Конспект урока чтения
Тема: Ф. И. Тютчев « Весенняя гроза»
Цель: познакомить со стихотворением Ф. И. Тютчева « Весенняя гроза», раскрыть идею и смысл стихотворения, продолжить знакомство с литературными терминами, учить выразительно, читать, развивать эмоционально – чувственное отношение к действительности, формировать личностное видение окружающего мира, прививать любовь к русской поэзии.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать произведение, отражая его настроение, высказывать мнение о прочитанном, определять тему и главную мысль, наблюдать, как меняется настроение поэта.
Оборудование:
Толковый словарь С. И .Ожегова, репродукции картины Левитана « После дождя. Плёс».
Ход урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний. Постановка целей урока.
— Сегодня мы отправляемся в мир поэзии. Что такое поэзия?
Прочитайте предложение. Как вы их понимаете?
(на доске)
Поэзия летнего утра.
Поэзия золотой осени.
Поэзия родной природы.
— Что теперь скажете о поэзии?
— Замените в предложениях слово « поэзия» словом « красота».
Молодцы! Сколько значений слова « поэзия» мы знаем? Назовите их.
« Поэзия – стихи, произведения, написанные стихами».
« Поэзия – красота, прелесть чего – либо»
— Перед вами толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова. Прочитайте, как он называется. В нём собрано, объяснено более 70 тысяч слов.
В мире поэзии эти слова встают в определённый строй, и мы слышим прекрасные поэтические творения. Словарь всегда должен быть под рукой. Если в тексте встречаются непонятные слова, то их значение всегда можно уточнить в словаре. Специально для вас есть такой словарик. ( показываю)
— Начнём путешествие с речевой зарядки. Читаем вслух по моей указке.
Шум, гам, лес, всплеск)
— Похожи ли эти слова на стихотворение? Почему?
— Совершенно верно. И это один из признаков стихотворения, называемый рифма. (Карточка со словом)
— Все ли слова мы произносим одинаково?
( Одни тише, другие громче. Это интонация.)
Прочитайте слова, выделите голосом первое слово. Постарайтесь прочесть с чувством радости.
Шум, всплеск, гам,гром,треск, плеск)
-Читаем с интонацией удивления, спрашиваем?
Выделяем 4 слово, 5 слово.
Апрель,капель,звенел,гремел,кричал,пел.
— Отгадайте загадку. Кто это?
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда тружусь,
Не жужжу, когда кружусь.
— Какой звук помог отгадать загадку?
-Если в стихотворении часто повторяется одни и те же звуки, то можно услышать, как воет ветер, шуршит камыш, кричат птицы, гремит гром. Этим средством часто пользовались поэты. Называется звукопись.
Работа по теме урока.
Сегодня нас ожидает встреча с замечательным русским поэтом. Прочитайте и запомните его имя. Какое стихотворение этого поэта мы читаем осенью? Прочтите строки.
Жил Фёдор Иванович более 100 лет назад. Он очень любил родную природу и воспевал её в своих произведениях. Его стихами восхищались наши бабушки и прабабушки. Я прочитаю одно стихотворение, называется « Весенняя гроза».
-Какое настроение вызывает это стихотворение?
-Какие краски вы бы взяли в руки, чтоб нарисовать подобную картину?
-Какие звуки живут в этом стихотворении?
-Какие запахи живут в « весенней грозе»?
-Откройте учебники. Прочитайте шёпотом, найдите и запомните непонятные слова.( Гам ,вторит, резвятся, раскаты, перлы, не молкнет, Гера, Зевс, громкокипящий, кубок )
-Люди Древней Греции верили в богов, которые, как им казалось, жили на высоких горах. Властвовал над ними верховный бог Зевс, податель дождя, грозы и молний. Одной из дочерей Зевса, или как его называет Тютчев, Зевеса, была Гера – богиня вечной юности. Она подносила богам во время пиров напиток бессмертия.
-Прочитайте, что говорит Тютчев о Гере.
-Как Гера пролила кубок?
— Боги были исполинами. Что это значит?
-Какой же кубок пролила Гера?(огромный такой, что пошёл сильный дождь)
-Почему кубок громкокипящий?
( Он с громом опрокинулся из рук Геры. На земле сразу прогремел гром. Вода стала с силой биться на землю. Потекли ручьи. Как будто вода закипела. Появились пузырьки.)
Работа над стихотворением.
— Читаем одну строфу. Что хотел сказать автор?
( Что он любит грозу)
— Как вы думаете, почему?
( Первая гроза – предвестник лета. Бурлят потоки, смывают всё с земли, умывают её, она становится чище, моложе. Природа обновляется. Всё окончательно просыпается.
-Как грохочет гром? Найдите, прочитайте.
— Кто может резвиться и играть? (ребёнок)
— Правильно. У Тютчева гром – разумное, одушевлённое существо, такое же как человек.
— Читаем 2 строфу.
— Какие слова подтвердили наше мнение о том, что гром – маленький ребёнок?
-Какие нити золотит солнце?
( Часто на веточках деревьев бывает паутина. После дождя блестит на солнце, кажется золотой. Нити золотые – солнечные лучи. Перлы – жемчужины, висящие на ниточках. Эти нити стали золотыми от солнечных лучей.)
-Читаем 3 — ю строфу.
-Как природа встречает весеннюю грозу? (радостно, восторженно) Докажите? Птицы повторяют раскаты грома, лес, горы)
— Читаем 4-ю строфу.
— Укажите слово, которое указывает на то, что стихотворение радостное, восторженное. ( смеясь)
— Чем пролился кубок на землю?
— Прочитайте стихотворение целиком. ( 2 ученика)
-Какой звук повторяется чаще других. Найдите слова.
(р- гроза, гром,грохочет,резвится,играя,штормит,пролили) Зачем?
(Звук р –резкий,грохочущий, как гром,он звонкий. Соответствует настроению, в спокойных стихах этого звука почти нет.)
— На особенность торжественности стихотворения, желание автора возвысить то, что он описывает, указывают слова, которые очень редко встречаются в речи и употребляются специально в этих целях. Найдите их.
Работа по картине.
— Ребята, представьте, что вы художники. Что приготовили бы вы в качестве иллюстрации.
-Молодцы! Вы мастера словесного пейзажа. А что за слово « пейзаж»?
Ваши ответы очень отличаются друг от друга. Почему?
( Каждый рисует то, что ему хочется, нравится. Каждый передаёт своё настроение.)
— Сейчас мы посмотрим на репродукцию Левитана « После дождя. Плёс». Художник показывает красоту и величие природы. Омытое дождём село, со стоящими на пригорке домами, церковью. Небо ещё затянуто остатками туч, но уже озаряется лучами солнца.
-А что в картине говорит о том, что дождик кончился?
( На улице нет никого, все спрятались. Трава, земля размыты водой. Кажется, сейчас выскочат на берег ребятишки с удочками, рыбаки поплывут на лодках. Появится радуга.)
-Как раскрывает И. И. Левитан красоту омытого дождём села, берега реки.
( Красиво,замечательно,превосходно, великолепно)
-Каким словом мы пользовались на уроке для передачи красоты, прелести чего – либо. ( Поэзия)
-Как художник раскрывает красоту? (Поэтично)
Работа над выразительным чтением.
— Приступим к работе над выразительным чтением. Каки правила выразительного чтения знаем.
Читать не торопясь, вдумываясь в то, что читаешь.
Выделять голосом отдельные слова.
Часто повторяющие звуки выделять голосом.
Надо останавливаться на точках.
— Правильно. Сейчас возьмём в руки карандаши и очень аккуратно подчеркнём слова, которые будем выделять голосом. Там, где остановка, пауза.
1 строка. Люблю грозу.
2 строка. Весенний, первый гром.
3 строка. Резвился, играя.
4 строка. Грохочет
— Мы не будем настаивать на своём мнении, так как каждый читатель может представить чувства, охватывающие его.
— В каком темпе будем читать? Паузы.
— Остальное разберите сами. Затем пользуясь своими результатами, прочитаем шёпотом.
Внимание! Внимание! Объявляется конкурс чтецов. Желающие на сцену.
Понравились стихи. Я предлагаю послушать куплет песни « После дождя». Вслушайтесь в слова песни, услышите пение птиц.
Итог урока.
Спасибо за работу.
—