Конспект урока на тему «Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза»

Конспект урока чтения

Тема: Ф. И. Тютчев « Весенняя гроза»

Цель: познакомить со стихотворением Ф. И. Тютчева « Весенняя гроза», раскрыть идею и смысл стихотворения, продолжить знакомство с литературными терминами, учить выразительно, читать, развивать эмоционально – чувственное отношение к действительности, формировать личностное видение окружающего мира, прививать любовь к русской поэзии.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать произведение, отражая его настроение, высказывать мнение о прочитанном, определять тему и главную мысль, наблюдать, как меняется настроение поэта.

Оборудование:

Толковый словарь С. И .Ожегова, репродукции картины Левитана « После дождя. Плёс».

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

— Сегодня мы отправляемся в мир поэзии. Что такое поэзия?

Прочитайте предложение. Как вы их понимаете?

(на доске)

Поэзия летнего утра.

Поэзия золотой осени.

Поэзия родной природы.

— Что теперь скажете о поэзии?

— Замените в предложениях слово « поэзия» словом « красота».

Молодцы! Сколько значений слова « поэзия» мы знаем? Назовите их.

« Поэзия – стихи, произведения, написанные стихами».

« Поэзия – красота, прелесть чего – либо»

— Перед вами толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова. Прочитайте, как он называется. В нём собрано, объяснено более 70 тысяч слов.

В мире поэзии эти слова встают в определённый строй, и мы слышим прекрасные поэтические творения. Словарь всегда должен быть под рукой. Если в тексте встречаются непонятные слова, то их значение всегда можно уточнить в словаре. Специально для вас есть такой словарик. ( показываю)

— Начнём путешествие с речевой зарядки. Читаем вслух по моей указке.

Шум, гам, лес, всплеск)

— Похожи ли эти слова на стихотворение? Почему?

— Совершенно верно. И это один из признаков стихотворения, называемый рифма. (Карточка со словом)

— Все ли слова мы произносим одинаково?

( Одни тише, другие громче. Это интонация.)

Прочитайте слова, выделите голосом первое слово. Постарайтесь прочесть с чувством радости.

Шум, всплеск, гам,гром,треск, плеск)

-Читаем с интонацией удивления, спрашиваем?

Выделяем 4 слово, 5 слово.

Апрель,капель,звенел,гремел,кричал,пел.

— Отгадайте загадку. Кто это?

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда тружусь,

Не жужжу, когда кружусь.

— Какой звук помог отгадать загадку?

-Если в стихотворении часто повторяется одни и те же звуки, то можно услышать, как воет ветер, шуршит камыш, кричат птицы, гремит гром. Этим средством часто пользовались поэты. Называется звукопись.

  1. Работа по теме урока.

Сегодня нас ожидает встреча с замечательным русским поэтом. Прочитайте и запомните его имя. Какое стихотворение этого поэта мы читаем осенью? Прочтите строки.

Жил Фёдор Иванович более 100 лет назад. Он очень любил родную природу и воспевал её в своих произведениях. Его стихами восхищались наши бабушки и прабабушки. Я прочитаю одно стихотворение, называется « Весенняя гроза».

-Какое настроение вызывает это стихотворение?

-Какие краски вы бы взяли в руки, чтоб нарисовать подобную картину?

-Какие звуки живут в этом стихотворении?

-Какие запахи живут в « весенней грозе»?

-Откройте учебники. Прочитайте шёпотом, найдите и запомните непонятные слова.( Гам ,вторит, резвятся, раскаты, перлы, не молкнет, Гера, Зевс, громкокипящий, кубок )

-Люди Древней Греции верили в богов, которые, как им казалось, жили на высоких горах. Властвовал над ними верховный бог Зевс, податель дождя, грозы и молний. Одной из дочерей Зевса, или как его называет Тютчев, Зевеса, была Гера – богиня вечной юности. Она подносила богам во время пиров напиток бессмертия.

-Прочитайте, что говорит Тютчев о Гере.

-Как Гера пролила кубок?

— Боги были исполинами. Что это значит?

-Какой же кубок пролила Гера?(огромный такой, что пошёл сильный дождь)

-Почему кубок громкокипящий?

( Он с громом опрокинулся из рук Геры. На земле сразу прогремел гром. Вода стала с силой биться на землю. Потекли ручьи. Как будто вода закипела. Появились пузырьки.)

Работа над стихотворением.

— Читаем одну строфу. Что хотел сказать автор?

( Что он любит грозу)

— Как вы думаете, почему?

( Первая гроза – предвестник лета. Бурлят потоки, смывают всё с земли, умывают её, она становится чище, моложе. Природа обновляется. Всё окончательно просыпается.

-Как грохочет гром? Найдите, прочитайте.

— Кто может резвиться и играть? (ребёнок)

— Правильно. У Тютчева гром – разумное, одушевлённое существо, такое же как человек.

— Читаем 2 строфу.

— Какие слова подтвердили наше мнение о том, что гром – маленький ребёнок?

-Какие нити золотит солнце?

( Часто на веточках деревьев бывает паутина. После дождя блестит на солнце, кажется золотой. Нити золотые – солнечные лучи. Перлы – жемчужины, висящие на ниточках. Эти нити стали золотыми от солнечных лучей.)

-Читаем 3 — ю строфу.

-Как природа встречает весеннюю грозу? (радостно, восторженно) Докажите? Птицы повторяют раскаты грома, лес, горы)

— Читаем 4-ю строфу.

— Укажите слово, которое указывает на то, что стихотворение радостное, восторженное. ( смеясь)

— Чем пролился кубок на землю?

— Прочитайте стихотворение целиком. ( 2 ученика)

-Какой звук повторяется чаще других. Найдите слова.

(р- гроза, гром,грохочет,резвится,играя,штормит,пролили) Зачем?

(Звук р –резкий,грохочущий, как гром,он звонкий. Соответствует настроению, в спокойных стихах этого звука почти нет.)

— На особенность торжественности стихотворения, желание автора возвысить то, что он описывает, указывают слова, которые очень редко встречаются в речи и употребляются специально в этих целях. Найдите их.

Работа по картине.

— Ребята, представьте, что вы художники. Что приготовили бы вы в качестве иллюстрации.

-Молодцы! Вы мастера словесного пейзажа. А что за слово « пейзаж»?

Ваши ответы очень отличаются друг от друга. Почему?

( Каждый рисует то, что ему хочется, нравится. Каждый передаёт своё настроение.)

— Сейчас мы посмотрим на репродукцию Левитана « После дождя. Плёс». Художник показывает красоту и величие природы. Омытое дождём село, со стоящими на пригорке домами, церковью. Небо ещё затянуто остатками туч, но уже озаряется лучами солнца.

-А что в картине говорит о том, что дождик кончился?

( На улице нет никого, все спрятались. Трава, земля размыты водой. Кажется, сейчас выскочат на берег ребятишки с удочками, рыбаки поплывут на лодках. Появится радуга.)

-Как раскрывает И. И. Левитан красоту омытого дождём села, берега реки.

( Красиво,замечательно,превосходно, великолепно)

-Каким словом мы пользовались на уроке для передачи красоты, прелести чего – либо. ( Поэзия)

-Как художник раскрывает красоту? (Поэтично)

Работа над выразительным чтением.

— Приступим к работе над выразительным чтением. Каки правила выразительного чтения знаем.

  1. Читать не торопясь, вдумываясь в то, что читаешь.

  2. Выделять голосом отдельные слова.

  3. Часто повторяющие звуки выделять голосом.

  4. Надо останавливаться на точках.

— Правильно. Сейчас возьмём в руки карандаши и очень аккуратно подчеркнём слова, которые будем выделять голосом. Там, где остановка, пауза.



1 строка. Люблю грозу.

2 строка. Весенний, первый гром.

3 строка. Резвился, играя.

4 строка. Грохочет

— Мы не будем настаивать на своём мнении, так как каждый читатель может представить чувства, охватывающие его.

— В каком темпе будем читать? Паузы.

— Остальное разберите сами. Затем пользуясь своими результатами, прочитаем шёпотом.

Внимание! Внимание! Объявляется конкурс чтецов. Желающие на сцену.

Понравились стихи. Я предлагаю послушать куплет песни « После дождя». Вслушайтесь в слова песни, услышите пение птиц.

Итог урока.

Спасибо за работу.









Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса "Сутки"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: