Конспект урока на тему «Анатолий Седугин «Про умную собаку»

Тема: Анатолий Седугин «Про умную собаку»

  1. формировать умение выразительного и вдумчивого чтения, познавательное и критическое мышление;

  2. развивать и обогащать речь учащихся, развивать внимание и умение формулировать обобщающие умозаключения;

  3. воспитывать смелость, умение отвечать за свои поступки, активную жизненную позицию, осознание важности человеческих взаимоотношений через принятие идейной нагрузки литературного произведения.

Эпиграф: «Мы в ответе за тех, кого приручили». А.Экзюпери

Оборудование: магнитофон, записи на доске, выставка книг о собаках.

Ход урока

  1. Организационный момент

-Доброе утро, ребята. У нас урок литературного чтения, урок общения. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Начнем урок с игры «Привет, сосед!»

— Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь…

Дети хором произносят текст:

Привет, сосед!

Улыбнись мне в ответ.

Я хочу, чтобы ты не грустил,

Всем улыбки сегодня дарил.

* * * * * * * * * * * * * * * * *

С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать.

— Давайте мы подготовимся к работе и начнём с дыхательной гимнастики

II. Дыхательная гимнастика

1 Упражнение «Задержи дыхание» (Встать, распрямив плечи, удерживая голову прямо, одну руку положить на живот, вторую – на грудь (для контроля дыхания). На счет «раз» сделать молча глубокий вдох и задержать дыхание, на счет «два», медленно выдыхая воздух, плавно посчитать вслух от 1 до 5.)

2. Упражнение «Свеча» (Глубоко вдохнуть, задержать дыхание и медленно подуть на воображаемое пламя свечи. Постараться дуть так, чтобы пламя «легло» и удержать его в таком положении до конца выдоха. Упражнение выполняется с использованием узкой полоски тонкой цветной бумаги, которую ребенок держит в руке, близко перед собой и дует на нее).

III. Проверка домашнего задания

1 вариант

Ответы на вопросы

— Что произошло во дворе?

— Почему женщина рассердилась на мальчиков?

— Что нужно было сделать детям?

2 вариант

Подробный пересказ

В. Осеева «Плохо»

Вывод: помогать слабым.

-Ребята, давайте подумаем, что обозначает следующее выражение:

кошка%20и%20собакаКак кошка с собакой (Недружно, постоянно в ссоре)

— Я думаю, что у нас в классе нет таких учащихся, которые живут как кошка с собакой

IV. Речевая разминка

— Научиться читать скороговорки по рядам

  • Чищу щёткой я щенка, щекочу ему бока.

  • Щенок жалобно пищит,

Тащит он тяжёлый щит.

V. Подготовка к восприятию нового материала

— О ком речевая разминка? Как называют маму щенка?

Игра «Назови детёнышей животных»

У коровы – теленок.
У лошади – жеребенок.
У свиньи – поросенок.
У курицы – цыпленок.
У тигрицы – тигренок.
У кошки – котенок.
У собаки – щенок.

— Вы видите, что у щенков и других животных есть мамы, которые заботятся о своих детенышах. И у каждого из вас есть мама, которая тоже заботится о вас.

Мама. Какое прекрасное слово! На всех языках мира оно звучит одинаково нежно. В любом возрасте – и в пять и в пятьдесят – человеку всегда нужна мама, ее ласка. Забота, любовь, ее нежный взгляд. Чем больше наша любовь к маме, тем радостнее и светлее жизнь.

В каждом из нас живет маленькое солнце. Это солнце – доброта. У мамы ее больше всего. Она любит своих детей. Помогает им, учит любить и уважать других людей. А любовь и помощь согревают, как солнце.


Доброта

В доме добрыми делами занята,

Тихо бродит по квартире доброта.

Утро доброе у нас,

Добрый день и добрый час,

Добрый вечер, ночь добра,

Было доброе вчера.

И откуда, спросишь ты,

В доме столько доброты.

Что от этой доброты

Приживаются цветы,

Рыбки, ежики, птенцы?

Я тебе отвечу прямо:

Это – мама, мама, мама!

Л.Николаенко

— Много дел и хлопот у наших мам. А всегда ли мы внимательны к ним?

V. Сообщение темы и целей урока

— Сегодня мы с вами познакомимся с произведением Анатолия Седугина «Про умную собаку».

Биография А.Седугина.

VI. Работа с текстом А.Седугина «Про умную собаку»

1. Первичное восприятие текста

Чтение рассказа учителем.

ПРОВЕРКА ПЕРВИЧНОГО ВОСПРИЯТИЯ

— Понравилось ли вам произведение? Что особенно вам запомнилось?

— Кто из героев вам особенно понравился? Почему?

— Было ли вам стыдно за какого-либо героя в этом произведении?

— Кого вам было жалко в этом произведении?

— Как вы думаете, осознал ли мальчик ошибку в своём поведении по отношению к маме?

Повторное чтение с целью проведения словарной работы

2. Словарная работа (самостоятельное чтение по частям)

Зрительная гимнастика

3. Чтение текста учащимися («цепочкой»);

4. Обсуждение прочитанного.

— От чьего имени ведётся рассказ?

— Как вы думаете, это воспоминание или описание ситуации настоящего времени? Докажите

— Действительно ли собака была умной?

— По каким действиям это понятно? Найдите в тексте и зачитайте

— Как чувствовала себя мама, придя с работы?

— Как мальчик отнёсся к уставшей маме?

— Кто преподнёс урок мальчику?

— Когда сын осознал свой поступок?

— Как мальчик должен был поступить?

— Ребята, о чём сейчас сожалеет писатель? В каких строках это выражено? Найдите и зачитайте.

В ЭТИХ СЛОВАХ АВТОРА ЗАКЛЮЧЁН УРОК И ДЛЯ НАС. КАКОЙ?

БЕРЕГИТЕ СВОИХ МАМ, ДАЖЕ ЕСЛИ ОНИ ЕЩЁ МОЛОДЫЕ!!!

— Что значит беречь? Как вы понимаете эти слова? ( Помогать, не огорчать. Быть внимательными и заботливыми)

— На примере данной семьи мы видим, как животное – собака чувствует свою хозяйку, узнаёт её по шагам. А вы знаете, что о настроении собаки можно узнать по некоторым признакам? По каким? (По положению хвоста)

— А сейчас посмотрим, что обозначает положение хвоста у собаки: …

5. Пересказ текста по серии картинок


6. Выразительное чтение по ролям.

-Чему учит поступок героя? ( слушать маму, любить, уважать, бережно относиться)

— На какого героя из других произведений похож мальчик из рассказа?

— Ребята, а какими бы вам хотелось видеть отношения людей в семье? (доброжелательными, тёплыми, быть отзывчивыми, уметь сочувствовать)

!!!Думаю, что ты правильно разобрался в данной ситуации. Спасибо тебе за мудрые, тёплые высказывания о родителях, престарелых людях, маленьких членах семьи.

— Чего не знал мальчик? Что мы можем посоветовать ему?

Золотое правило поведения:

«Поступай по отношению к другим так, как хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе»

VIII. Закрепление изученного

— А сейчас посмотрим, как вы хорошо знаете произведения, героями которых являются собаки.

-Игра «Назови кличку собаки»


Шарик Артемон Булька

Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот»

— А.Толстой «Приключения Буратино или Золотой ключик»

— Н.Носов «Незнайка в Солнечном городе»

— РНС «Репка»

Физкультминутка

Танцевальные движения под музыку «Человек собаке друг»

Слово учителя.

— Человек живет на Земле в постоянном окружении растений и животных. Их очень много – всех не перечесть. Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Природа открывает свои секреты не всем. А как же хочется нам узнать, кто в царстве зверей самый сильны, кто самый маленький, кто самый быстрый, кто дольше всех живет, кто больше всех спит?.. И только тому, кто по-настоящему любит все живое, откроет свои тайны книга природы. Любить животных – значит знать. Знать – значтит читать о них, наблюдать за ними, помогать им.

IX. Разговор по кругу «Мое питомец»

— Дети, у кого есть домашние животные?

Работа с эпиграфом

-Прочитайте эпиграф. Как вы понимаете смысл высказывания Антуана де Сент-Экзюпери:

«Мы в ответе за тех, кого приручили».

Учитель.

— Много интересного можно рассказать о четвероногих друзьях. Сегодня на уроке мы говорим о собаках.

Ученик.

Собаки первыми из всех животных стали домашними. И ни одно другое животное не предано человеку так, как собака, не служит ему так беззаветно, как это удивительное существо.

Многие тысячелетия живет собака вместе с людьми. Есть пограничные собаки, которые стерегут границу, склады, магазины; есть собаки-спасатели, которые спасают тонущих людей; ездовые собаки, цирковые; также помогает охотникам отслеживать зверя, собаки-поводыри, которые водят слепых.

1-й ученик

Существует наука о собаках – кинология. Казалось бы, о собаках давно уже все известно. Тем не менее собака во многом остается таинственным животным. Кинология

А может кто знает, как называют человека, который работает с собаками: учит их, дрессирует. Кинолог

— А как вы думаете, какое главное предназначенье собак?

Главное предназначенье собак – быть друзьями человека.

Про собак много есть песен, стихов, пословиц и поговорок.

Пословицы:

Собака помнит, кто ее кормит.

Нет плохих собак, есть плохие хозяева.

Каков хозяин, такова и собака.

Не дразни собаку, так не укусит.

Народные приметы

Собака перед Собака по снегу Собака мало ест, Собака жмется

домом катается – валяется – к вьюге. много спит – к ненастью. к хозяину —

гости будут. к несчастью.

Вывод: Собака – друг человека.

Ребята, бывает так.. Завел человек собаку . а она требует внимания, заботы. Надоели человеку эти заботы, и выбросил он животное на улицу, предал друга. Предательство – один из самых отвратительных поступков человека. Помните: собака – не игрушка, она всегда будет нуждаться в вашей постоянной заботе.

X. Подведение итогов урока

— С каким рассказом познакомились на уроке? Кто автор?

— Чему учат нас поступки героев?

— Закройте на минутку глаза и ласково произнесите слово «мама». Почувствовали, как на душе стало тепло? Как вы думаете, почему?

Ученик читает стихотворение:

Сто путей, сто дорог

Обойти по свету,

Мама – самый лучший друг,

Лучше мамы нету.

Ю.Шуткова

— Спешите делать добро. Украшайте свою жизнь и жизнь окружающих людей добрыми делами. Ведь только добрый, чуткий и внимательный человек получит взамен настоящее уважение и любовь.

XI. Рефлексия

Ребята, дорисуйте лучики к тому солнышку, какое у вас настроение после пройденного урока

Игра «Дело в шляпе»
Учащиеся передают шляпу друг другу, когда заканчивается музыка или считалка, тот, у кого в руках осталась шляпа, анализирует свою работу на уроке или ставит оценку работающим у доски и обосновывает ее.

СЛОВЕСНАЯ ОТМЕТКА УЧАЩИХСЯ. АНАЛИЗ РАБОТЫ

XII. Домашнее задание

С. 86 – 87, выразительно читать, подготовить пересказ


















Свежие документы:  Урок для 6 класса по теме: "Сравнение Past Indefinite и Present Perfect"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: