Тема урока: Басни Ивана Андреевича Крылова.
Цель:
Обучающая: обобщить знания учащихся по творчеству И.А.Крылова; вызвать интерес к басням, желание читать их;
Развивающая: создать условия для развития и совершенствования навыков и умений выразительного чтения, инсценирования; раскрытия творческих способностей учащихся, развития интеллекта;
Воспитывающая: пробуждать добрые чувства; воспитывать высокие моральные качества.
Тип урока: урок – обобщение
Форма организации урока: урок – концерт
Дидактическое обеспечение: портрет И.А. Крылова, книги с баснями для выставки, рисунки учащихся, задания для учащихся, грамзапись басни Мартышка и очки»
Предварительная подготовка: учащиеся иллюстрировали басни, готовили костюмы к драматизации басен.
Ход урока
I. Организационный этап.
II. Актуализация знаний учащихся.
1. Этап проверки домашнего задания
2. Этап актуализации субъективного опыта учащихся
Посмотрите на доску, на выставку книг, на портрет, на ваши рисунки и скажите, как можно назвать тему урока? Да, тема урока: «Басни И. А. Крылова»
— Давайте рассмотрим портрет писателя. Что мы видим? (Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека).
Почему же народ высоко чтит память о великом баснописце? (Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Он учит мудрости жизни).
Мы с вами знаем, что басни были написаны более 150 лет назад, зачем нам изучать творчество Крылова, его басни? (потому что и сейчас есть человеческие пороки. Посмотреть на себя со стороны и избавиться от своих недостатков).
— На какой жанр литературы похожа басня, если животные там разговаривают и действуют, как люди? (на сказку).
-Почему басню мы никогда не спутаем ни с каким другим произведением? (мораль)
-С какими чувствами баснописцы относятся к своим героям. (с иронией. Ирония — это скрытая, тонкая насмешка)
Герои басен – животные, наделенные человеческим пороками, которые думают, говорят, действуют как люди. Как в литературе называют этот прием. (олицетворение).
III. Мотивация к учебной деятельности.
— Ребята, сегодня мы проведём необычный урок — концерт, который является завершающим по изучению творчества великого баснописца И.А.Крылова. Перед нами вновь пройдут герои Крыловских басен. Входным билетом на концерт станут ваши знания по творчеству И.А.Крылова.
На доске слова: Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей!
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней. (М.Исаковский)
-Иван Андреевич Крылов… ещё раз всмотритесь в его портрет. Ни один литератор не пользовался такой славой, как он и его басни.
На доске: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать».
— Так говорил о своем творчестве сам И.А.Крылов.
IV. Применение. Формирование умений и навыков.
1. Этап закрепления новых знаний и способов деятельности
а) Давайте вспомним биографию баснописца.
Ученик. Родился Иван Андреевич Крылов в Москве в 1769 году. Отец будущего писателя, Андрей Прохорович Крылов, был армейским офицером. Мать Крылова, Мария Алексеевна не знала грамоты, но была добра и умна от природы. Будущий баснописец не учился в школе. Но в нем жила жажда знаний, а способностями он обладал исключительными. Он самоучкой овладел французским, итальянским, греческим языками, играл на скрипке и стал высокообразованным для своего времени человеком. Крылов написал 205 басен. В наше время они переведены на 60 языков мира. В своих баснях И. А. Крылов изображал жизнь и нравы своих современников, их достоинства и недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя. Через образы животных, автор высмеивал человеческие пороки.
б) Познавательная игра «Хорошо ли вы знаете басни дедушки Крылова?»
1 вопрос. В чем особенность жанра басни?
Басня – это короткий рассказ, в котором действуют животные, растения, а подразумеваются люди, их поступки, поведение. В баснях высмеиваются недостатки людей: злоба, зависть, жадность, лень. Басня содержит нравоучение – мораль.
2 вопрос. Какой басне соответствуют данные иллюстрации? На доске иллюстрации к басням И.А. Крылова.
3 вопрос. Из какой басни эти слова?
Вертит, никак, на волос. («Мартышка и очки»)
Вредна, шейка, глазки. («Ворона и Лисица»)
Назад, облака, взялись. («Лебедь, Щука и Рак»)
4 вопрос
На доске кроссворд «Герои басен Крылова»
1.Кто смеялся «вперед чужой беде»?
2.Героиня, увидевшая свой образ в зеркале.
3.У кого к зиме под листом «был готов и стол, и дом»?
4.Она осталась без обеда из-за своей глупости.
5.Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»?
6.Один из героев, которые «везти с поклажей воз взялись»?
7. Кого «по улицам водили, как будто напоказ»?
1 |
|
|
|
|
|
| 6 | |
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
| 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5 |
|
|
|
|
|
| 7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ответы: 1. Голубь. 2.Обезьяна. 3.Муравей. 4.Ворона. 5.Моська. 6.Рак. 7.Слон.
Дети заполняют кроссворд.
5 вопрос. Из какой басни эти строки?
Эти выражения стали крылатыми, превратившись в пословицы и поговорки.
Крылатые выражения (дети хором читают )
У сильного всегда бессильный виноват. («Волк и Ягненок»)
Сильнее кошки зверя нет. (“Мышь и Крыса”).
А Васька слушает да ест. (“Кот и Повар”).
Слона-то я и не приметил. («Любопытный»)
Хоть видит око, да зуб неймёт. («Лиса и виноград»)
Да только воз и ныне там. («Лебедь, Щука и Рак»)
6 вопрос. Продолжите крылатые выражения.
Ты все пела? Это дело… (Так поди же попляши.)
А вы друзья, как ни садитесь… (Все в музыканты не годитесь.)
Кукушка хвалит петуха… (За то, что хвалит он Кукушку.)
7 вопрос.
Внимание «Чёрный ящик». Предмет, который, героиня одной из басен «с полдюжины себе достала». (Очки). Назовите басню и героиню.
2. Этап обобщения и систематизации знаний и способов деятельности
— Викторина показала, что вы знаете басни Крылова. Будем считать, что ваши знания — это входной билет на концерт. Помните, что на этом уроке вы не ученики, а зрители и артисты. Задача зрителей — тепло встречать артистов. Задача артистов — серьезно сыграть свою роль, суметь голосом и движениями передать характер своего героя. Чтобы успешнее справиться с поставленной задачей, предлагаю послушать чтение басни И.А.Крылова «Мартышка и очки» в исполнении мастеров чтения. Слушаем грамзапись.
3. Динамическая пауза. «А ну-ка, повтори!»
V. Драматизация басен
— Творческим группам было дано задание
а) Инсценирование басни.
б) «Живая картинка». Показать пантомимой фрагмент басни. Остальные группы угадывают, из какой басни фрагмент? Давайте посмотрим, как они с ним справились? Какова мораль каждой басни? Кому вы отдадите свои зрительские симпатии?
VI. Информация о домашнем задании
Читайте больше книг. Ведь, кто много читает, тот много знает! Будьте начитанными, и с вами будет приятно общаться каждому. Прочитайте басни других авторов.
VII. Подведение итогов урока. Оценка результативности и процессуальной сторон работы класса и отдельных учащихся.
-Какие же пороки любил «пощипать» Крылов? Лесть, ложь, глупость, лень, безнравственность, невежество, хвастовство
На уроках мы с вами анализировали басни, назовите их особенности. Интересный короткий занимательный сюжет; мало описаний; много диалогов; героев обычно несколько; главный герой выражает основную идею; героями являются животные, растения, вещи, птицы, рыбы; басни обычно пишутся в стихотворной форме; используется прием иносказание; в начале или в конце сформулирован вывод-мораль; высмеиваются человеческие пороки.
-Чему учат басни? Дружбе, трудолюбию, усердию, честности, доброте, отзывчивости, благородству, благодарности, добывать знания
-Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
Итак, Иван Андреевич Крылов в своих баснях давал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее. Я надеюсь, что в вашей памяти надолго останутся слова Крылова, которые помогут стать лучше. Пусть томик с баснями Крылова станет вашей настольной книгой, так как басни учат нас человечности, непримиримости к недостаткам.
VIII. Этап рефлексии
Закончился наш урок, который не оставил ни одного равнодушного. Кто-то, узнав в героях басен своих одноклассников и друзей, добродушно посмеялся, а кто-то, обнаружив там и себя, легонько взгрустнул, глубоко задумался.
Если вам было не интересно – помашите нам с места рукой.
Если вас заинтересовало и понравилось происходящее – поаплодируйте стоя самим себе и своим товарищам.