ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ
по дисциплине ЛИТЕРАТУРА
Раздел: Литература второй половины XX века
Тема: А. В. Вампилов. Пьеса «Утина охота»
Специальность: 060501 Сестринское дело Курс: 1
Купино
2015
Автор-составитель: Папшева Марина Артуровна, преподаватель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Учебно-методическая характеристика занятия
Хронологическая карта занятия
Ход занятия
Раздаточный материал
Дополнительный материал
Материалы для текущего контроля
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная методическая разработка предназначена для организации аудиторной работы студентов при изучении творчества А. В. Вампилова.
В методическом пособии представлены различные формы заданий. Пособие включает материал, дополняющий материал учебника, вопросы по анализу стихотворных и прозаических текстов, раздаточный материал, материалы для текущего контроля.
В результате изучения темы А. В. Вампилов. Пьеса «Утина охота»
Студент должен:
знать/понимать:
— основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX века
— содержание изученных литературных произведений;
— основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
уметь:
— воспроизводить содержание литературного произведения;
— сопоставлять литературные произведения;
— анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
— соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
— выявлять авторскую позицию.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
— создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
— участия в диалоге или дискуссии;
— самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ
Тема занятия: А. В. Вампилов. Пьеса «Утина охота»
Тип учебного занятия: комбинированное
Место проведения аудитория
Продолжительность проведения занятия: 90 минут
Мотивация темы: активизация познавательной деятельности и интереса студентов к изучению данной темы, постановка цели и задач занятия
Цели занятия:
1. Образовательная: знать/понимать основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX века; содержание изученных литературных произведений; основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
выявлять авторскую позицию; воспроизводить содержание литературного произведения; сопоставлять литературные произведения;
2. Развивающая: формировать умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы.
3. Воспитательная: раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости.
Междисциплинарная интеграция: история, русский язык
Внутридисциплинарная интеграция:
Формы и методы осуществления и организации учебно-познавательной деятельности: диалог, самостоятельная работа в малых группах, лекция, анализ текста
объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый;
наглядные – мультимедиа презентация с демонстрацией наглядного материала; печатно-словесные — учебник, дидактические материалы, методическая разработка занятия для преподавателя, тексты произведений.
Оборудование: проектор, компьютер, презентация, портрет А. В. Вампилова, выставка книг
Глоссарий по теме:
Деградировать – постепенно ухудшаясь, приходить в упадок.
Ретроспекция – обращение к прошлому.
Интеллигентность — подлинная образованность, культура.
Инквизитор – 1. Судья инквизиции — следственный орган католической церкви.
Перечень литературы:
Основная:
— Вампилов А. В. Утиная охота
— Литература. 10 кл.: учебник для общеобразоват. уреждений /Т.Ф.Курдюмова, С.А. Леонов и др.; под. ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2008
— Литература. 11 кл. В 2ч.: учебник для общеобразоват. учреждений/Т.Ф.Курдюмова и др.; под. ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2011
Дополнительная:
— Лебедев Ю.В. Литература.10 кл.: учебник для общеобразовательных учебных заведений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2006
— Петрович В.Г., Петрович Н.М. Литература в основной и профильной школе. 11 класс. Книга для учителя. М., 2006
— Крутецкая В.А. Литература в таблицах и схемах. 10 класс. — СПб., 2008
— Словарь литературных персонажей в 8 т.- Составитель и редактор Мещеряков В.П. — М.: Московский лицей, 1997
— Черняк М.А. Современная русская литература (10-11 классы): учебно-методические материалы.- М.: Эксмо, 2007
Интернет ресурсы:
— https://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
— Сеть творческих учителей https://www.it-n.ru/
— https://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
Этапы занятия | Цель | Время | |
1 | Организационный этап (проверка готовности аудитории и студентов к занятию, отметка отсутствующих на занятии) | Организация начала занятия, настраивание студентов на учебную деятельность | 2 мин |
2. | Целевая установка. Мотивация учебной деятельности (сообщение цели, темы и задач изучения нового материала; показ его практической значимости) | Раскрыть теоретическую и практическую значимость темы | 3 мин |
3 | Актуализация опорных знаний | Выявление имеющихся знаний, оценка степени подготовленности студентов к занятию | 5 мин |
4. | Усвоение новых знаний (организация внимания; сообщение преподавателем нового материала; систематизация и обобщение этого материала студентами) | Формирование теоретических знаний | 30 мин
|
5. | Физкультминутка | Снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей | 5 мин |
6. | Осмысление и систематизация полученных знаний и умений. Закрепление нового материала (проверка преподавателем глубины понимания студентами учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий, закрепление полученных знаний и умений)
| Закрепить у студентов те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по данной теме | 40 мин |
7. | Домашнее задание, инструктаж по его выполнению (объяснение содержания работы, приемов и последовательность ее выполнения)
| Сообщить студентам о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения | 2 мин |
8. | Рефлексия (подведение итогов занятия) (Самооценка и оценка работы группы)
| Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее | 3 мин |
Ход занятия
Организационный момент: приветствие группе, выявление отсутствующих, оценка гигиенических условий подготовки аудитории к занятию.
Мотивация учебной деятельности
Наверное, прозвучит странно, Александр Вампилов – классик двадцатого столетия. И от этого образа повеет чем-то монументальным, неживым. Для каждого человека существуют свои отношения со временем. Для кого-то его вообще нет. У кого-то год как год, норма, у кого-то год за два. «Вампилов вне времени уже. У него нет прошлого, нет будущего, нет настоящего: он есть! Вот звезда светит, мы уже не знаем, живая она или мертвая, свет ее летит и летит, и мы его видим»,- пишет В.Гуркин. Трудно представить себе Вампилова семидесятилетним. Он вошел в литературу молодым и молодым в ней остался. Жизнь оборвалась на самом взлете, в самом расцвете. Жизнь, которой казалось, не будет конца, и которой, казалось, он сам привык диктовать условия: ведь он даже не позволил себе утонуть. Он доплыл и уже почувствовал дно под ногами, но сердце не выдержало.
3. Актуализация опорных знаний
— наизусть стихотворение Р. Гамзатова
4. Усвоение новых знаний
Лекция- беседа (презентация) –
Писать и печататься Вампилов начал студентом, учась в Иркутском государственном университете. Первый его рассказ был опубликован 4 апреля 1958 года в газете «Иркутский университет» и назывался «Стечение обстоятельств». Этот же рассказ дал название первой книжке писателя, его единственному прижизненному сборнику прозы, вышедшему в 1961 году в Иркутске.
Всю прозу А.Вампилова составляют около шестидесяти рассказов, очерков, фельетонов, юморесок, написанных им за годы студенчества и работы в газете.
Его проза – это свидетельство самых первых профессиональных шагов писателя, момент выбора пути, ранний этап работы. Она интересна и важна, прежде всего, как предыстория его театра.
Проза, с одной стороны, позволяет глубже судить о внутренней творческой эволюции писателя, а с другой – о характере его взаимоотношений со временем, в котором он жил. Она выступает как своего рода копилка тем, сюжетов, характеров, творческая кладовая будущего драматурга, но в то же время свидетельствует и об особенностях художественного видения молодого писателя.
Проза Вампилова ещё во многом несовершенна: маленькие рассказы, предназначенные для страниц молодёжной газеты, очерки, фельетоны о плохой организации труда, репортажи с полевых станов и лесных просек. Но это уже был класс «постановки голоса», момент, когда человек, переполненный яркостью жизненных впечатлений, игрой воображения, обострённого восприятия жизни, рвущихся наружу молодых сил, учился отливать их в законченные литературные формы.
И вот мы уже видим, как из отдельных наблюдений, непритязательных сценок, рассказов, юмористических ситуаций, подсмотренных в жизни или выдуманных, прорастал и начинал жить самостоятельной жизнью тот мир, который позднее открылся читателю в вампиловской прозе и драме.
Проза Вампилова неоднородна по своему составу: это и беллетристика (рассказы, сценки, юморески), и публицистика (фельетоны, очерки), и даже одно небольшое литературное эссэ, посвящённое творчеству О. Генри.
Словарная работа. Публицистика – род произведений, посвящённых актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества. Беллетристика – 1) художественное произведение; 2) в 20 в. также массовая литературная продукция бытописательского, развлекательного характера в противоположность произведениям высокого искусства. Эссэ (в переводе с франц. «опыт, набросок») — жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчёркнуто индивидуальную позицию автора с непринуждённым изложением, ориентированным на разговорную речь.
Различие между этими жанрами у Вампилова ощутимо: они создаются писателем по разным художественным законам, в различных интонационных ключах. Но граница между ними неотчётлива. Она проведена самими издателями, собравшими и сгруппировавшими прозу писателя самым причудливым образом и на глазок. Принципиальные различия между очерком «Весёлая Танька» и рассказами «Конец романа» или «Станция Тайшет», фельетоном «Зиминский анекдот» отыскать достаточно трудно.
Газета «Советская молодёжь» отличалась не только теплотой, сердечностью, дружественностью редакционного уклада, но и особой располагающей интонацией общего стиля: простой и деловитой искренностью.
Очерки о трудовых достижения города и области соседствуют здесь с материалами о семейных конфликтах, новости культурной жизни Иркутска – с памятными датами всемирной литературы. Грубость, хамство, ханжество, жестокость в быту бичуются так же страстно, как и разгильдяйство, очковтирательство, бесхозяйственность на производстве.
Обо всём этом и пишет Вампилов. Его герои – люди самых разнообразных профессий: строители и лесорубы, проводники вагонов дальнего следования и медсёстры, бригадмильцы и кладовщики, честные граждане и жулики, но это всегда – люди повседневности, люди буднего дня, выхваченные из толпы.
Но, конечно, основная тема очерков А.Вампилова – это люди сибирских строек. В 60-е годы Сибирь и покорение Сибири были магистральными линиями литературы. Многие авторы отправляли своих героев на сибирские стройки в поисках настоящей жизни. Для городской молодёжи европейской части страны Сибирь стала обетованным краем духовности, романтики, местом великих свершений, кузницей характеров, спасением от любовных травм, служебных и семейных неурядиц, творческих бед.
Все эти темы мы встречаем у Вампилова. Однако сейчас отчётливо видно, что то, о чём он писал, существенно отличалось от стереотипа. Вампилов сам родом из тех мест, куда литература отправляла своего героя на испытание.
Его очерки посвящены лесорубам, плотникам, бульдозеристам, экскаваторщикам, первопроходцам и покорителям тайги – словом, всем тем, о ком преимущественно пишут в то время. В обстоятельствах этих очерков присутствует вся полагающаяся ситуации героическая атрибутика: сибирский мороз, наледь на стенках палатки, где спят, не раздеваясь, в бушлатах, гитара в загрубевших мужских руках. Но человек предстаёт перед нами иным.
Герой Вампилова не озабочен романтической сущностью своих поступков, он просто работает, он просто живёт.
На героев и ситуации, господствовавшие тогда в литературе, Вампилов смотрит по-иному, глазами человека, выросшего именно здесь, в Сибири. Для писателя, родившегося в Кутулике, «райцентре с головы до ног», этот край лишён экзотики, а его восприятие — излишней романтической возвышенности. Его герой – ровесник каждого приезжего, ему понятно всё, что манит искателей подвигов, но вместе с тем он не такой – его родина здесь:
«Хорошо родиться где-нибудь в Мелитополе, в безмятежном южном городе, провести детство в яблонях и полусне, коллекционировать марки, презирать девчонок, учиться играть на кларнете, стать пловцом-разрядником, хорошо быть смешным и легкомысленным, провалиться на экзаменах, побродить по другим городам, поссориться с приятелем, влюбиться, помрачнеть, задуматься, послать всё к чёрту и вдруг уехать в Сибирь, на стройку. Хорошо ехать в Сибирь бывшим футболистом, ценителем сухих вин, остряком, сердцеедом. Угодить в тёмную глухариную тайгу, в суровые морозы, к суровому бригадиру, перековаться и зажить по-новому. Не жизнь, а роман!
Совсем другое дело, если ты родился в Сибири, вырос в Сибири, работаешь в Сибири. Да всё это в одном и том же районе. И только, когда тебе пошёл третий десяток, ты переехал в другое место. Это совсем другое дело» («Белые города»).
Работа с материалом учебника (конспект)
5. Физкультминутка
6. Осмысление и систематизация полученных знаний и умений. Закрепление нового материала
Работа с текстом
Об «Утиной охоте» много спорят. Что, по вашему мнению, является предметом спора? Какой из героев, по вашему мнению, деградировал окончательно?
(В. Зилов)
Подумайте, оставляет в нем что-то надежду на обновление? Каково ваше мнение?
Критики тоже разделились. Одни считают, что деловит, незауряден, он сохранил человеческое обличие. Ему скучно жить, но он способен на обновление. Другие считают, что перед нами человек падший, деградация его завершена. Но чем же привлекает драматурга вот такая жизнь, такая судьба?
Итак, мы попадаем в провинциальный городок, в среду интеллигенции, молодых людей около 30 лет, в круг друзей и знакомых Виктора Зилова. Кто они? Насколько интеллигентны, по вашим представлениям?
(А) Саяпин – ему принадлежит идея розыгрыша с венком и телеграммой, хотя потом просит прощение. Но сама- то идея именно такого розыгрыша страшна. Он останавливает Зилова от самоубийства и невольно думает о ремонте квартиры в случае, если она достанется ему после смерти «друга». Все переваливают на Зилова, когда выясняется, кто виноват в недобросовестности информации. Он, естественно, не друг Зилова и, конечно, не интеллигент.
Б) Валерия, жена Саяпина. Каковы черты ее характера? Интеллигентна ли она?
Энергичная, напористая, пробивная, современная.
Ради чего она решила «приударить» за начальником мужа? (ради выгоды, ей необходимо получить квартиру). Льстивая).
Найти эпизод, когда она на новоселье осматривает квартиру Зилова. Прокомментировать этот эпизод. Прочитать только ее реплики и сделать вывод.
(Минимум словарного запаса, практичность, от которой становится не по себе)
В) Кушак (глуповат, трусоват, не прочь поразвлечься в отсутствии жены)
Г) Кузанов – наивен, не разбирается в жизни. Участник розыгрыша Зилова.
Вспомните, что он говорит Виктору? Почему всех Вера называет «аликами»?(потому что все они серые, на одно лицо. Именно «алики» – и этим все сказано.
Смешно или грустно, глядя на эту среду обитания? Зилова она устраивает? В чем конфликт произведения? Почему он решил застрелиться?
(Сначала эта жизнь его устраивала, но постепенно в нем зреет вопрос: как и для чего жить? А коль этот вопрос мы ставим, значит пьеса не бытовая, а бытийная. Вампилов поднимает проблемы бытия).
Мы застаем Зилова на следующий день после того, как он отмечает с друзьями начало охотничьего сезона, утром скандал. И теперь что он начинает делать?
(Он раскручивает назад свою жизнь, вспоминая события последних 2-х месяцев. Эти воспоминания заполняют почти всю пьесу. Зилов узнает о своей смерти от Димы, встречает мальчика с венком, начинает вспоминать прошлое).
Для чего понадобился драматургу этот прием, который называется ретроспекцией?
(Во-первых, человеческая память удерживает лишь самое главное в жизни, во-вторых, в воспоминаниях человек не только видит события, но и анализирует их, делает выводы. Конечно, подсознательно).
8. Обращаемся к эпизоду, когда Зилов и Галина ждут гостей на новоселье. Чтение эпизода. Пришло ли счастье в дом Зиловых? А было ли оно?
Если она вспоминает о прошлой жизни, значит, было, оно, это, счастье, была эта любовь.
9. Где же они ее растеряли, как вы думаете? (обращение к ремаркам)
Легкомыслие мужа, несбывшиеся надежды, мечты, непосильная работа, когда чувствуешь ежедневную не проходящую усталость. В Галине еще трепещется надежда на семейное счастье, но дежурные зиловские «конечно», «обязательно», «это не проблема» почти приглушают огонек этих надежд.
10 Сцена новоселья. Попробуем ее прокомментировать. Много ли пожелали хозяевам? Есть ли здесь обстановка чего-то праздничного?
Ничего радостного, тем более праздничного. Разговоры ни о чем, пожелать новоселам нечего, о добрых традициях никто не помнит.
В воспоминаниях есть одна горькая сцена о том, что любит Зилов. Давайте ее прочитаем и прокомментируем.
11. С чем связано второе воспоминание Зилова? (подпись под липовыми документами, письмо отца, знакомство с Ириной).
12. Найти и прочитать письмо отца и прокомментировать его.
13. Почему преображается эта только что холодная душа при встрече с Ириной?
(Непосредственность, доверчивость, искренность. Он понимает, что такие девочки появляются нечасто, она для него святая. Но, согласитесь, по ремаркам мы видим, что Ирина похожа на его жену в юности, которую он по сути предал).
14. Проанализировать последнюю реплику Зилова в 1 действии, когда жена
сообщает ему, что у них будет ребенок.
15. Обращаемся к картине 2-го действия. Что вы можете сказать о Зилове из этого эпизода?
(Корежит от его нерешительности, лживости. Он по сути заводит азартную игру с некогда любимым человеком.)
16.Понимает ли Галина его фальшь?
(Конечно, она понимает, ей больно и горько. И все-таки он заражает Галину своими воспоминаниями)
Понимает ли Зилов страшный смысл произошедшего? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к ремаркам, которые определяют каждое воспоминание.
17. Обращаемся к эпизоду, когда Зилов прощается с Галиной. Искренен ли Зилов? Верите ли вы ему? Почему ушла Галина?
Охота соединяет человека с природой, природа очищает от суеты, от наносного, дурного, т.е. каждый человек на природе нравственно очищается. Но охота это и преследование и смерть. Но жена Зилова говорит, что он даже ни разу не убил маленькой птички и, скорее всего, не убьет.
Тогда зачем он ждет охотничьего сезона? Ваше мнение.
Главное для него, наверное, стремление побыть наедине с природой, побыть самим собой, ни лгать, ни изворачиваться. Парадокс, наверное, в том и заключается, что на охоте Зилов вряд ли когда сможет убить, а вот в жизни – он бьет без промаха: по жене, по еще не родившемуся ребенку, по Ирине, когда предлагал ее, как товар, друзьям, по Вере, по отцу, которого предал.
Старая истина: творимое тобою зло вернется к тебе. Зилов получил телеграмму-соболезнование от друзей. Это расплата за свершенное Зиловым зло.
18. К какому итогу пришел в конце концов герой? Прочитать последнюю ремарку. Как истолковать ее? Оставляет ли автор надежду на возрождение Зилова?
Трижды повторяет автор «плачет или смеется». И если читатель решит, что плачет, тогда есть надежда на возрождение.
Обратимся к первой ремарке. Прочитать, сколько раз автор повторяет слово «типичный» Какой знак подал нам, читателям, автор, повторяя одну и ту же деталь? О чем хотел сказать?
Стало типичным, что интеллигент на поверку оказывается вовсе неинтеллигентным, когда потеряны все нравственные ориентиры, когда скучно и не для чего жить. И если мы видим срез нашей жизни – не страшно ли нам?
Не страшно ли нам, что в каждом из нас, если честно взглянуть на себя, есть хоть немного от Зилова. А не сказал ли нам автор о том, что все мы, без исключения, участвуем в создании морального климата жизни, а значит, и с каждого спрос?
Вампилов выразился с определенностью: среда – это мы сами. Мы, вместе взятые. А если так, то разве не среда каждый из нас в отдельности? Да, выходит, среда – это то, что каждый из нас работает, ест, пьет, что каждый из нас любит и чего не любит, во что верит и чему не верит, и значит каждый может спросить самого себя со всей строгостью: что в моей жизни, в моих мыслях, в моих поступках есть такого, что дурно отражается на других людях
7. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению:
— творческая работа по творчеству А. Вампилова (Литература. 11 кл. В 2ч.: учебник для общеобразоват. учреждений/Т.Ф.Курдюмова и др.; под. ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2011- Ч.2)
— прочитать повесть Хемингуэя «Старик и море»
8. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
1. Заключительное слово преподавателя.
Вампилов видел в жизни, как хрупки и капризны чувства людей, как велика сила пошлости, как опасен обывательский быт. Испытывая своих героев волею случая, анекдотической или даже фантастической ситуацией, автор апеллирует к уму и совести читателя, понимающего, как много в мире зависит от его повседневных поступков. Давайте обратимся к словам Вампилова, использованным в качестве эпиграфа к уроку. Вдумайтесь в них. « Среда – это мы сами…, это то, как каждый из нас работает, ест, пьёт, что каждый из нас любит и чего не любит, во что верит и чему не верит, и, значит, каждый может спросить самого себя со всей строгостью: что в моей жизни, в моих мыслях, в моих поступках есть такого, что дурно отражается на других людях?»
«Малые жанры – рассказ, очерк – не исчезли из творчества зрелого Вампилова. Эти трудные формы совершенствовались, наполнялись новым содержанием. Но от первых до последних опытов непреложным оставалось ярко выраженное личностное отношение писателя к жизни. По рассказам и очеркам Вампилова можно восстановить историю его душевной жизни, его гражданское становление.
2. Комментарий оценок, поставленных в течение занятия
«5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
«4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
«3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа.
«2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.