Конспект урока на тему «Е. Благинина «Кукушка», «Котенок»

Е. Благинина «Кукушка», «Котенок»

Цели: расширить знания детей о жизни и творчестве Е.А. Благининой; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения; читать и воспринимать на слух лирические тексты; читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому; сравнивать название произведения и его содержание; высказывать свое мнение.

Оборудование: портрет и выставка книг Е.А. Благининой; карточки (текст речевой разминки, задания), магнитная азбука, рабочие тетради.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Чтение наизусть стихотворения С. Маршака «Если».

III. Введение в тему

1. Беседа

Расшифруйте, что здесь написано.

5

А

Б

В

г

д

Е

4

Ж

3

И

й

к

Л

3

М

Н

О

п

р

С

2

Т

У

ф

X

Ц

Ч

1

Ш

Щ

ь

э

ю

Я


1

2

3

4

5

6

6,5; 6,4; 6,5; 2,3; 1,5

1,5; 6,4; 6,5; 5,4; 6,3; 1,5; 2,3; 5,5; 5,3; 3,3; 3,5; 2,3; 1,5

2,5; 6,4; 1,5; 4,5; 3,4; 2,3; 3,4; 2,3; 1,5

(Елена Александровна Благинина.)

Ребята, соберите слова из распавшихся букв.

АКШУКУК

КОНЕТОК

(Здесь зашифрованы слова «кукушка» и «котенок». А прочитать их надо справа налево.)

Как вы думаете, что может связывать эти два слова?

Это названия стихотворений, которые мы будем сегодня на уроке читать. Прочитайте, как зовут автора. (Елена Александровна Благинина.)

Какие стихи Благининой вы уже читали и знаете? (Ответы детей.)

2. Рассказ учителя об авторе (презентация)

Елена Александровна Благинина (1903—1989) начала писать свои первые стихи, сказки и пьесы для домашнего театра. А было юному драматургу (сочинителю пьес) целых… восемь лет! всевозможные маленькие сюрпризы для детей. Вот как Елена Александровна рассказала об этом писателю Владимиру Приходько:

«В домашнем театре инсценировали стихи, песни, сказки. Вечера, в которые устраивались представления, были особенно торжественны и любимы. Убогая обстановка преображалась словно по мановению палочки волшебника».

…Половичок линючий — речка,

А печка — пышный царский дом…

От страха мрет в груди сердечко,

Пылает голова огнем.

Меня затягивает илом,

Заносит медленно песком.

А ты зовешь таким унылым,

Срывающимся голоском:

Сестрица моя, Аленушка!

Палач коварной ведьмой нанят,

Костры трещат на берегу.

А камень ко дну тянет, тянет

Так, что дохнуть я не могу.

Свежие документы:  Конспект урока ОБЖ «День здоровья»

Ой, братец мой, Иванушка! —

Мы продолжать не в силах действа

И плачем громко — в три ручья —

От вероломства, от злодейства,

От горькой сказки бытия.

Так Елена Александровна повествует о домашнем спектакле в стихотворении «Сказка».

IV. Физкультминутка

V. Работа по теме урока

1. Чтение стихотворения «Кукушка». Беседа

Прочитаем стихотворение «Кукушка». Как вы думаете, о чем оно? Что вы знаете о кукушках? (Ответы детей.)

(Чтение стихотворения учителем.)

Какое стихотворение оно вам напомнило? {Стихотворение С. Маршака «В лесу над росистой поляной…».)

Перечитайте эти стихи, сравните их. Найдите сходства и отличия. (Примерный ответ. Сходство в том, что в них общая тема — о кукушке; их главный герой — мальчик; действие происходит в лесу. Отличия: разное время суток: у Е. Благининой — «неяркий денек», весь день с утра до вечера; у С. Маршака — рассвет, туман, росистая поляна. У Е. Благининой — нежное, тихое, блаженное ощущение покоя и счастья, а у С. Маршака — светлая грусть, герой как будто уже вспоминает о прошедшем. Тема одна, но читать их надо по-разному.)

2. Выразительное чтение стихотворения «Кукушка»

3. Чтение стихотворения «Котенок» учителем

Какое настроение у вас появилось во время чтения этого стихотворения? (Стало грустно, жалко котенка. Но закончилось хорошо. Девочка взяла котенка себе.)

Что вы думаете об этой девочке?

Приходилось ли вам видеть такую картину, какую увидела девочка? (Рассказы детей.)

О чем стихотворения Е. Благининой? (О животных.)

Как вы думаете, почему она так много пишет о любви к животным? (Потому что она сама их очень любит.)

4. Выразительное чтение стихотворения «Котенок»

Как бы вы поступили, если бы увидели бездомного котенка? Запишите в рабочую тетрадь.

VI. Рефлексия

VII. Подведение итогов урока

Чему научили вас прочитанные стихи?

Над чем заставили задуматься?

Домашнее задание

Повторить произведения раздела «Поэтическая тетрадь 2».

Нарисовать иллюстрации к понравившемуся произведению.





Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: