ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ
по дисциплине ЛИТЕРАТУРА
Раздел: Литература первой половины XX века
Тема: Б.Л. Пастернак. Стихотворения
Специальность: 060501 Сестринское дело Курс: 1
Купино
2015
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Учебно-методическая характеристика занятия
Ход занятия
Раздаточный материал
Дополнительный материал
Материалы для текущего контроля
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Каждый преподаватель, как творческая личность, стремится к чему-то необычному, инновационному, не забывая при этом и о традициях. И занятия-мастерские — это находка для креативного педагога, так как именно такие занятия учат наших студентов мыслить творчески. М. В. Амфилохиева в своей книге «Традиции и инновации в преподавании литературы» справедливо отмечает: «Опыты «Мастерских» в какой-то мере помогут воспитанию свободных творческих людей, не боящихся вырабатывать и высказывать свое собственное мнение, понимающих, что знание должно пластично изменяться, а не оставаться непреложной догмой. Может, тогда появятся люди, способные строить, а не разрушать, совместно работать, а не подвергать осмеянию тех, кто имеет свое мнение?» Думаю, что сей риторический вопрос особенно актуален в наше время в образовании.
Цель мастерской — создание творческой среды для вхождения в мир поэта, реализация чувств, настроений, ассоциаций через систему творческих заданий.
Начинается занятие -мастерская без объявления названия — это один из механизмов запуска творческого процесса. На определённом этапе её участникам предстоит дать своё название мастерской.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ
Тема занятия: Б.Л. Пастернак. Стихотворения
Форма учебного занятия: технология мастерских
Место проведения: актовый зал
Продолжительность проведения занятия: 90 минут
Цели занятия:
1. Образовательная: дать представление об особенностях лирики Б. Пастернака, представить их в контексте биографии поэта
2. Развивающая: развивать навыки анализа лирического текста
3. Воспитательная: воспитывать внимательное отношение к художественному слову
Междисциплинарная интеграция: история, русский язык, музыка, живопись
Внутридисциплинарная интеграция: Поэзия конца XIX— начала XX века
Оборудование: проектор, компьютер, презентация, портрет Б.Л. Пастернака, выставка книг, музыкальное сопровождение
Перечень литературы:
Основная:
— Пастернак Б.Л. Стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво…». Роман «Доктор Живаго»
— Литература. 10 кл.: учебник для общеобразоват. уреждений /Т.Ф.Курдюмова, С.А. Леонов и др.; под. ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2008
— Литература. 11 кл. В 2ч.: учебник для общеобразоват. учреждений/Т.Ф.Курдюмова и др.; под. ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2011
Дополнительная:
— Лебедев Ю.В. Литература.10 кл.: учебник для общеобразовательных учебных заведений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2006
— Петрович В.Г., Петрович Н.М. Литература в основной и профильной школе. 11 класс. Книга для учителя. М., 2006
— Крутецкая В.А. Литература в таблицах и схемах. 10 класс. — СПб., 2008
— Словарь литературных персонажей в 8 т.- Составитель и редактор Мещеряков В.П. — М.: Московский лицей, 1997
— Черняк М.А. Современная русская литература (10-11 классы): учебно-методические материалы.- М.: Эксмо, 2007
Интернет ресурсы:
— https://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
— Сеть творческих учителей https://www.it-n.ru/
— https://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
Ход занятия
Организационный момент: приветствие группе, выявление отсутствующих, оценка гигиенических условий подготовки аудитории к занятию.
Мотивация учебной деятельности
Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Эти строки из стихотворения …
Мы произносим эти слова и перед мысленным взором предстает, может быть, тишина и спокойствие, лёгкий, уютный снег, полная луна и россыпь звёзд по иссиня-чёрному небу. А может быть, метель за окном, вихрь снежных хлопьев, сумасшедшая пляска духов природы и единственная тихая пристань – дом, свеча на столе?
Как и всякое лирическое произведение поэта, это стихотворение несёт мощный философский потенциал. К образу свечи часто обращаются писатели и поэты, потому что это символ надежды, поиска, веры и творчества. Для этого поэта этот огонек является еще и центром Вселенной, центром всего мира. Эта символическая “свеча”-единственный ориентир в пространстве.
Мы сегодня попытаемся открыть для себя неповторимый мир поэзии одного из самых талантливых поэтов XX века, лауреата Нобелевской премии.
Работа в мастерской
Участникам мастерской предлагается сесть по группам. Потом просьба открыть тетради и написать слово «облик». К этому слову подобрать слова-ассоциации.
(В тетрадях появляются записи: внешность, обличье, приятный, душа, характер, человеческий, наружность, лик, лицо).
Группам раздаются конверты с надписью «Глазами современников»
Содержимое конвертов. «Глазами современников»
1. «Лицом он похож на Пушкина, ростом выше». М. Цветаева.
2. «Вставал рано утром и спускался вниз из своего кабинета, расположенного на втором этаже. Умывался он во дворе, даже зимой, при -30, так что от него шел пар». Н. Табидзе.
3. «Производит впечатление гения: обнаженные нервы, неблагополучный и гибельный». К. Чуковский.
4. «Не наружность – она для меня сливалась с общим обликом, как и голос и самые стихи, но, быть может, манера держаться – совершенно простая, юношеская, непосредственная, нескованная, полная и сердечности, и достоинства… Он говорил так же непросто, как и писал,- потому что мысль его шла путем метафор». Е. Кунина.
5. «По дороге он говорил, что на него очень действует весна. Всюду жизнь
<>». Л. Горнунг.
6. «Он произвел впечатление огнем, который шел как бы изнутри, и сочетанием этого огня с большим умом. У него светились глаза, и он весь горел вдохновением». З. Н.Нейгауз.
7. «Как долго сохранял «?» юношеский, студенческий вид, а теперь это седой старичок – как бы присыпанный пеплом». К. Чуковский.
Прочитать воспоминания современников о творческой личности, имя которой пока остается загадкой, осмыслить и записать в тетрадь понравившееся, привлекшее внимание высказывание. Подготовить группе ответ на вопрос: какое впечатление сложилось об этом загадочном человеке, об его облике?
(Варианты ответов. Нам представилась возможность познакомиться с воспоминаниями современников. И вот какие выводы мы сделали.
Перед нами поэт, который «производит впечатление гения».
Нам импонирует его манера держаться («совершенно простая, юношеская, непосредственная, нескованная, полная и сердечности, и достоинства»).
Нам кажется, что человек этот был глубоко трагичен в своей жизни («обнаженные нервы, неблагополучный и гибельный», «всюду жизнь . <>»)
Интерес к имени загадочной творческой личности нарастает. Предлагаю выслушать еще некоторые факты из жизни: 1958 год – присуждение Нобелевской премии по литературе за роман «Доктор Живаго».
(Наконец имя «поймано», записываем его на доске и в тетрадях (Борис Леонидович Пастернак), добавляем годы жизни: 1890 – 1960 г.г.)
Чтение стихов «Июль», «На ранних поездах»(1941), «Опять весна»(1941).
(Стихотворение «Июль» будет прочитано преподавателем, для создания эмоционального фона занятия).
Поговорите в группе о прочитанных стихотворениях. На чём вы сосредоточили своё внимание: темах, образах, средствах выразительности, лирическом герое, смыслах? Исходя из этого, какое название дали бы сегодняшнему занятию?
(На групповую работу даётся 10–15 минут, после чего каждой группе необходимо сформулировать один наиболее важный тезис, прозвучавший в обсуждении, и познакомить с ним всех. По высказанному тезису могут дать комментарий или задать вопрос участники других групп).
А пока идет работа, тихо звучит магнитофонная запись – музыкальные произведения «Весна», «Зима», «Лето» А. Вивальди из цикла «Времена года».
(Варианты ответов. Стихотворение «На ранних поездах» (1941)
Свое внимание мы сосредоточили на образах и теме. В отличие от остальных стихотворений, которые населены в основном природными стихиями, здесь поэт «боготворит» простых людей (образы баб, слобожан, учащихся, слесарей), лирический герой всматривается в своих попутчиков, и это «боготворение» перерастает в ощущение своей причастности к ним, недаром «я» первых строф в конце сменяет «мы». Тема Родины отчетливо слышна в строфе:
Сквозь прошлого перипетии
И годы войн и нищеты
Я молча узнавал России
Неповторимые черты.
А занятию мы даем название следующее: «России неповторимые черты» в лирике Б. Пастернака. Неповторимость России, по мнению поэта, в людском долготерпении (годы войн, нищета), у русского народа нет «следов холопства, которые кладет нужда», люди «и новости и неудобства» несут «как господа».
Стихотворение «Июль»
Мы остановились на смыслах и средствах выразительности. Стихотворение по своей структуре и содержание очень напоминает загадку. Сразу нельзя догадаться о ком или о чем идет речь. Как будто идет игра: главного слова не называть, а отгадывать, о чем идет речь. В стихотворении, благодаря использованию приемов олицетворения и трансформации образов, лето предстает то в образе привидения, то в образе домового, наделенного характером баловника-невежи, то приобретает черты человека («жилец приезжий», «летний дачник-отпускник»), то вновь оказывается бесплотным («июль с грозой, июльский воздух»). Таким образом, идет воссоединение человека и мира природы. Занятие получило название: Кто этот «баловник-невежа» в лирике Б. Пастернака.
Стихотворение «Опять весна» (1941)
Так как на дворе весна, мы решили назвать занятие так: это поистине новое чудо, это, как прежде, снова весна. Пробуждение природы для лирического героя – «поистине новое чудо», хотя и повторяется каждый год (это, как прежде, снова весна»). Его внимание останавливается на первой примете весны – проснувшемся весенней ночью ручье. Ручей наделен характером: он «полубезумный болтун». В единое целое собраны все предметы, которые представляют весну. Образ весны приобретает девичьи черты («ее телогрейка…, плечи, косынка, стан и спина», «это Снегурка»). Достигается это анафорами: «это», «эта», «эти», «этот»,- которые придают стихотворению особую выразительность. Мы пришли к выводу, что стихотворение Пастернака «Опять весна» очень напоминает стихотворение «Это утро, радость эта…» А. Фета.)
Напишите миниатюру на тему «Необычны ли, удивительны ли, неповторимы ли пастернаковские стихи?» В качестве заголовка взять строчку из стихотворений поэта
(варианты: России неповторимые черты. баловник-невежа, это поистине новое чудо, бред бытия, льется без умолку; это, как прежде, снова весна)
Написанные сочинения читаются.
Исследовательская работа в группах ( стихотворение Б.Пастернака “Февраль…”)
1 группа.
1. Определите, какие образы, краски, звуки использует поэт в стихотворении? Прокомментируйте.
(В результате работы появляются следующие наблюдения. Предметный и звуковой ряд стихотворения явно прописывают два мира: мир природы и мир человека, которые тесно связаны между собой, перекликаются.
(природа) | |
Февраль | февраль |
Достать | грохочущие |
Чернил | слякоть |
Плакать | горит |
Пролетка | ливень |
Благовест | шумней |
Клик | сорвутся |
Колес | лужи |
Шумней | обрушат |
Слез | проталины |
Криками | чернеют |
Изрыт | ветер |
Между двумя мирами постоянны смысловые переклички. В кольце между начальным и конечным навзрыд (писать о феврале навзрыд и слагаются стихи навзрыд).
— Что значит навзрыд? (безудержно, безутешно, горько) Как вы понимаете «плакать навзрыд».
А что значит слагать навзрыд?
( Как видим краски чёрные и во тьме черного эти миры движутся, действуют, полные звуков и влаги. Но мрачные ли они? Нет, так как они передают динамику прихода весны, ассоциируются с цветом показавшейся из-под снега земли, а это цвет обновления жизни).
2 группа
1. Какие ещё средства художественной выразительности использует автор.
(Наблюдения. На наш взгляд, особенностью поэзии Пастернака является предметная детализация видимого и слышимого мира природы и человека (благовест, клик колёс, шум ливня, обугленные груши, тысячи грачей); образный ряд создаётся с помощью метафорических эпитетов (грохочущая слякоть, обугленные груши, сухая грусть). И конкретные, реальные образы наполняются метафорическим смыслом. Контекстуальные синонимы к слову февраль – слякоть, весна, ливень, грачи, лужи, проталины, помогают увидеть зарождение весны в недрах февраля. Весна символизирует рождение новой жизни в природе и пробуждение чувств в человеке, которые могут явиться основой для рождения поэзии, потому что именно эти образы заставляют «достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд». Звуки двух миров автор передаёт с помощью звукописи. Благовест, клик колёс, грохочущая слякоть, шум ливня, тысячи грачей сорвутся в лужи, слагаются стихи навзрыд.
ПроЛётка – Ливень – сЛёзы;
коЛёса, кЛик, бЛаговест, слагаются, Лужи…
А с другой стороны –
Сорвутся в луЖи и обруШат
суХую грусть на дно оЧей.
В этой миниатюре мир представлен звучащим на многие лады: здесь и напевность, и шуршание и грохот…. Всё это музыка приближающейся весны. Звуковая организация: через все стихотворение отчетливо проходят звуковые повторы свистящих и шипящих (ч, з, щ, ш, ж), разные варианты сочетаний со звуком Р (ра, ры, гро, гор, ор, гри, ре, гру, ир, гра, ар, ру, ри), все они подготавливают конечное навзрыд. Стоящие рядом с ним в последнем 16 стихе слагаются стихи в звуковом плане кажутся неожиданными. Их звуковые аналогии:
Слякоть – Слез – Случайней – СорвуТСя – СлагаюТСя
доСТать – шеСТь – благовеСТ – перенеСТись – груСТь – Стихи. Так идея двойственности мира человека и мира природы подтверждается и на звуковом уровне).
— Как вы понимаете, слагаются стихи навзрыд?
3 группа
1. Проследите синтаксическую организацию стихотворения, как она работает на раскрытие тезиса?
(Наблюдения.Особенности синтаксиса. Стихотворение начинается назывным предложением. Февраль. У нас возникли ассоциации. ( Это позёмка, вьюга, мороз, ветер…,но есть и «февральская лазурь, то есть ощущение скорой весны, таяния снега. В стихотворении много используется инфинитивных предложений. Глаголы, стоящие в неопределённой форме, употребляются в значении повелительного наклонения, обращённого к самому лирическому герою. Это подчёркивает ощущение необходимости этого действия, невозможности не осуществить его. Обратите внимание на особенность третьей строфы: вся она является придаточным предложением, однородным тому, которое есть во второй строфе. Это придаёт тексту дополнительную эмоциональную напряжённость. Нарастание чувства усиливает приём разрушения автором фразеологизма «плакать навзрыд», превращённого в словосочетание «писать навзрыд»)
4 группа
1. Проанализируйте значение слова чёрный, что обозначает, и в каком значении употребляется в контексте предложения?
2. Изобразите в цвете свое впечатление от стихотворения.
(Наблюдения. Любопытен анализ слова “черный” в стихотворении. С одной стороны, в тексте очень много черного цвета. Причем в этом понятии присутствует некая двойственность: черный относится и к миру человека (чернила) и к миру природы (весною черною горит, проталины чернеют, тысячи грачей, как обугленные груши). Но, несмотря на обилие черного цвета в стихотворении, произведение не выглядит мрачным. Цветовая картина текста – светлая. Если нарисовать стихотворение в цвете, то это будет плавный переход от ярко-синего цвета к розовому и зеленому).
Домашнее задание, инструктаж по его выполнению:
— Чтение стихов Пастернака «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Быть знаменитым некрасиво…»
— Устное сочинение «Поэт и поэзия» по прочитанным стихотворениям.
— выучить наизусть стихотворение «Нобелевская премия».
— прочитать роман «Доктор Живаго»
Подведение итогов занятия. Рефлексия.
1. Заключительное слово преподавателя.
Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. Где начать? Чем закончить? И вообще, можно ли начинать и заканчивать то, если то, о чём я говорю – душа? А душа есть везде, всюду, вечно… Душа поэта, душа поэзии, душа вечности.
Б.Л.Пастернак – один из ярких представителей серебряного века русской поэзии, замечательный прозаик, великолепный переводчик с французского, английского, немецкого, грузинского языков.
2. Комментарий оценок, поставленных в течение занятия
«5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
«4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
«3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа.
«2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
3. Рефлексия
1. «Я» (как чувствовал себя, с каким настроением работал, доволен ли собой, что я открыл сегодня в себе),
«Мы» (комфортно ли было работать в группе),
«Дело» (какие затруднения возникли, как преодолел свои учебные проблемы, к каким вопросам вышел).
2. Составление синквейна. Модель для синквейна:
Пастернак — слово-ассоциация.
Два слова — определения (прилагательные, причастия, может быть и существительное).
Три слова, отвечающих на вопрос: что делает? (глаголы, деепричастия).
Предложение — ваше к нему отношение (из четырёх-пяти слов).
Суть первого слова-ассоциации (одно слово или словосочетание).
(Пример:
Творческая личность.
Глубокая. Трагическая.
Видит. Слышит. Осязает.
Я учусь у него постигать мир.
Мудрец).
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
«Глазами современников»
1. «Лицом он похож на Пушкина, ростом выше». М. Цветаева.
2. «Вставал рано утром и спускался вниз из своего кабинета, расположенного на втором этаже. Умывался он во дворе, даже зимой, при -30, так что от него шел пар». Н. Табидзе.
3. «Производит впечатление гения: обнаженные нервы, неблагополучный и гибельный». К. Чуковский.
4. «Не наружность – она для меня сливалась с общим обликом, как и голос и самые стихи, но, быть может, манера держаться – совершенно простая, юношеская, непосредственная, нескованная, полная и сердечности, и достоинства… Он говорил так же непросто, как и писал,- потому что мысль его шла путем метафор». Е. Кунина.
5. «По дороге он говорил, что на него очень действует весна. Всюду жизнь
<>». Л. Горнунг.
6. «Он произвел впечатление огнем, который шел как бы изнутри, и сочетанием этого огня с большим умом. У него светились глаза, и он весь горел вдохновением». З. Н.Нейгауз.
7. «Как долго сохранял «?» юношеский, студенческий вид, а теперь это седой старичок – как бы присыпанный пеплом». К. Чуковский.
________________________________________________________________________
«Глазами современников»
1. «Лицом он похож на Пушкина, ростом выше». М. Цветаева.
2. «Вставал рано утром и спускался вниз из своего кабинета, расположенного на втором этаже. Умывался он во дворе, даже зимой, при -30, так что от него шел пар». Н. Табидзе.
3. «Производит впечатление гения: обнаженные нервы, неблагополучный и гибельный». К. Чуковский.
4. «Не наружность – она для меня сливалась с общим обликом, как и голос и самые стихи, но, быть может, манера держаться – совершенно простая, юношеская, непосредственная, нескованная, полная и сердечности, и достоинства… Он говорил так же непросто, как и писал,- потому что мысль его шла путем метафор». Е. Кунина.
5. «По дороге он говорил, что на него очень действует весна. Всюду жизнь
<>». Л. Горнунг.
6. «Он произвел впечатление огнем, который шел как бы изнутри, и сочетанием этого огня с большим умом. У него светились глаза, и он весь горел вдохновением». З. Н.Нейгауз.
7. «Как долго сохранял «?» юношеский, студенческий вид, а теперь это седой старичок – как бы присыпанный пеплом». К. Чуковский.
«Глазами современников»
1. «Лицом он похож на Пушкина, ростом выше». М. Цветаева.
2. «Вставал рано утром и спускался вниз из своего кабинета, расположенного на втором этаже. Умывался он во дворе, даже зимой, при -30, так что от него шел пар». Н. Табидзе.
3. «Производит впечатление гения: обнаженные нервы, неблагополучный и гибельный». К. Чуковский.
4. «Не наружность – она для меня сливалась с общим обликом, как и голос и самые стихи, но, быть может, манера держаться – совершенно простая, юношеская, непосредственная, нескованная, полная и сердечности, и достоинства… Он говорил так же непросто, как и писал,- потому что мысль его шла путем метафор». Е. Кунина.
5. «По дороге он говорил, что на него очень действует весна. Всюду жизнь
<>». Л. Горнунг.
6. «Он произвел впечатление огнем, который шел как бы изнутри, и сочетанием этого огня с большим умом. У него светились глаза, и он весь горел вдохновением». З. Н.Нейгауз.
7. «Как долго сохранял «?» юношеский, студенческий вид, а теперь это седой старичок – как бы присыпанный пеплом». К. Чуковский.
________________________________________________________________________
«Глазами современников»
1. «Лицом он похож на Пушкина, ростом выше». М. Цветаева.
2. «Вставал рано утром и спускался вниз из своего кабинета, расположенного на втором этаже. Умывался он во дворе, даже зимой, при -30, так что от него шел пар». Н. Табидзе.
3. «Производит впечатление гения: обнаженные нервы, неблагополучный и гибельный». К. Чуковский.
4. «Не наружность – она для меня сливалась с общим обликом, как и голос и самые стихи, но, быть может, манера держаться – совершенно простая, юношеская, непосредственная, нескованная, полная и сердечности, и достоинства… Он говорил так же непросто, как и писал,- потому что мысль его шла путем метафор». Е. Кунина.
5. «По дороге он говорил, что на него очень действует весна. Всюду жизнь
<>». Л. Горнунг.
6. «Он произвел впечатление огнем, который шел как бы изнутри, и сочетанием этого огня с большим умом. У него светились глаза, и он весь горел вдохновением». З. Н.Нейгауз.
7. «Как долго сохранял «?» юношеский, студенческий вид, а теперь это седой старичок – как бы присыпанный пеплом». К. Чуковский.
Карточка 1.
1.Определите, какие образы-предметы встречаются в стихотворении Б. Пастернака? Конкретизируйте, какие из них характеризуют мир природы, а какие мир человека?
2. Какие звуки слышатся в стихотворении?
3. Как изображает автор два мира в стихотворении отдельно или в единстве и гармонии?
4. Какой цвет преобладает в стихотворении, как это связано с настроением стихотворения?
5. Сделайте вывод, как идею двойственности миров показал автор образной и звуковой системой стихотворения. Соотнесите с предложенным тезисом.
__________________________________________________________________________________
Карточка 2.
1. Какие средства художественной выразительности использует автор в стихотворении?
2. Найдите примеры художественной детали, какова её роль в стихотворении?
3. Найдите метафорические эпитеты, какова их роль в стихотворении?
4. Контекстуальные синонимы февраль – слякоть , весна, ливень, грачи, лужи, проталины, какую роль они играют в тексте?
5. Какова роль звукописи?
а) ПроЛётка – Ливень – сЛёзы;
коЛёса, кЛик, бЛаговест, слагаются, Лужи…
А с другой стороны –
Сорвутся в луЖи и обруШат
суХую грусть на дно оЧей.
б) Слякоть – Слез – Случайней – СорвуТСя – СлагаюТСя
доСТать – шеСТь – благовеСТ – перенеСТись – груСТь – Стихи..
в) разные варианты сочетаний со звуком Р (ра, ры, гро, гор, ор, гри, ре, гру, ир, гра, ар, ру, ри).
___________________________________________________________________________________
Карточка3.
1. Проследите синтаксическую организацию стихотворения.
2. Как называется первое предложение. Февраль. Какую роль оно играет в тексте стихотворения?
3. Посмотрите, в какой форме употребляется большинство глаголов и в каком значении они употребляются в тексте стихотворения?
4. Каким предложением является третья строфа в единстве со второй? Что она придаёт тексту?
5. Сделайте вывод и соотнесите с тезисом , Как раскрывается тема и идея стихтворения на синтаксическом уровне?
Карточка 4.
1. Проанализируйте значение слова чёрный, что обозначает, и в каком значении употребляется в контексте предложения?
2. Словесно изобразите в цвете свое впечатление от стихотворения.
Б. Пастернак «Июль»
На весь его недолгий роздых
Мы целый дом ему сдаем.
Июль с грозой, июльский воздух
Снял комнаты у нас внаем.
Июль, таскающий в одеже
Пух одуванчиков, лопух,
Июль, домой сквозь окна вхожий,
Все громко говорящий вслух.
Степной нечесаный растрепа,
Пропахший липой и травой,
Ботвой и запахом укропа,
Июльский воздух луговой.
По дому бродит привидение.
Весь день шаги над головой.
На чердаке мелькают тени.
По дому бродит домой.
Везде болтается некстати,
Мешается во все дела.
В халате крадется к кровати,
Срывает скатерть со стола.
Ног у порога не обтерши,
Вбегает в вихре сквозняка
И с занавеской, как с танцоршей,
Взвивается до потолка.
Кто этот баловник-невежа
И этот призрак и двойник?
Да это наш жилец приезжий,
Наш летний дачник-отпускник.
Б. Пастернак «На ранних поездах»
Превозмогая обожанье,
Я наблюдал, боготворя,
Здесь были бабы, слобожане,
Учащиеся, слесаря.
В них не было следов холопства,
Которые кладет нужда,
И новости и неудобства
Они несли как господа.
Рассевшись кучей, как в повозке,
Во всем разнообразьи поз,
Читали дети и подростки,
Как заведенные, взасос.
Москва встречала нас во мраке,
Переходившем в серебро,
И, покидая свет двоякий,
Мы выходили из метро.
Потомство тискалось к перилам
И обдавало на ходу
Черемуховым свежим мылом
И пряниками на меду.
Я под Москвою эту зиму,
Но в стужу, снег и буревал
Всегда, когда необходимо,
По делу в городе бывал.
Я выходил в такое время,
Когда на улице ни зги,
И рассыпал лесною темью
Свои скрипучие шаги.
Навстречу мне на переезде
Вставали ветлы пустыря.
Надмирно высились созвездья
В холодной яме января.
Обыкновенно у задворок
Меня старался перегнать
Почтовый или номер сорок,
А я шел на шесть двадцать пять.
Вдруг света хитрые морщины
Сбирались щупальцами в круг.
Прожектор несся всей махиной
На оглушенный виадук.
Сквозь прошлого перипетии
И годы войн и нищеты
Я молча узнавал России
Неповторимые черты.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Основные этапы жизни поэта.
«Борис Пастернак: огромные глаза, пухлые губы, взгляд горделивый и мечтательный, высокий рост, гармоничная походка, красивый и звучный голос… — вспоминал художник Юрий Анненков. – Встречи и разговоры с Пастернаком, как бы кратки они ни были, меня всегда волновали. Его особая форма речи, столкновения поэтической отвлечённости с уличной повседневностью, сплетение синтаксического своеобразия с бытовым щебетом, и так – о чём бы он ни говорил: о любви, об искусстве или о какой-нибудь мелочи…».
Борис Леонидович Пастернак родился 10 февраля 1890 года в Москве. Вырос в удивительной семье, где всё способствовало пробуждению тяги к творчеству. Отец, Леонид Осипович, был известным художником, академиком живописи; Мать, Розалия Исидоровна, — прекрасной пианисткой. Лев Толстой, бывавший в числе других знаменитостей в доме Пастернаков, заслушивался её игрой. К музыке, к безграничной «тьме мелодий» обратился Пастернак в отрочестве, мечтая о композиторской стезе. С тринадцати лет упорно изучал теорию музыки. Но в конце концов решил, что, не имея абсолютного слуха, не может стать профессиональным композитором. «музыку, любимый мир шестилетних трудов, надежд и тревог, я вырвал вон из себя, как расстаются с самым драгоценным». В 1909году Пастернак поступил на философское отделение историко-филологического факультета Московского университета и основательно взялся за философию. Чтобы пополнить своё философское образование, он в 1912 году едет в Германию и один семестр учится в Марбургском университете. Тогда же им была предпринята поездка в Швейцарию и Италию.
Ещё в 1908 – 1909 годах у Пастернака пробудился интерес к современной поэзии, и завязались дружеские отношения в этой среде. Он принимает участие в поэтическом кружке Ю.П.Анисимова, пробует силы в литературной работе. Но лишь после Марбурга окончательно прояснилось его истинное призвание. Охладев к философии, Пастернак полностью отдаётся поэтическому искусству, которое с 1913 года становится главным и постоянным делом его жизни. Тут нашли применение все его способности: верный и восприимчивый к окружающему миру глаз человека, воспитанного живописью; чуткий слух, вымуштрованный систематически занятиями музыкой; способность философски осмыслить всё увиденное и пережитое. Много лет спустя он напишет в стихотворении «О. знал бы я, что так бывает…» (1932г.):
О. знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью убивают,
Нахлынут горлом и убьют!..
…………………………………………………………………
Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлёт раба,
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба.
« Начальная пора».(20-30-ые годы)
О своих первых шагах в литературе Пастернак рассказал в автобиографическом очерке «Люди и положения» (1956 г.) Первые стихи Пастернака появились в альманахе «Лирика» в 1913 г. Настоящим своим поэтическим успехом поэт считал книгу «Сестра моя – жизнь», созданную летом 1917 года, но вышедшую в 1922 году. Её дополнила вышедшая в 1923 году книга «Темы и варьяции». В этих книгах Борис Пастернак, вступавший в мир в союзе с футуризмом (он входил в группу «Центрифуга»), но преклонявшийся перед Блоком, определился как поэт лирический, но «тоскующий по эпосу, по прозе, по обыденности (Д.Лихачёв). С Маяковским Пастернак познакомился в 1914 году. После Октября 1917 года Пастернак примыкал к литературному объединению «Леф» (левый фронт искусств), куда входили В.Маяковский, Н.Асеев, С Третьяков, О.Брик и др. Пастернак не был согласен с установкой лефовцев. Его влекла поэтическая дерзость, личность Маяковского. Позже он вспоминал о Маяковском: «Сразу угадывалось, что если он и красив, и остроумен, и талантлив, и, может быть, архиталантлив, — это не главное в нём, а главное – железная внутренняя выдержка, какие-то заветы или устои благородства, чувство долга по которому он не позволял себе быть другим, менее красивым, менее остроумным, менее талантливым». Пастернаку особенно нравилась ранняя лирика Маяковского, «её серьёзность, тяжелая, грозная, жалующаяся». Обнаружив в собственных стихах некоторые «технические совпадения» с Маяковским (в построении образов, рифмовке), Пастернак признавался: «чтобы не повторять его и не казаться его подражателем», подавил «в себе задатки, с ним перекликавшиеся». Дружба поэтов длилась несколько лет. Ещё в 1923 году в стихотворении «Нас мало, нас может быть, трое…» Пастернак писал о трёх избранниках поэзии, имея в виду Маяковского, Асеева и себя. Однако вскоре отношения между поэтами испортились. Не разделяя установку лефовцев «искусство – на злобу дня», не принимая окружение главного редактора, «людей фиктивных репутаций и ложных неоправданных притязаний», Пастернак вышел из Лефа, затем порвал и с Маяковским. Он считал, что Маяковский разменивает свой поэтический талант на пропагандистское усердие и занимается ремесленным полуискусством, что является его второй смертью. А Маяковский за уход из «Лефа» назвал Пастернака предателем. Несмотря на их взаимоотношения, Пастернак тяжело переживал смерть Маяковского. Творчество этого периода было окрашено в мрачные тона.
С начала 1930-ых годов Пастернак принимает активное участие в создании Союза писателей и выступает с речью на первом съезде. В это время о нем много писали. Н.Бухарин, выступая на первом съезде писателей с докладом о поэзии, назвал его поэтом «очень крупного калибра». В 1935 году Пастернак в Париже на Международном конгрессе в защиту культуры выступает с докладом. В это время он принимает решение писать роман о судьбе своего поколения, в связи с необходимостью собрать фактический материал для своей будущей прозы он предпринимает поездку под Свердловск. Во время поездки Пастернак столкнулся с такими трагическими явлениями эпохи, как эшелоны раскулаченных крестьян. Он открыл для себя правду о советской действительности 1930-ых годов. К лету 1935 года поэт оказался на грани душевного заболевания. В феврале 1936 года в Минске на третьем пленуме правления Союза советских писателей он заявил о праве писателя на свободу и смелость воображения, о праве на риск и самопожертвование, что было воспринято литературным руководством как сопротивление официальной политике партии в области литературы. Теперь обвинения в его адрес приобрели политический характер.
«Пастернак и власть»
Поэт в военные годы был в эвакуации в Чистотоле, недалеко от Елабуги, где покончила с собой Цветаева, но в 1943 году выезжал на Брянский фронт. После Великой Отечественной войны поэт начал создавать главную свою книгу – роман «Доктор Живаго». « Хочу дать исторический образ России за последнее сорокапятилетие…. Эта вещь будет выражением моих взглядов на искусство, на Евангелие, — писал он в 1946 году двоюродной сестре О.М.Фрейденберг.
В романе о судьбах интеллигенции в годы революции Пастернак как бы вернулся, но в ином качестве, с новым историческим багажом к романтическому представлению о жизни человека как жизни гения, творца: главный герой доктор Живаго ещё и поэт, «нечто среднее между мной, Блоком, Есениным и Маяковским», — признавался сам Пастернак.
Роман Пастернака «Доктор Живаго» впервые был напечатан в Италии, сначала на итальянском (1957 г.), а затем на русском (1958 г.) Ещё до появления романа началась травля Пастернака. Узнав, что рукопись находится за границей, власти стали требовать от автора объяснений и раскаяния.
Отвечая своим обвинителям, поэт писал: «Люди, нравственно разборчивые, никогда не бывают довольны собой, о многом сожалеют, во многом раскаиваются. Единственный повод, по которому мне не в чем раскаиваться в жизни, это роман. Я написал то, что думаю, и по сей день остаюсь при этих мыслях. Может быть ошибка, но я не утаил его от других. Уверяю Вас, я бы его скрыл, если б он был написан слабее. Но он оказался сильнее моих мечтаний, сила же даётся свыше, и, таким образом, дальнейшая его судьба не в моей воле. Вмешиваться в неё я не буду. Если правду, которую я знаю, надо искупить страданием, это не ново, и я готов принять любое».
В 1958 году Шведская академия присудила Пастернаку Нобелевскую премию. В СССР разразилась настоящая буря. «Литературная газета» писала: «Присуждение награды…за убогое, злобное, наполненное ненавистью к социализму произведение – это враждебный политический акт, направленный против советского государства…против советского строя, против идей всепобеждающего социализма…. Бесславный конец ждёт и воскресшего Иуду, доктора Живаго, и его автора, уделом которого будет народное презрение». На президиуме Союза писателей СССР был поднят вопрос о действиях…Б.Пастернака, «не совместимых со званием советского писателя». Пастернака лишают звания советского писателя, исключают его из членов Союза писателей СССР. Собрание обращается к правительству с просьбой о лишении предателя советского гражданства.
Положение писателя стало «трагически трудным». Он был вынужден отказаться от Нобелевской премии и просить главу партии Н.С.Хрущёва не высылать его из страны. «Я связан с Россией моим рождением, моей жизнью и моей работой. Я не могу представить себе мою оторванность от неё и жизнь вне её…. Мой отъезд за границы моей родины равносилен для меня смерти…». Поэта не выслали, но пережитое сказалось на его здоровье – за инфарктом последовал рак лёгкого. 30 мая 1960 года Б.Пастернак скончался. А Нобелевская премия была вручена лишь 9 декабря1989 года в Стокгольме Евгению Борисовичу Пастернаку, старшему сыну поэта, и только за год до этого в России впервые напечатали сам роман «Доктор Живаго».
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
Задание. К стихотворению Б. Пастернака «Во всем мне хочется дойти до самой сути…»)
1. Прочитайте выразительно стихотворение.
2. Закончите предложение: Тема стихотворения «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», открывающего последний сборник стихов «Когда разгуляется», —
3. Как всякий великий поэт, ясно осознающий своё предназначение, свою роль и ответственность, Пастернак много раз в течение жизни возвращался к размышлениям о признании поэта. Вспомним, что великие предшественники сказали об этом. А.С. Пушкин считал, что поэт – это пророк, который должен «глаголом жечь сердца людей», судьба его драматична, бессмертие поэта — в памяти народной.
М.Ю. Лермонтов тоже считал поэта пророком, голос поэта – «муза мести и печали». В чем видел своё назначение как поэта Б. Пастернак?
4. Какой образ обозначает причину, первооснову, первоначальное устройство?
5. Если поэзия – пророческое, божественное предназначение, то каково значение метафоры тетива «тугого лука» в последней строфе стихотворения? ( Вспомните лук Одиссея, на котором никто, кроме него самого, не мог натянуть тетиву).
6. В стихотворении Пастернак использует как литературный прием парадокс: казалось бы, «дойдя до самой сути», можно горы свернуть, совершить великие открытия и деяния, а лирический герой – поэт «написал бы восемь строк о свойствах страсти», т.е. он дал бы свои названия сильнейшим чувствам. Можно ли утверждать, что пастернаковский парадокс создаёт образ Поэта, равного Богу, который творит свой мир?
7. Можно ли утверждать, что нанизывание однородных членов – характерное выразительное средство в этом стихотворении? Сколько раз встречается? Приведи примеры. Можно ли утверждать, что однородные члены обеспечивают градацию понятий?
8. Стихотворение написано 4-х-стропных ямбом, который перемежается ямбом 2-х-стопным. Какого эффекта достигает автор, используя столь необычный размер?
Тест по лирике Б. Пастернака
Какой награды был удостоен Б. Л. Пастернак за лирическую поэзию и «выдающиеся достижения на традиционном поприще великой русской прозы»?
а) Ленинской премии в области литературы
б) международной премии «Этна Таормина»
в) Нобелевской премии
Какие мотивы преобладали в лирике Б. Ю. Пастернака?
а) любовная лирика в) гражданская лирика
б) христианские мотивы г) тема поэта и поэзии
В чем заключается своеобразие стихотворения «Зимняя ночь»?
а) философичность
б) специфика понимания образа креста
в) использование символики
г) использование рефрена
По словам литературоведа В. Альфонсова, «поэзия Пастернака – поэзия дорог и разворачивающихся пространства». Приведите аргументы, подтверждающие этот тезис.
Назовите черты, отличающие лирику Б. Л. Пастернака от поэзии его современников.
а) пафосность, гражданственность
б) публицистичность, идеологическая направленность
в) ассоциативные ряды символических образов, динамичная метафоричность и философичность.
г) музыкальность стиха, неожиданность словоупотребления
Прочитайте стихотворение «Мне хочется домой, в огромность» из книги «Второе рождение». Какие темы и мотивы сочетаются, переплетаются в стихотворении?
а) тема любви и страсти в) мотивы творчества
б) урбанистические мотивы г) мотив природы
Прочитайте стихотворение «Во всем мне хочется дойти…», открывающее сборник «Когда разгуляется». Какие художественные средства использует автор для создания напряженной, словно задыхающейся интонации?
Восстановите пропущенные слова в строчках Пастернака:
а) В кашне, ладонью заслоняясь, б) И чем случайней, тем вернее
Сквозь фортку крикну детворе: Слагаются стихи …..
………………..?
в) Когда строку диктует чувство, г) Не спи, не спи, художник,
Оно на сцену шлет раба, Не предавайся сну, —
И тут кончается искусство Ты — ………….
И дышат ………….. У вечности в плену!
Анна Ахматова сказала о Пастернаке: «Он наделен каким-то вечным детством». Как вы понимаете это высказывание? Поясните ответ.