу за обедом? (Курица пропала, давно была назначена на кухню).
— Чего он ждал с нетерпением?
(Когда настанет время ложиться спать).

3) Чтение диалога в лицах.

— Как Алешу характеризует Чернушка? (Добрый, ветреный, никого не слушает с первого слова).
— А каким еще стал Алеша?
(Послушным)

Мир, в который он попал ночью, напомнил ему сказку, и чтобы попасть туда снова он готов измениться, стать послушным.

4) Чтение до конца.

— Кого встретил Алеша, проходя через комнаты?
— Нарушил ли Алеша запрет Чернушки на этот раз? Зачитать.

Молодцы! Вы настоящие читатели.

VIII. Кроссворд.

— Я предлагаю вам разгадать кроссворд, в который вошли слова из текста.

Если вы запишите слова правильно, то отгадаете ключевое слово.

(Работа в парах).

По вертикали:

  1. Что явилось в серебряных шандалах?

  2. Из чего сделаны куклы?

  3. Куда давно была назначена курица?

  4. Как называет автор комнаты старушек?

— Какое ключевое слово получилось? (Чернушка).

IX Итог.

— Докажите, что эта сказка написана специально для детей? (Понятна нам, герой ребенок, волшебство).
— Что нового узнали о писателе, об Алеше?

Погорельский: добрый, верит в чудеса и его герои такие же.

X. Релаксация.

— Кому понравилась эта сказка, и кто согласен со словами Оли, что эта сказка чудесная, поднимите жетон.

Эту сказку с интересом читали ваши бабушки и дедушки, мамы и папы, а теперь и вы.

Она многократно переиздавалась. (Показ книг).

Если у кого- то из вас появилось желание прочитать сказку полностью, может начать чтение на каникулах.


Свежие документы:  Конспект урока биологии на тему «Науки о неживых телах и организмах. Методы изучения природы»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: