Конспект урока чтения по теме «Для чего нужен снег.»
Ю.Дмитриев.
Цели:
Отрабатывание правильного выразительного, осознанного, беглого чтения.
Развитие связной речи, техники чтения.
Воспитание бережного отношения к природе, умение видеть красивое.
ХОД УРОКА
I. Орг. момент
Чтобы лучше нам читать, Надо язычки размять. ЛО-ЛО-ЛО — снежное покрывало. НА-НА-НА — наступила весна ЕГ-ЕГ-ЕГ — у нас ещё снег.СУ-СУ-СУ — лежит снег в лесу.ГА-ГА-ГА — завывает вьюга.ЕЛЬ-ЕЛЬ-ЕЛЬ — метёт метель.
Музыкальное сопровождение (вьюга, буря, метель, завывание ветра)
Слушая эту музыку, какую картину вы представили?
К какому месяцу зимы это соответствует? (Февраль)
Февраль — последний месяц зимы.
П. Проверка домашнего задания
— Давайте вспомним февральские пословицы.
Февраль зиму ломает, воду подпускает.
Февраль рисует, малюет, красну весну чует.
В феврале зима с весной встретятся впервые.
А сейчас какое время года?
Весна — самое долгожданное время года. Природа стремительно пробуждается от зимнего сна. Календарная зима закончилась, но на самом деле в Сибири ещё в марте стоят холодные морозные деньки. В марте и спереди и сзади зима. На Крайнем Севере зима продолжается полгода и больше, на юге — один-два месяца. Но сколько бы зима не длилась, холод и недостаток корма делают ее самым тяжёлым для зверей и птиц временем года.
III. Сообщение темы и целей урока
— Сегодня на уроке мы и будем об этом говорить и читать.
IV. Проверка домашнего задания.
— Было предложено по данным темам составить рассказ:
Снег в лесу.
Зимний лес.
V. Зарядка для глаз
Летит снежинка белой каруселью
И кружится, и пляшет, и танцует.
И вдруг разбилась на мелкие кусочки.
Помоги скорей снежинке стать обратно, как была.
Собери ты все осколки и прочти на них слова.
VI. Упражнения на внимание и работа над техникой чтения
— Назовите слова, которые запомнили по теме «Зима».
Составьте предложение. — Какие слова были непонятны.
Бесснежные — это, какие зимы? (без снега), а у нас какая?
Промерзает — затвердеть от мороза.
Маскировка — делаться незаметным, невидимым. — Эти слова встретятся в рассказе
VII. Подготовка к чтению рассказа
Название сегодняшнего рассказа узнаете, прочитав, справа налево. ГЕНС НЕЖУН ОГЕЧ ЯЛД (Для чего нужен снег?)
Фамилию автора вы узнаете, если смещённые буквы соедините верно.
Сегодня на уроке мы узнаем, кому помогает Снег и какую пользу приносит Снег.
VIII. Первичное чтение учителя
Что обнаружили приятели на лыжне? Вопрос перед чтением (Ответы детей)
Как называется эта птица? (Тетерев)
Тетерев
Зимой у тетерева кормилица — берёза. Кормится почками и серёжками. Под снегом днём -убежище от ястребов, а ночью — от филинов и сов и, главное, защита от морозов и метелей. Лыжников было много, и они так укатали снег, что тетерев никак не мог выбраться. В зимнее время все любят кататься на лыжах.
— А вы любите кататься на лыжах?
Физминутка
Мы едем на лыжах Мы мчимся с горы Мы любим забавы Холодной поры.
Какая вам из зимних игр ещё нравится? (Игра в снежки)
Какие слова вы прочитали на снежках?
Сложные слова для чтения прикрепляются на доску. Чтение этих слов хором по слогам.
IX. Жужжащее чтение
Вопрос перед чтением:
Для чего птицы забираются в снег? (Чтобы избежать большей опасности — холода)
Подтвердите словами текста
проло 1 жили что? лыжню
— А теперь к словам расковы 2 ряли снег — Для чего расковыряли?
добавьте вопрос Что? раско 3 пали снег — Если раскопать, что увидим? зачитайте
и ответьте словами задержи 4 вается снег — Кому плохо, когда снег задерживается?
из текста,
— Давайте подберём к существительному Снег глаголы.
Снег (сообщение)
X. Чтение по абзацам
Чтение по абзацам прерывается
XI. Чтение по ролям (отрывок). Работа над выразительностью.
XII.Чтение по точкам
Почему появляется ледяная корка? (от перемены температуры)
Ну, а для чего же птицы забираются в снег, если это опасно вы прочитаете в заснеженном тексте.
Чтобы избежать ещё большей опасности — холода. Вот и ныряют они по вечерам в снег, как в пуховую перину. Заберутся поглубже и спят.
— С чем автор сравнивает снег? Почему?
Чтение буксиром
Изографы
Зрительное восприятие, воображение, внимание, образная зрительная память.
— Какая беда может произойти с этими зверями в бесснежную зиму?
(Запись голоса учителя)
XV. Итог
Какая иллюстрация подходит к произведению, по которому мы работали на уроке?
По каким признакам узнали? (Показ иллюстраций)