Е. Благинина «Кукушка», «Котенок»
Цели: расширить знания детей о жизни и творчестве Е.А. Благининой; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения; читать и воспринимать на слух лирические тексты; читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому; сравнивать название произведения и его содержание; высказывать свое мнение.
Оборудование: портрет и выставка книг Е.А. Благининой; карточки (текст речевой разминки, задания), магнитная азбука, рабочие тетради.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Чтение наизусть стихотворения С. Маршака «Если».
III. Введение в тему
1. Беседа
— Расшифруйте, что здесь написано.
А | Б | В | г | д | Е | |
4 | Ж | 3 | И | й | к | Л |
3 | М | Н | О | п | р | С |
2 | Т | У | ф | X | Ц | Ч |
1 | Ш | Щ | ь | э | ю | Я |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
6,5; 6,4; 6,5; 2,3; 1,5
1,5; 6,4; 6,5; 5,4; 6,3; 1,5; 2,3; 5,5; 5,3; 3,3; 3,5; 2,3; 1,5
2,5; 6,4; 1,5; 4,5; 3,4; 2,3; 3,4; 2,3; 1,5
(Елена Александровна Благинина.)
— Ребята, соберите слова из распавшихся букв.
АКШУКУК
КОНЕТОК
(Здесь зашифрованы слова «кукушка» и «котенок». А прочитать их надо справа налево.)
— Как вы думаете, что может связывать эти два слова?
— Это названия стихотворений, которые мы будем сегодня на уроке читать. Прочитайте, как зовут автора. (Елена Александровна Благинина.)
— Какие стихи Благининой вы уже читали и знаете? (Ответы детей.)
2. Рассказ учителя об авторе (презентация)
Елена Александровна Благинина (1903—1989) начала писать свои первые стихи, сказки и пьесы для домашнего театра. А было юному драматургу (сочинителю пьес) целых… восемь лет! всевозможные маленькие сюрпризы для детей. Вот как Елена Александровна рассказала об этом писателю Владимиру Приходько:
«В домашнем театре инсценировали стихи, песни, сказки. Вечера, в которые устраивались представления, были особенно торжественны и любимы. Убогая обстановка преображалась словно по мановению палочки волшебника».
…Половичок линючий — речка,
А печка — пышный царский дом…
От страха мрет в груди сердечко,
Пылает голова огнем.
Меня затягивает илом,
Заносит медленно песком.
А ты зовешь таким унылым,
Срывающимся голоском:
— Сестрица моя, Аленушка!
Палач коварной ведьмой нанят,
Костры трещат на берегу.
А камень ко дну тянет, тянет
Так, что дохнуть я не могу.
— Ой, братец мой, Иванушка! —
Мы продолжать не в силах действа
И плачем громко — в три ручья —
От вероломства, от злодейства,
От горькой сказки бытия.
Так Елена Александровна повествует о домашнем спектакле в стихотворении «Сказка».
IV. Физкультминутка
V. Работа по теме урока
1. Чтение стихотворения «Кукушка». Беседа
— Прочитаем стихотворение «Кукушка». Как вы думаете, о чем оно? Что вы знаете о кукушках? (Ответы детей.)
(Чтение стихотворения учителем.)
— Какое стихотворение оно вам напомнило? {Стихотворение С. Маршака «В лесу над росистой поляной…».)
— Перечитайте эти стихи, сравните их. Найдите сходства и отличия. (Примерный ответ. Сходство в том, что в них общая тема — о кукушке; их главный герой — мальчик; действие происходит в лесу. Отличия: разное время суток: у Е. Благининой — «неяркий денек», весь день с утра до вечера; у С. Маршака — рассвет, туман, росистая поляна. У Е. Благининой — нежное, тихое, блаженное ощущение покоя и счастья, а у С. Маршака — светлая грусть, герой как будто уже вспоминает о прошедшем. Тема одна, но читать их надо по-разному.)
2. Выразительное чтение стихотворения «Кукушка»
3. Чтение стихотворения «Котенок» учителем
— Какое настроение у вас появилось во время чтения этого стихотворения? (Стало грустно, жалко котенка. Но закончилось хорошо. Девочка взяла котенка себе.)
— Что вы думаете об этой девочке?
— Приходилось ли вам видеть такую картину, какую увидела девочка? (Рассказы детей.)
— О чем стихотворения Е. Благининой? (О животных.)
— Как вы думаете, почему она так много пишет о любви к животным? (Потому что она сама их очень любит.)
4. Выразительное чтение стихотворения «Котенок»
— Как бы вы поступили, если бы увидели бездомного котенка? Запишите в рабочую тетрадь.
VI. Рефлексия
VII. Подведение итогов урока
— Чему научили вас прочитанные стихи?
— Над чем заставили задуматься?
Домашнее задание
Повторить произведения раздела «Поэтическая тетрадь 2».
Нарисовать иллюстрации к понравившемуся произведению.