Южно-Казахстанская область Мактаральский район коммунальное государственное учреждение «Школа-гимназия «Женис» Учитель начальных классов Макашеева Гулнара Тулегеновна
Тема: А. С. Пушкин. «Уж небо осенью дышало…»
(отрывок)
Цели: учить делить текст на смысловые части, ориентироваться в тексте; развивать умение анализировать переживания автора в стихотворениях.
Ход урока
I. Речевая разминка.
– Прочитайте скороговорку на доске сначала медленно, затем наращивая темп:
Ценит цеп косец по косовице.
II. Изучение нового материала.
Учащиеся читают произведение по цепочке.
– Радует ли героя-рассказчика наступление осени? (Герой отмечает, что наступление осени связано с замиранием и угасанием жизни, он говорит, что наступающая осень – «довольно скучная пора».)
– Обратите внимание на выделенные слова. Вы уже знакомы со стихотворением Овсея Дриза, где наступление осени идентично наступлению пустоты и тишины, поэтому и здесь многие из них отмечают те же признаки.
– Прочитайте те строчки, которые помогают представить, что происходит осенью в лесах. Поэт стремится к тому, чтобы мы это увидели или еще и услышали? («Лесов таинственная сень / С печальным шумом обнажалась…»)
– Поэт стремится к тому, чтобы мы еще и слышали звуки осени. Найдите строчки, позволяющие представить, что делают перелетные птицы осенью. Мы это только видим или и видим, и слышим? («Гусей крикливых караван / Тянулся к югу…». Слово «крикливых», позволяет представить, услышать крик птиц.)
– Поэт описывает раннюю или позднюю осень? (Это поздняя осень.) Докажите строчками из стихотворения. («Стоял ноябрь уж у двора».) А если бы мы не дочитали до этой строчки, вы бы поняли, что речь идет не о ранней золотой осени, а о поздней осени? (Строчки «Лесов таинственная сень / С печальным шумом обнажалась…» создают образ леса, сбросившего листья, причем сделавшего это «с печальным шумом», то есть под порывами ветра.)
– Первая часть – это впечатления и наблюдения поэта? Или его размышления? Это отдельные впечатления, или они складываются в целостную картину? Где поэт ставит точку? (Первая часть – это впечатления и наблюдения поэта, которые складываются в целостную картину. Не случайно между отдельными наблюдениями поэт ставит запятую и только в конце первой части – точку.)
– Прочитайте эту часть так, будто вместо запятой стоят точки. Что-нибудь изменилось? Понимаете теперь, как надо читать эту часть стихотворения? Прочитайте ее так, как задумал поэт.
– Перечитайте вторую часть стихотворения. Заметили, где стоит точка? А какие знаки стоят в конце некоторых строчек? (Учащиеся находят точку с запятой.)
– Прочитайте плакат Летучей Мыши о смысле этого знака. Миша медленно читал вторую часть стихотворения. После каждой паузы Миша записывал свои ощущения от картины осени. Посмотрите, что он написал:
Темно и холодно.
Тихо.
Голодно.
Страшно.
Пусто.
Тихо.
– Вы можете расшифровать Мишину запись? Какие строчки породили каждое Мишино ощущение?
– Сравните строчку «Встает заря во мгле холодной» с Мишиным ощущением «Темно и холодно». Что же такое «холодная мгла»?
– Каких животных вы представляете, когда читаете эту часть стихотворения? Миша сказал, что представляет волков и коня. А вы их представляете? Маша сказала, что представляет еще и коров.
Диалог Маши и Миши читает учитель.
«Миша не согласен:
– Как можно представлять коров, если поэт говорит, что пастух их не гонит?
Маша возражает:
– А я их представляю летом – когда пастух их собирал в кружок.
– Такова сила воображения! – сказал Кот. – Поэт хочет, чтобы мы представляли и лето, и осень. И то, что коровы на полях были, и то, что их не стало!»
III. Итог урока.
– С каким произведением познакомились? Кто автор?