Конспект урока на тему «А. С. ПУШКИН. «УЖ НЕБО ОСЕНЬЮ ДЫШАЛО»

Южно-Казахстанская область

Мактаральский район

коммунальное государственное учреждение

«Школа-гимназия «Женис»

Учитель начальных классов

Макашеева Гулнара Тулегеновна











Тема: А. С. Пушкин. «Уж небо осенью дышало…»
(отрывок)

Цели: учить делить текст на смысловые части, ориентироваться в тексте; развивать умение анализировать переживания автора в стихотворениях.

Ход урока

I. Речевая разминка.

Прочитайте скороговорку на доске сначала медленно, затем наращивая темп:

Ценит цеп косец по косовице.

II. Изучение нового материала.

Учащиеся читают произведение по цепочке.

Радует ли героя-рассказчика наступление осени? (Герой отмечает, что наступление осени связано с замиранием и угасанием жизни, он говорит, что наступающая осень – «довольно скучная пора».)

Обратите внимание на выделенные слова. Вы уже знакомы со стихотворением Овсея Дриза, где наступление осени идентично наступлению пустоты и тишины, поэтому и здесь многие из них отмечают те же признаки.

Прочитайте те строчки, которые помогают представить, что происходит осенью в лесах. Поэт стремится к тому, чтобы мы это увидели или еще и услышали? («Лесов таинственная сень / С печальным шумом обнажалась…»)

Поэт стремится к тому, чтобы мы еще и слышали звуки осени. Найдите строчки, позволяющие представить, что делают перелетные птицы осенью. Мы это только видим или и видим, и слышим? («Гусей крикливых караван / Тянулся к югу…». Слово «крикливых», позволяет представить, услышать крик птиц.)

Поэт описывает раннюю или позднюю осень? (Это поздняя осень.) Докажите строчками из стихотворения. («Стоял ноябрь уж у двора».) А если бы мы не дочитали до этой строчки, вы бы поняли, что речь идет не о ранней золотой осени, а о поздней осени? (Строчки «Лесов таинственная сень / С печальным шумом обнажалась…» создают образ леса, сбросившего листья, причем сделавшего это «с печальным шумом», то есть под порывами ветра.)

Первая часть – это впечатления и наблюдения поэта? Или его размышления? Это отдельные впечатления, или они складываются в целостную картину? Где поэт ставит точку? (Первая часть – это впечатления и наблюдения поэта, которые складываются в целостную картину. Не случайно между отдельными наблюдениями поэт ставит запятую и только в конце первой части – точку.)

Прочитайте эту часть так, будто вместо запятой стоят точки. Что-нибудь изменилось? Понимаете теперь, как надо читать эту часть стихотворения? Прочитайте ее так, как задумал поэт.

Перечитайте вторую часть стихотворения. Заметили, где стоит точка? А какие знаки стоят в конце некоторых строчек? (Учащиеся находят точку с запятой.)

Свежие документы:  Сочинение на тему: "Три дня на воле по поэме Лермонтова Мцыри"

Прочитайте плакат Летучей Мыши о смысле этого знака. Миша медленно читал вторую часть стихотворения. После каждой паузы Миша записывал свои ощущения от картины осени. Посмотрите, что он написал:

Темно и холодно.

Тихо.

Голодно.

Страшно.

Пусто.

Тихо.

Вы можете расшифровать Мишину запись? Какие строчки породили каждое Мишино ощущение?

Сравните строчку «Встает заря во мгле холодной» с Мишиным ощущением «Темно и холодно». Что же такое «холодная мгла»?

Каких животных вы представляете, когда читаете эту часть стихотворения? Миша сказал, что представляет волков и коня. А вы их представляете? Маша сказала, что представляет еще и коров.

Диалог Маши и Миши читает учитель.

«Миша не согласен:

Как можно представлять коров, если поэт говорит, что пастух их не гонит?

Маша возражает:

А я их представляю летом – когда пастух их собирал в кружок.

Такова сила воображения! – сказал Кот. – Поэт хочет, чтобы мы представляли и лето, и осень. И то, что коровы на полях были, и то, что их не стало!»

III. Итог урока.

С каким произведением познакомились? Кто автор?



Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: