Конспект урока на тему «Этнокультурный компонент на уроках литературного чтения в начальной школе»


МОУ «Гимназия №19»





Выступление на

Всероссийской научно-практической конференции «Этнокультурное образование: опыт и перспективы»


«Этнокультурный компонент на уроках литературного чтения в начальной школе».

подготовила учитель начальных классов Овчинникова Людмила Васильевна






г. Саранск

Этнокультурный компонент на уроках литературного чтения в начальной школе.


В системе образования актуальна проблема формирования, развития личности, способной усвоить несколько культур, готовой к этническому самоопределению, саморазвитию в новых социальных условиях на основе сотрудничества и диалога. Поэтому одним из важных принципов в образовании становится принцип этнокультурного воспитания, который заключается в опоре на культурные ценности, национальные традиции, нравственно- этические правила своего народа, а также на понимание и уважение духовного наследия других этносов, живущих в Республике Мордовия.

В Стандартах начального образования четко одной из задач уроков литературного чтения является

— воспитание интереса к чтению, обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле, развитие нравственных чувств, уважение к культуре своей родины.

— приобщение учащихся 1-4 классов к богатствам фольклора народов республики Мордовия, к художественным произведениям детских писателей и поэтов нашего края. Основополагающей является задача:

— формирование у младших школьников интереса к культуре народов нашего региона, чувства уважения к национальным традициям, обычаям.

Этнокультурный компонент на уроках литературного чтения предполагает обратиться к изучению устного народного творчества мордовского, русского народов к их сказкам, пословицам и поговоркам.

Устное народное творчество мордвы возникло в глубокой древности и предшествовало развитию литературы. Через произведения устного народного творчества от поколения к поколению передавалась духовная культура народа.

В сказках отражены труд и быт народов в условиях суровой природы, мечты о победе над стихией, над злом. В них прославляются мужество, находчивость, упорство, мастерство человека, выражен народный оптимизм. В мордовских народных сказках мораль всегда справедлива, осуждает глупость, жестокость, об этом свидетельствуют народные сказки. Это такие сказки как: «Сыре – Варда», «Дуболго Пичай», «Портной, медведь, чёрт и Вирява»и другие.

Во многих мордовских сказках есть признаки мифа, т.е. объяснение мира. Я стараюсь, чтобы дети поняли, что в мифологии мордовского народа есть духи леса, воды. Человек должен жить с ними в мире, не нарушать покой природы, так детям с малых лет внушалась идея гармонии человека и природы. Добрые духи показывают свою силу живущим на земле, а это противоестественное желание.

Великолепен образ мудрого, находчивого и неунывающего Тюшти. Наделяя своего любимого героя качествами, которые присущи человеку, народ верил, что такой человек должен быть во всех отношениях выше своих врагов, которые присваивают плоды чужого труда. Вот эта житейская мудрость доказанная самой жизнью, борьбой народа против несправедливости, сформировал вот такой художественный образ.

Свежие документы:  Поэзия Серебряного века (конспект урока по литературе)

Изучение литературы Мордовии начинается немыслимо без изучения народных пословиц и загадок. Мордовские народные пословицы имеют аналоги и в русском фольклоре.

В пословицах отражается огромный жизненный опыт, обобщаются многолетние наблюдения над жизнью.

Мордовские народные загадки представляют замысловатое описание предмета или явления, предлагаемые с целью испытания сообразительности, они развивают способность к поэтической выдумке.

Сказки, пословицы, поговорки, загадки, песни выражают глубокую народную идею – победу добра над злом, в фольклоре народов нашего региона отражаются национальные черты характера: спокойный нрав, уважение к старшим, любовь к родной земле, трудолюбие, смелость, находчивость, ум и т.д.

На уроках литературного чтения знакомлю школьников со стихотворными произведениями мордовских писателей.

Много внимания в своей работе я уделяю воспитанию у детей любви к природе родного края.

К примеру, при знакомстве со стихотворением М. Бебана «Осенний пейзаж», обращаю внимание детей на отношение самого автора к родной природе.

Осень, как царевна в позолоте,

по-своему бодра и весела.

Смотри, как старый клён, что на отлёте,

со всех боков, шутница, подожгла.


Яркие, самобытные строки стихотворения вводят детей в мир прекрасного. Я учу подмечать все краски осени, выражать свои чувства, эмоции. При чтении стихотворения «про себя», прошу карандашом выделить непонятные слова. Выясняем, с каким чувством будем читать стихотворение.

грусть

восхищение

гордость

равнодушие

удивление

В конце урока делаем зарисовки осени.

Подробно разбирая стихотворения, наблюдая за ритмом, интонацией, выражая свои мысли на уроке, дети сами заражаются идеей попробовать сложить стихи.

Изучение произведений мордовских писателей предполагает развитие художественно – творческих способностей младшего школьника: это создание сказок, рассказов, иллюстраций к прочитанным произведениям. Такая деятельность развивает их эстетический вкус, повышает культуру речи, формирует творческое воображение, содействует воспитанию трудолюбия, самодисциплины.

Таким образом, этнокультурный компонент на уроках литературного чтения формирует положительное отношение к языку, истории, культуре своего народа, чувство гордости за свой народ, а также чувство уважения и толерантности к представителям других народов.

Литература:

1. Аверкиева Ю.П. Франц Боас (1858–1946) // Краткие сообщения Института этнографии. – 1946. – № 1. – С. 101–111.

2. Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. – М.: Наука, 1989. – 246 с.

3. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. – М., 1983. – 412 с.

4. Гукаленко О.В. Поликультурное образование: теория и практика О.В. Гукаленко. –Ростов-нД.:Изд-во РГПУ, 2003.

Свежие документы:  Урок литературного чтения в 3 классе "С Есенин «Разгулялась вьюга…»"

5. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. Избр. пед. соч.: В 2 т. – М., 1974

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: