ТЕМА УРОКА.
Чтение былин о русских богатырях.
ЦЕЛИ УРОКА.
Обогащение знаний о качествах национального героя.
Развитие умения читать текст по ролям.
Учимся определять причины совершаемых персонажами
поступков, сопоставлять фольклорных и литературных
героев.
Расширение читательского кругозора.
Воспитание интереса к литературе, к страницам истории
страны, чувства патриотизма.
ОБОРУДОВАНИЕ:
репродукция картины В. Васнецова «Богатыри»,
альбом «НА заставе богатырской»,
набор книг для коллективного чтения «Русские былины»,
портреты русских полководцев — А.В.Суворова, М.И.Кутузова,
А.Невского,
аудиозапись песни «Богатырская сила» (исп. Группа «Цветы»),
фильм А. Птушко «Илья Муромец».
ХОД УРОКА.
1.Выход богатырей под запись песни «Богатырская сила».
2.Чтение стихотворения А. Асеева «Илья»,
отрывка из былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник»
богатырями (С. Пятков, С. Феткрахманов, А.Шпильман)
3.Определение темы урока- актуализация знаний.
— Чему посвящен наш урок внеклассного чтения?
«Не перевелись еще на земле русской богатыри»
— Какой жанр литературного творчества повествует о богатырях?
— Что вы знаете о былинах?
— О каких богатырях рассказали вам былины?
— Как сказывались былины?
4.Представление прочитанных книг.
Задачи: рассказать о богатырях земли русской;
объяснить, почему выбрали былину именно об этом богатыре;
что интересного узнали о нем; зачитать интересный отрывок.
5. Работа в группах.
Задача: познакомиться с текстом предложенной былины,
представить богатыря – персонажа былины,
зачитать отрывок.
6.Викторина «Узнай былинного богатыря».
— Давайте проверим, что вы запомнили о былинных героях.
Н А З О В И Т Е
А) Имя самого огромного богатыря, которого земля еле носит.
(Святогор)
Б)Кто из богатырей раньше был пахарем, его величали
богатырем от земли?
(Микула Селянинович)
В)Кому из богатырей Святогор передал свой меч и часть своей
силы? (Илья Муромец)
Г)Имя богатыря, который умел играть в шахматы?
(Алеша Попович)
Д)Кто из богатырей побывал в могиле и смог из нее выйти
живым?
(Михаил Потык)
Е)Имя богатыря, который разбивает вражескую рать огромной
дубовой дубиной? (Сухман)
Ж)Кто из богатырей справился с Соловьем Разбойником?
(Илья Муромец)
8.Итоги викторины.
9.Чтение былины «На заставе богатырской» —
Литературное чтение 1 часть стр.87-91
-Почему собрались богатыри на заставе?
-Какие качества Ильи проявились во время боя?
-Как изменялось отношение врага к Илье Муромцу?
10.Работа с репродукцией картины В.Васнецова «Богатыри»
-Почему художник поместил богатырей рядом?
-Какие мысли и чувства может вызвать пейзаж, на фоне
которого изображены богатыри?
-Какие мысли и чувства хотел передать художник?
11.Обобщение.
-Что русский народ хотел показать в своих рассказах о
богатырях?
-Какими качествами наделял он богатырей?
-На Руси всегда считалось делом чести защищать свою
Родину от врага.
— Кто стал продолжателем ратного дела русских богатырей?
-Назовите имена известных полководцев России.
-Какие награды получают военные в нашей стране, связанные
с именами этих известных людей?
12.Просмотр отрывка фильма А.Птушко «Илья Муромец»(1956г.)
13.Оформление каталожных карточек.
-Оформите в читательском дневнике карточку, посвященную
былинному герою, который вам особенно запомнился.
14.Итог урока. Оценки.
КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО ВНЕКЛАССНОМУ ЧТЕНИЮ
В 4 КЛАССЕ