БАСНЯ И. А. КРЫЛОВА «СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ».
Цели урока: познакомить детей с новой басней И.А.Крылова, с новыми понятиями: «ирония», «аллегория»; закреплять умение работать с текстом басни, продолжить формирование навыков выразительного чтения.
Тип урока: Открытие новых знаний
Планируемые результаты:
Предметные УУД: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его баснями, уметь анализировать басню.
Личностные УУД: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Метапредметные УУД:
познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества.
коммуникативные: умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;
регулятивные: умение ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: портрет И.А. Крылова, иллюстрации к басням, экспозиционный экран, видеопроектор, ноутбук, магнитная доска, магнитофон, карточки, сигнальные карточки.
Ход урока.
1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.
— Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам в прок.
— Ребята, я приглашаю вас в чудесный мир литературы.
2. Актуализация знаний.
Посмотрите иллюстрации на доске.
— Кто автор басен, к которым вы увидели иллюстрации? ( портрет И.А.Крылова)
— Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец. Он был всесторонне одаренным человеком: драматургом, издателем, музыкантом, художником. А.С.Пушкин любил читать басни И.А.Крылова и называл его «самым народным нашим поэтом, превзошедшим всех баснописцев».
Что такое басня?
(Небольшой рассказ в стихах или прозе, поучительного характера, в котором действуют звери и птицы. Они обладают человеческими качествами и обычно умеют говорить. )
— В басне есть нравоучение?
— Как оно называется?
— Что осуждается в морали? (зависть, лень, ложь, глупые поступки…)
— Какова мораль этой басни? В каких словах произведения она заключается?
— Чему учит нас каждая басня?
— Ребята, внимательно послушайте загадки и отгадайте название басни, которую мы будем сегодня читать.
Две горошины – глаза, В лесу у пня беготня, суетня,
Ножки – грабелькой, Народ рабочий весь день хлопочет,
Хвостик – сабелькой, Себе дом строит.
Крылья – бантиком. (Муравьи)
(Стрекоза)
— Каждая из басен И.А.Крылова отражает человеческие недостатки и несправедливые отношения между людьми. Сегодня на уроке мы поподробнее познакомимся с ещё одной басней великого русского баснописца «Стрекоза и муравей». Судя по названию, кто будут действующими лицами басни? (Стрекоза и муравей)
— Что это за животные?
— Как они выглядят? (Муравей маленький, чёрный, невзрачный, а Стрекоза – красивая, изящная с тонкими прозрачными крылышками и большими глазами)
(Детям показываются иллюстрации с изображением стрекозы и муравья)
-Когда и где можно встретить муравья? (Летом. Встретить можно около муравейника).
— А что такое муравейник? (Это жилище муравьёв)
— Наблюдали ли вы когда-нибудь за муравьями?
— За каким занятием их чаще всего можно застать? (Тащат в муравейник палочки, хвоинки, гусениц и т.д.)
— Муравьи очень трудолюбивы, они постоянно чем-то заняты, никогда не сидят без дела.
— Где можно встретить стрекозу? (Пархает с цветка на цветок)
— Какими эти персонажи могли быть в басне?
-А сейчас мы узнаем, верно ли вы догадались.
3. Просмотр мультфильма.
— Такой ли предстала перед нами стрекоза, как мы видели из представления?
А муравей? (муравей проявил жестокость, стрекоза выглядит жалко).
— Значит, мы с вами ошиблись? В этой басне Муравей – отрицательный герой и симпатии автора на стороне стрекозы? Так ли это? (разные мнения детей выслушиваются).
— Давайте попробуем в этом разобраться? Но сначала проведём физминутку.
4. Физминутка
Нёс однажды Муравей
Две травинки для дверей.
На полянке под кустом
Муравьишка строит дом.
Лишь снежок запорошит
Стрекоза к нему спешит.
Ты, кума, не торопись,
А за дело — ка возьмись.
1, 2, 3, 4, 5 — начинаем приседать.
5. Повторное чтение и углубленный анализ басни.
1.Словарная работа.
— Что необходимо выяснить для успешного усвоения содержания басни?
(на доске появляются слова, выражения)
— Значение непонятных слов, выражений.
— вешние дни (иначе: весенние)
— в мягких муравах (мурава – трава; в мягких травах)
— удручена (огорчена, опечалена)
— помертвело чисто поле (собран урожай; насекомые и животные попрятались, впали в спячку; цветы и травы засохли; птицы улетели; стоит тишина)
— оглянуться не успела (прошло всё очень быстро)
— и кому же в ум пойдёт (никто даже не подумает)
Дети высказывают предположения о лексическом значении устаревших слов и выражений.
Запоминают значение слов и выражений.
2.Повторное чтение басни. (Слушание басни в аудиозаписи)
— Прочитайте басню вполголоса.
Дети читают басню самостоятельно.
3.Углублённый анализ басни.
— Подберите характеристики для наших героев.
(1 ряд- охарактеризует Стрекозу, 2 ряд- Муравья: работа в парах)
Слова для справок: трудолюбивый, весёлый, злой, справедливы, жадный, ленивый, беспечный, несерьёзный, бесшабашный, хитрый, запасливый. Слова для справок на печатаны на карточках (на каждую парту).
Учащиеся дают характеристику героям басни.
— Проверим вашу работу.
Дети защищают свои ответы.
— Жалко ли вам Стрекозу?
— Почему она пошла к Муравью? — Муравей труженик.
— Правильно ли поступил Муравей?
— Что автор высмеивает в этой басни в людях?
— Как вы думаете, стал ли отказ Муравья уроком для Стрекозы?
— Найдите в басне слова, в которых заключается главная мысль произведения. Как вы понимаете? «- Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши!»
— Какова мораль басни?
-Нужно не только веселиться, но и работать.
6. Знакомство с терминами «ирония», «аллегория»
— Ребята И.А. Крылов о стрекозе говорит с усмешкой, с легким юмором или говорят с иронией. В басне всегда прослеживается ИРОНИЯ. Давайте прочтем, что такое ирония в учебнике ( тонкая, скрытая насмешка) А так же в баснях используется АЛЛЕГОРИЯ (чтение в учебнике: слово греч., в переводе оно означает «иносказание».) Так в баснях хитрость и льстивость иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность — в образе Волка, глупость и упрямство – в образе Осла, трудолюбие и старательность – в образе Муравья.
7. Индивидуальная работа учащихся.
Учитель раздаёт детям карточки для индивидуальной работы.
Упражнение «Соберите пословицы»
— Вам необходимо соединить начало и конец пословиц.
Ученики учатся составлять пословицы, доказывают правильность своего выбора.
-Проверка выполненной работы (результаты работы появляются на доске)
Делу — время, потехе — час.
Кто веселится весной, проплачет зимой.
Семь раз отрежь, один раз отмерь… и т.д.
— Какие пословицы лучше всего выражают главную мысль басни?
8. Рефлексия. Итог урока:
• Какие же пороки высмеивает Крылов в басне «Стрекоза и Муравей? (лень, легкомыслие)
• Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
• Нужно ли изучать басни?
• Чему они учат?
Самооценка (сигнальные карточки трёх цветов: зелёный, жёлтый, красный)
— если работа в группе не вызвала затруднений – зелёный;
— если были трудности, но удалось справиться самостоятельно – жёлтый;
— если смогли справиться лишь с помощью других – красный
9. Домашнее задание.
• Выразительное чтение басни наизусть.
• Придумать свой конец басни, если бы Муравей всё-таки пустил Стрекозу к себе жить, нарисовать иллюстрацию к басне (по желанию)