Тема: Анатолий Седугин «Про умную собаку»
формировать умение выразительного и вдумчивого чтения, познавательное и критическое мышление;
развивать и обогащать речь учащихся, развивать внимание и умение формулировать обобщающие умозаключения;
воспитывать смелость, умение отвечать за свои поступки, активную жизненную позицию, осознание важности человеческих взаимоотношений через принятие идейной нагрузки литературного произведения.
Эпиграф: «Мы в ответе за тех, кого приручили». А.Экзюпери
Оборудование: магнитофон, записи на доске, выставка книг о собаках.
Ход урока
Организационный момент
-Доброе утро, ребята. У нас урок литературного чтения, урок общения. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Начнем урок с игры «Привет, сосед!»
— Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь…
Дети хором произносят текст:
Привет, сосед!
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил.
* * * * * * * * * * * * * * * * *
С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать.
— Давайте мы подготовимся к работе и начнём с дыхательной гимнастики
II. Дыхательная гимнастика
1 Упражнение «Задержи дыхание» (Встать, распрямив плечи, удерживая голову прямо, одну руку положить на живот, вторую – на грудь (для контроля дыхания). На счет «раз» сделать молча глубокий вдох и задержать дыхание, на счет «два», медленно выдыхая воздух, плавно посчитать вслух от 1 до 5.)
2. Упражнение «Свеча» (Глубоко вдохнуть, задержать дыхание и медленно подуть на воображаемое пламя свечи. Постараться дуть так, чтобы пламя «легло» и удержать его в таком положении до конца выдоха. Упражнение выполняется с использованием узкой полоски тонкой цветной бумаги, которую ребенок держит в руке, близко перед собой и дует на нее).
III. Проверка домашнего задания
1 вариант
Ответы на вопросы
— Что произошло во дворе?
— Почему женщина рассердилась на мальчиков?
— Что нужно было сделать детям?
2 вариант
Подробный пересказ
В. Осеева «Плохо»
Вывод: помогать слабым.
-Ребята, давайте подумаем, что обозначает следующее выражение:
Как кошка с собакой (Недружно, постоянно в ссоре)
— Я думаю, что у нас в классе нет таких учащихся, которые живут как кошка с собакой
IV. Речевая разминка
— Научиться читать скороговорки по рядам
Чищу щёткой я щенка, щекочу ему бока.
Щенок жалобно пищит,
Тащит он тяжёлый щит.
V. Подготовка к восприятию нового материала
— О ком речевая разминка? Как называют маму щенка?
Игра «Назови детёнышей животных»
У коровы – теленок.
У лошади – жеребенок.
У свиньи – поросенок.
У курицы – цыпленок.
У тигрицы – тигренок.
У кошки – котенок.
У собаки – щенок.
— Вы видите, что у щенков и других животных есть мамы, которые заботятся о своих детенышах. И у каждого из вас есть мама, которая тоже заботится о вас.
Мама. Какое прекрасное слово! На всех языках мира оно звучит одинаково нежно. В любом возрасте – и в пять и в пятьдесят – человеку всегда нужна мама, ее ласка. Забота, любовь, ее нежный взгляд. Чем больше наша любовь к маме, тем радостнее и светлее жизнь.
В каждом из нас живет маленькое солнце. Это солнце – доброта. У мамы ее больше всего. Она любит своих детей. Помогает им, учит любить и уважать других людей. А любовь и помощь согревают, как солнце.
Доброта
В доме добрыми делами занята,
Тихо бродит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты.
Что от этой доброты
Приживаются цветы,
Рыбки, ежики, птенцы?
Я тебе отвечу прямо:
Это – мама, мама, мама!
Л.Николаенко
— Много дел и хлопот у наших мам. А всегда ли мы внимательны к ним?
V. Сообщение темы и целей урока
— Сегодня мы с вами познакомимся с произведением Анатолия Седугина «Про умную собаку».
Биография А.Седугина.
VI. Работа с текстом А.Седугина «Про умную собаку»
1. Первичное восприятие текста
Чтение рассказа учителем.
ПРОВЕРКА ПЕРВИЧНОГО ВОСПРИЯТИЯ
— Понравилось ли вам произведение? Что особенно вам запомнилось?
— Кто из героев вам особенно понравился? Почему?
— Было ли вам стыдно за какого-либо героя в этом произведении?
— Кого вам было жалко в этом произведении?
— Как вы думаете, осознал ли мальчик ошибку в своём поведении по отношению к маме?
Повторное чтение с целью проведения словарной работы
2. Словарная работа (самостоятельное чтение по частям)
Зрительная гимнастика
3. Чтение текста учащимися («цепочкой»);
4. Обсуждение прочитанного.
— От чьего имени ведётся рассказ?
— Как вы думаете, это воспоминание или описание ситуации настоящего времени? Докажите
— Действительно ли собака была умной?
— По каким действиям это понятно? Найдите в тексте и зачитайте
— Как чувствовала себя мама, придя с работы?
— Как мальчик отнёсся к уставшей маме?
— Кто преподнёс урок мальчику?
— Когда сын осознал свой поступок?
— Как мальчик должен был поступить?
— Ребята, о чём сейчас сожалеет писатель? В каких строках это выражено? Найдите и зачитайте.
В ЭТИХ СЛОВАХ АВТОРА ЗАКЛЮЧЁН УРОК И ДЛЯ НАС. КАКОЙ?
БЕРЕГИТЕ СВОИХ МАМ, ДАЖЕ ЕСЛИ ОНИ ЕЩЁ МОЛОДЫЕ!!!
— Что значит беречь? Как вы понимаете эти слова? ( Помогать, не огорчать. Быть внимательными и заботливыми)
— На примере данной семьи мы видим, как животное – собака чувствует свою хозяйку, узнаёт её по шагам. А вы знаете, что о настроении собаки можно узнать по некоторым признакам? По каким? (По положению хвоста)
— А сейчас посмотрим, что обозначает положение хвоста у собаки: …
5. Пересказ текста по серии картинок
6. Выразительное чтение по ролям.
-Чему учит поступок героя? ( слушать маму, любить, уважать, бережно относиться)
— На какого героя из других произведений похож мальчик из рассказа?
— Ребята, а какими бы вам хотелось видеть отношения людей в семье? (доброжелательными, тёплыми, быть отзывчивыми, уметь сочувствовать)
!!!Думаю, что ты правильно разобрался в данной ситуации. Спасибо тебе за мудрые, тёплые высказывания о родителях, престарелых людях, маленьких членах семьи.
— Чего не знал мальчик? Что мы можем посоветовать ему?
Золотое правило поведения:
«Поступай по отношению к другим так, как хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе»
VIII. Закрепление изученного
— А сейчас посмотрим, как вы хорошо знаете произведения, героями которых являются собаки.
-Игра «Назови кличку собаки»
Шарик Артемон Булька
— Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот»
— А.Толстой «Приключения Буратино или Золотой ключик»
— Н.Носов «Незнайка в Солнечном городе»
— РНС «Репка»
Физкультминутка
Танцевальные движения под музыку «Человек собаке друг»
Слово учителя.
— Человек живет на Земле в постоянном окружении растений и животных. Их очень много – всех не перечесть. Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Природа открывает свои секреты не всем. А как же хочется нам узнать, кто в царстве зверей самый сильны, кто самый маленький, кто самый быстрый, кто дольше всех живет, кто больше всех спит?.. И только тому, кто по-настоящему любит все живое, откроет свои тайны книга природы. Любить животных – значит знать. Знать – значтит читать о них, наблюдать за ними, помогать им.
IX. Разговор по кругу «Мое питомец»
— Дети, у кого есть домашние животные?
Работа с эпиграфом
-Прочитайте эпиграф. Как вы понимаете смысл высказывания Антуана де Сент-Экзюпери:
«Мы в ответе за тех, кого приручили».
Учитель.
— Много интересного можно рассказать о четвероногих друзьях. Сегодня на уроке мы говорим о собаках.
Ученик.
Собаки первыми из всех животных стали домашними. И ни одно другое животное не предано человеку так, как собака, не служит ему так беззаветно, как это удивительное существо.
Многие тысячелетия живет собака вместе с людьми. Есть пограничные собаки, которые стерегут границу, склады, магазины; есть собаки-спасатели, которые спасают тонущих людей; ездовые собаки, цирковые; также помогает охотникам отслеживать зверя, собаки-поводыри, которые водят слепых.
1-й ученик
Существует наука о собаках – кинология. Казалось бы, о собаках давно уже все известно. Тем не менее собака во многом остается таинственным животным. Кинология
— А может кто знает, как называют человека, который работает с собаками: учит их, дрессирует. Кинолог
— А как вы думаете, какое главное предназначенье собак?
Главное предназначенье собак – быть друзьями человека.
Про собак много есть песен, стихов, пословиц и поговорок.
Пословицы:
Собака помнит, кто ее кормит.
Нет плохих собак, есть плохие хозяева.
Каков хозяин, такова и собака.
Не дразни собаку, так не укусит.
Народные приметы
Собака перед Собака по снегу Собака мало ест, Собака жмется
домом катается – валяется – к вьюге. много спит – к ненастью. к хозяину —
гости будут. к несчастью.
Вывод: Собака – друг человека.
Ребята, бывает так.. Завел человек собаку . а она требует внимания, заботы. Надоели человеку эти заботы, и выбросил он животное на улицу, предал друга. Предательство – один из самых отвратительных поступков человека. Помните: собака – не игрушка, она всегда будет нуждаться в вашей постоянной заботе.
X. Подведение итогов урока
— С каким рассказом познакомились на уроке? Кто автор?
— Чему учат нас поступки героев?
— Закройте на минутку глаза и ласково произнесите слово «мама». Почувствовали, как на душе стало тепло? Как вы думаете, почему?
Ученик читает стихотворение:
Сто путей, сто дорог
Обойти по свету,
Мама – самый лучший друг,
Лучше мамы нету.
Ю.Шуткова
— Спешите делать добро. Украшайте свою жизнь и жизнь окружающих людей добрыми делами. Ведь только добрый, чуткий и внимательный человек получит взамен настоящее уважение и любовь.
XI. Рефлексия
— Ребята, дорисуйте лучики к тому солнышку, какое у вас настроение после пройденного урока
Игра «Дело в шляпе»
Учащиеся передают шляпу друг другу, когда заканчивается музыка или считалка, тот, у кого в руках осталась шляпа, анализирует свою работу на уроке или ставит оценку работающим у доски и обосновывает ее.
СЛОВЕСНАЯ ОТМЕТКА УЧАЩИХСЯ. АНАЛИЗ РАБОТЫ
XII. Домашнее задание
С. 86 – 87, выразительно читать, подготовить пересказ