Кошевая Оксана Николаевна, учитель начальных классов Донецкой ОШ № 97.
Тема А. С. Пушкин — великий русский поэт. Чтение отрывков из произведений А. Пушкина. А. Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке”.
Цель: познакомить учащихся с творчеством А. С. Пушкина; продолжить работу над развитием навыка беглого чтения; развивать речь, память, внимание, воображение, познавательный интерес учащихся, умение быстро находить нужное слово; формировать коммуникативные навыки работы в группах, в парах; воспитывать интерес к чтению, трудолюбие, чувство дружбы.
Ход урока
I.Организационный момент
На уроке наши глаза внимательно
Смотрят и все … (видят).
Уши внимательно слушают
И всё …(слышат).
Голова хорошо … (думает).
Пусть сегодня для нас всех,
На урок придёт успех!
II. Работа над темой урока
1.Работа над загадкой.
Рыбка приплыла из сказки,
С золотистою окраской.
Можешь ей желанье молвить —
Вдруг попробует исполнить?
Что это за рыбка?
2. Сообщение темы урока.
Ребята, сегодня на уроке мы начнём знакомство с творчеством известного русского поэта А. С. Пушкина, прочитаем его “Сказку о золотой рыбке”.
3. Рассказ учителя.
Трудно найти человека, который не знал бы и не любил этого замечательного поэта. Родился А.С.Пушкин в городе Москве. С раннего детства был окружен заботой вниманием своих родителей. Маленький Саша научился рано читать. Бабушка поэта и няня Арина Родионовна были самыми близкими ему людьми. Представьте себе: старый дом, зимний вечер, за окном валит снег, поёт в трубе ветер, жужжит веретено. Няня рассказывает сказку. А поэт гусиным пером торопливо записывает её. Сюжеты этих сказок Пушкин использовал при создании своих сказок.
Сейчас потолкуем о сказке такой:
Тут синее море, тут берег морской.
Старик выйдет к морю, он невод забросит
Кого — то поймает и что — то попросит.
О жадной старухе рассказ здесь пойдёт.
А жадность, ребята, к добру не ведёт
4. Подготовка речевого аппарата. Игра “Поезд”.
Рыбу ловит рыболов.
В реку весь ушел улов.
5. Работа над “Сказкой о рыбаке и рыбке”.
Словарная работа.
Печатный пряник — пряник с отпечатанными рисунками или буквами;
бояре — богатые, знатные люди, которые служили царю;
светёлка — небольшая светлая комната в верхней части дома;
простофиля — несмышленый, глуповатый человек;
чупрун — прядь волос, спадающая на лоб, чуб;
невод – большая рыболовная сеть;
пуще – сильнее;
землянка – выкопанное в земле жилище;
откуп – плата, которой откупаются, выкуп;
очи – глаза.
Чтение сказки учителем и хорошо читающими учащимися.
6. Физкультминутка.
Рыбки плавали, ныряли
В чистой светленькой воде.
То сойдутся-разойдутся,
То зароются в песке.
7. Беседа по содержанию.
Где жил старик со старухой?
Чем занимались главные герои?
Как старик поймал золотую рыбку?
Сколько раз он закидывал невод?
О чем попросила старика рыбка?
Чему удивился и чего испугался старик?
Какое “ласковое слово” он молвил рыбке?
Каким вам представляется старик?
Чему учит нас эта сказка?
8. Работа в парах “Доскажи фразу”.
На пороге сидит его старуха,
А перед ней разбитое…
Он в другой раз закинул невод,-
Пришел невод с травой…
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба…
Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое…
Вот пошел он к синему морю;
Видит,- море слегка…
Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий …
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три…
9. Работа в группах. Игра “Путаница.”
Соедините стрелочками все желания старухи по порядку.
1 изба
2 стать царицей
3 стать столбовой дворянкой
4 стать владычицей морской
5 корыто
Соедините стрелочками как менялось море.
1 не спокойно синее море
2 почернело синее море
3 помутилося синее море
4 на море черная буря
5 море слегка разыгралось
Сопоставь литературного героя с его словами.
Золотая рыбка “Дурачина ты, простофиля”
Старуха “Смилуйся, государыня рыбка”
Старик “Чего тебе надобно”
10. “Моё желание”.
Ребята, представьте, что вы сами поймали золотую рыбку, чтобы вы у неё попросили? Запишите своё желание.
III. Итог урока
Шелестят волшебные странички
Все быстрей нам хочется узнать
Вздрагивают детские ресницы
Верят в чудо детские глаза
Даже если мы уже не дети
В 20, 30 лет и в 45
Убегаем мы порою в детство
Убегаем к Пушкину опять.
Продолжите фразу
Сегодня на уроке я узнал…
Мне было интересно…
Мне было трудно…