Дата:__________ Б. А. Емельянов « Васька»
Цели : 1. познакомить учащихся с новым автором и его произведением.
2. развивать познавательные способности детей: речь, память, критическое
мышление.
3. закреплять умение составлять портретную характеристику героя.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2. Сообщение темы, цели.
3.Актуализация знаний. Подготовка к усвоению нового материала.
-Произведения из какого раздела мы сейчас читаем на уроках литературы?
«Мои друзья».
-Давайте вспомним некоторые из них.
Викторина «Узнай героя, назови произведение и автора»
А) «Он насыпал полную кастрюлю и воды налил доверху.
— Не много ли воды? – спрашиваю. – Размазня получится.
— Ничего, мама всегда так делает. Ты только за печкой смотри, а я уж сварю, будь спокоен.»
( Н. Носов « Мишкина каша» )
Б) «И больше я не сказал ни слова, а вышел из комнаты, потому что я сразу догадался, что в ответе этой задачи получится лентяй и что такого скоро выгонят из школы.»
( В. Ю. Драгунский « Надо иметь чувство юмора» )
В) «Колька толстым грибком вырос перед разгневанным родителем и вытащил из кармана рогатку:
— Петя ни при чем. Он кораблики пускал.»
( В. Осеева «Товарищи» )
Г) «Все поужинали. Костер догорал. Наступил черед рыболовов похвастаться своей добычей. Не меньше полусотни уклеек, плотвичек, окуньков, ершей принесли они в двух связках.»
( С. Голицын « В поход!» )
Почему они размещены разделе «Мои друзья»?
— Какое произведение вам больше понравилось и запомнилось?
Все они о взаимоотношениях людей.
4. Усвоение нового материала.
Сегодня мы тоже прочитаем произведение, которое можно отнести к этому разделу. Его автор Борис Александрович Емельянов .
— Посмотрите на портрет этого человека. (на доске)
Каким вы представили себе Емельянова? (проницательный взгляд, порядочность, доброта, наблюдательный)
Что бы вы хотели узнать о нём?
Выступает подготовленный ученик.
-Познакомьтесь с фактами из биографии этого человека .Будьте внимательны.
Борис Емельянов был очень весёлым и добрым человеком. Он очень любил детей и природу .Ему очень нравилось рыбачить.
Писатель очень любил путешествовать. У него было много верных друзей .И жизнь его была богата интересными событиями.
Борис Емельянов работал журналистом, а в годы войны был военным корреспондентом. Он печатал свои статьи в военных газетах.
Борис Александрович Емельянов любил детей. Он был отличным рассказчиком и очень часто бывал в школах. Ребята всегда с интересом слушали его.
Емельянов писал свои книги о животных : о кошках и собаках, о цыплятах и гусях. Он умел увидеть много хорошего у них и рассказать об этом всем.
Произведения Емельянова не просто о животных – это прежде всего произведения о людях, об их добрых качествах. Которые проявляются в общении с природой.
5. Оформление тетрадей.
— Что мы узнали о Б. А. Емельянове? (годы жизни 1903-1965г.г.)
— А сегодня мы познакомимся с произведением, которое называется Васька
— Запишите несколько ассоциаций к слову Васька
— Как вы думаете, о ком или о чём может быть текст с таким названием?
— Послушайте, о каком Ваське написал автор.
6.Чтение текста учителем до слов: случилась большая неприятность. Предсказание.
— Давайте попробуем предсказать развитие событий. Что могло произойти? Каковы ваши версии? ( ответы детей)
— Вам интересно узнать, что же было на самом деле?
Чтение текста до конца.
-От чьего имени ведётся повествование?
— Назовите главных действующих лиц.
7. Подумайте, к какому жанру относится это произведение?
Сказка
Рассказ
Повесть
Басня
Что такое рассказ?
Рассказ – это небольшое повествовательное произведение, в котором описано событие из жизни героя.
Докажите: почему это произведение является рассказом?
8. Словарная работа.
В рассказе встретились слова, которые надо объяснить. Подберите синонимы.
Забредала ( иногда заходила)
Клочья летели от коврика( сильно трепал его )
Дать взбучку ( наказать )
9. Работа с текстом.. Анализ. с. 114.
— Читаем 1 часть с карандашом в руках.
Задание: отметить все слова и выражения, характеризующие Ваську. Они помогут нам составить портретную характеристику герою.
Читаем до слов: Но как только утром я уходил на службу, Васька точно срывался с цепи.
— Какие слова и выражения вы отметили? ( внешность героя)
-Какие приёмы использовал автор, чтобы характеристика была более полной?
Сравнения(с шерстью, блестящей, как шёлк, точно срывался с цепи )
Эпитеты ( мягкая, волнистая )
Читаем 2 часть
До слов: Однажды соседи позвонили мне по телефону из дома на службу: случилась большая неприятность.
— Отличалось ли поведение Васьки в 1 части от поведения во 2 части, в то время, когда хозяин уходил на работу.
— Как это характеризует Ваську? ( баловался, был не совсем послушен, признавал только хозяина)
— В этой части много глаголов, характеризующих действия Васьки.
Задание: продолжить предложения , найдя ответы в тексте. ( внимание)
Ловил… кошку за хвост
Таскал… коврик из угла в угол
Трепал… его так. что клочья летели
Гонял… миску с громом от двери до двери
Прятал… под диван домашние вещи соседей
Понимал…что хозяина нет дома и некому дать ему взбучку
Пересказ с использованием глаголов, как ключевых слов
— Как вы думаете, для чего мы занимались пересказом? ( память)
Читаем 3 часть.
До слов: Я сказал, чтобы мне позвали Ваську к телефону.
— Что хотела сделать соседка?
— Смогла ли она искупаться?
— Что сделал Васька?
-Какие чувства вызвал у вас отрывок? Почему было смешно? ( необычное поведение)
4 часть.
— Почему соседка обиделась?
— Права ли она была, что рассердилась на Ваську?( нельзя давать собаке бесконтрольную свободу действий, не всё должно быть дозволено)
— Какие меры приняли хозяин и соседка?
Найдите: какие слова подобрал хозяин, чтобы успокоить собаку?( важно не только то, что сказал, но и как сказал)
— Как он говорил с Васькой? ( серьёзно, как с человеком)
— Почему серьёзно? ( чтобы Васька понял, что хозяин им недоволен. Но в то же время он говорил с ним, как с другом)
— Что бы вы сказали Ваське?
— Понял ли Васька, как следует вести себя, если хозяина нет дома?
Прочитайте до конца последнюю 5 часть молча и докажите это словами из текста.
— Каким стал Васька?
Почему изменилось поведение собаки? Только ли потому, что Васька испугался телефонной трубки?
— Что происходило с Васькой, после того, как с ним поговорил хозяин?(он испытывал чувство вины)
— Какой эпизод был самым напряжённым? А самым смешным?
— Какому эпизоду соответствует иллюстрация в учебнике на стр. 116?
— А какой эпизод вам больше понравился?
— Что интересного вы узнали о повадках животных?
— Бывали ли похожие случаи с вашими домашними животными?
10. Закрепление. Творческая работа.
— Кому из героев принадлежат эти качества?
добрый
мудрый
любит животных
хорошо знает их повадки
— Что ещё можно сказать о хозяине?
— Дайте портретную характеристику Ваське.(умный. ласковый, любит хозяина.. слушается его, преданный, любит побаловаться, весёлый)
Подумайте, можно ли этот рассказ назвать юмористическим?
Объясните смысл выражений: « Люди и животные нужны друг другу», «Собака – друг человека».
11. Итог. Домашнее задание.
— Чем хорош этот рассказ?
-Как автор относится к своему герою и чему он нас учит?
( любит его, учит нас , что если мы взяли в дом животного, то мы в ответе за его воспитание, поведение. Ведь у каждого животного есть свой характер и обязательно важно добиться взаимопонимания с ним)
— Какие чувства пробудил в вас рассказ?
— Выразите свои чувства в цвете .Раскрасьте свой квадрат теми цветами, которые наиболее полно передают ваше отношение к прочитанному, ваши чувства.
— Объясните, почему вы выбрали этот цвет?
— Справились ли мы с поставленными задачами?
Дом. зад – стр. 114-117 пересказ, инсценирование.
Я советую прочитать рассказы Б. Емельянова. У него ещё есть рассказы о собаках.
Например, «Как я покупал собаку.» Он не зря писал о собаках, так как считал их самыми верными друзьями человека. Он писал, что не может жить и работать , если у него нет собаки.