Конспект урока на тему «Фольклор. Малые жанры: песни, потешки, прибаутки, заклички, считалки. Развитие речи»

Четверть І

День 30.09.14

Урок: литературное чтение

Название занятия:


Фольклор. Малые жанры: песни, потешки, прибаутки, заклички, считалки. Развитие речи.


Общая цель:


Познакомить с понятием устное народное творчество.

Ожидаемый результат:



— знают понятие «устное народное творчество»

— знают названия различных жанров, имеют о них общее представление

— умеют назвать особенности таких жанров устного народного творчества как потешка, пестушка, прибаутка

— умеют составлять потешки, пестушки, прибаутки


Тип урока:


Работа по ознакомлению учащихся с новым материалом

Задания:


Работа в мини-группах

Источники, оснащение и оборудование, ресурсы:


Выставка книг «устного народного творчества», иллюстрации учебника, слайдовая презентация, компьютер


Ход урока:

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников


Вводная часть

(5 мин)


Психологический настрой:

Какое время года наступило?

Что происходит в природе осенью?

Вспомните осенние дожди. Опишите их.

Как думаете, дожди приносит вред или пользу?

Обоснуйте свой ответ.

— Давайте произнесем стишок про дождь.

Дождик, лей, лей, лей,

Ты водицы не жалей,

Землю нашу поливай,

Будет славным урожай!

Не боимся хрипоты,

Голосим и я, и ты-ы-ы-ы-ы-ы-ы!..

— Знаете что сейчас произнесли? Голосянку.

В голосянку играли и взрослые, и дети: кто-нибудь выходил на середину избы и начинал петь запевку. Участники игры должны были тянуть этот звук как можно дольше, а дети старались их рассмешить и заставить перестать «голосить». Первый замолчавший и считался проигравшим.

Сегодня будем знакомиться с новым жанром литературы, к которой и относятся эти голосянки.



Настраиваются на тему урока

Презентация

(15 мин)


І. Работа над формированием навыка сознательного чтения

1. Чтение скороговорки (прием чтения «задом — наперед»), сначала медленно, затем быстрее.

Ардыв в ордев то ырдыв алунрын.

Ардыв в ердев с йодов алуноту.

(Выдра в ведро от выдры нырнула.
Выдра в ведре с водой утонула.)

(5 мин)

2. Чтение мигающего текста (чтение пословиц)

Десять, двадцать, тридцать, сорок

Всем сорокам сорок корок!

Сорок, сорок, сороков —

Выходи, и будь таков!

— Как думаете, что прочитали? Почему можно сказать, что это считалка?

— А вы знаете какие – нибудь считалки? Расскажите.

— Откуда вы знаете эти считалки? Кто вас им научил? А эти люди откуда их узнали? А кто автор считалок?

— Такие произведения, у которых нет автора, называются народными, или фольклор. Именно с такими произведениями и будем знакомиться на последующих уроках

(10 мин)





Читают скороговорки

Проводят взаимооценивание





Читают мигающий текст








Высказывают мысли

Делают выводы

Основная часть

(20 мин)


Формирование новых знаний, умений и навыков.

1. Знакомство с материалом учебника об устном народном творчестве

Чтение текста на странице 21

(5мин)

2. Знакомство с малыми жанрами: песямии, потешками, прибаутками, закличками, считалками.

Работа ведется в мини-группах: каждая группа выбирает один из жанров и готовит материал по выбранному жанру и выразительное чтение одного из произведений.

После подготовки, группа презентует работ.

Взаимооценивание: формативное оценивание «Устные комментарии».

(15 мин)



Читают текст учебника

Задают вопросы учителю, если что-то непонятно





Готовят сообщение по жанру


Презентуют работу

Проводят взаимооценивание

Подведение итогов

(5 мин)



І. Рефлексия

Формативное оценивание «Обобщение в одном слове»

ІІ. Д/з провести опрос среди знакомых о фольклоре, подобрать материал по одному из жанров


Проводят обобщение


Записывают задание

Анализ занятия (самоанализ)










Свежие документы:  Конспект урока на тему «Личность и власть»




Четверть І

День 01.10.14

Урок: литературное чтение

Название занятия:


Фольклор. Малые жанры: песни, потешки, прибаутки, заклички, считалки. Развитие речи.


Общая цель:


Продолжить знакомить с понятием устное народное творчество.

Ожидаемый результат:



— знают понятие «устное народное творчество»

— знают названия различных жанров, имеют о них общее представление

— умеют назвать особенности таких жанров устного народного творчества как потешка, пестушка, прибаутка

— умеют составлять потешки, пестушки, прибаутки

— проведут исследование о степени распространения знаний о фольклоре


Тип урока:


Работа по ознакомлению учащихся с новым материалом

Задания:


Работа в мини-группах

Источники, оснащение и оборудование, ресурсы:


Выставка книг «устного народного творчества», иллюстрации учебника, слайдовая презентация, компьютер


Ход урока:

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников


Вводная часть

(5 мин)


Психологический настрой:

— Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.



Настраиваются на урок

Презентация

(15 мин)


І. Работа над формированием навыка сознательного чтения

1. Чтение скороговорки (прием чтения «задом — наперед»), сначала медленно, затем быстрее.

У херытеч кешапереч ерытеч акношапереч.

(У четырех черепашек четыре черепашонка)

(5 мин)

2. Чтение мигающего текста (чтение пословиц)

Рыбка-рыбка, ну дела,
К нам в кастрюльку приплыла!
Чтоб вариться, всех кормить —
Быстро-быстро руки мыть.

— Прочитать и изобразить потешку.

Вспомните, какие еще жанры фольклора рассмотрели на предыдущем уроке.

(10 мин)





Читают скороговорки

Проводят взаимооценивание





Читают мигающий текст



Отвечают на вопросы учителя



Основная часть

(20 мин)


Формирование новых знаний, умений и навыков.

1. Повторение материала о прибаутках, закличках, считалках (выступление мини – групп)

Другие группы слушают сообщения, затем отвечают на вопросы по услышанному материалу. За каждый ответ группа получает стикеры.

(10 мин)

2. Проведение исследования

— Каждому из вас было дано задание провести опрос среди знакомых с вопросом «Знают ли они понятие Фолклор». Проанализируйте ответы опрошенных сделайте вывод: какое количество людей знают о фольклоре, кого больше — тех , которым знакомо это понятие, или тех – кто не знаком с этим понятием (работа ведется в группах)

Отчет групп о проведенной работе и подведение общего итога.

Взаимооценивание работы.

(15 мин)




Слушают сообщения

Проводят взаимооценивание





Сообщают о результатах своей работы, анализируют информацию и делают выводы.

Подведение итогов

(5 мин)



І. Рефлексия

— О каких жанрах фольклора говорили на уроке?

Назовите изученные жанры.

— Как вы думаете, почему и в наше время люди помнят эти жанры? Используем ли эти знания в жизни?


Знакомство с правилами игры «Заря», проведение игры во время перемены.


ІІ. Д/з творческая работа стр. 25 № 4



Отвечают на вопросы



Высказывают мнение


Знакомятся с правилами игры


Записывают задание

Анализ занятия (самоанализ)










Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса "Былины"



















Четверть І

День 01.10.14

Урок: математика

Название занятия:


Состав числа 13 из двух однозначных чисел и соответствующие случаи сложения и вычитания.

Общая цель:


Познакомить с составом числа 13 и соответствующими случаями вычитания


Ожидаемый результат:



— знают состав числа 13 из однозначных чисел и принцип составления случаев вычитания на основе состава числа

— умеют выполнять сложение вычитание однозначных чисел с переходом через десяток на основе десятичного состава числа и знания состава числа

— умеют выполнять вычисления с величинами

— умеют решать задачи, выраженные в косвенной форме


Тип урока:


Урок по ознакомлению учащихся с новым материалом

Задания:


Работа в мини — группах, индивидуальная работа

Источники, оснащение и оборудование, ресурсы:


Слайдовая презентация, компьютер, листы бумаги, маркеры, карточки для индивидуальной работы


Ход урока:

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников


Вводная часть

(5 мин)


Психологический настрой


Настраиваются на урок

Презентация

(15 мин)


І. Актуализация опорных знаний, умений, навыков

1. Проверка знания состава чисел 11, 12 и умение выполнять вычисления с переходом через 10

Выполнить вычисления

6 + 5 = 8 + 4 = 11 – 7 = 12 – 5 =

9 + 3 = 7 + 5 = 11 – 4 = 11 – 6 =

8 + 3 = 6 + 6 = 12 – 3 = 12 – 8 =

7 + 4 = 9 + 2 = 12 – 6 = 12 – 4 =

(7 мин)

ІІ. Решение задачи, выраженной в косвенной форме

Работа по учебнику страница 31 № 4 (б)

Прочитать задачи, определить, которая из этих задач выражена в косвенной форме и решить ее.

Взаимооценивание

(8 мин)




Выполняют вычисления на основе состава числа или путем замены одного из компонента на удобные слагаемые.




Читают задачи

Находят нужную задачу. Доказывают, что данная задача выражена в косвенной форме

Решают и проводят взаимооценивание


Основная часть

(20 мин)


І. Формирование новых знаний, умений, навыков

1. Работа по ознакомлению с новым материалом

— В учебнике математике написано, что

9 + 4 = 13 8 + 5 = 13 7 + 6 = 13

— Докажите, что данные утверждения верны (работа в мини – группах)

— Представьте свои доказательства.

Взаимооценивание


Сделать вывод о том, сложив какие однозначные числа можно получить 13.

2. — Записать полученные выражения и составить выражения на вычитание.

(10 мин)

3. Закрепление сформированных знаний

Найти значения выражений стр. 31№ 2

Самооценивание

( 5 мин)

ІІ. Решение задачи на нахождение неизвестного слагаемого

Стр. 31 № 3

(5 мин)





Основываясь на умение выполнять сложение с переходом через 10, доказывают истинность суждений.

Проводят взаимооценивание

Делают вывод


Составляют и записывают выражения


Выполняют вычисления


Проводят самооценивание



Выполняют решение задачи


Подведение итогов

(5 мин)



І. Рефлексия

1. Расскажите своему соседу по парте один из фактов работы на уроке

2. Повернитесь к новому партнеру и расскажите ему/ей факт своего предыдущего партнера. Обсудите насколько точным является данный факт.

3. Запишите любую точную информацию, которую по вашему мнению нам необходимо знать для изучения данной темы (записывают на стикерах)


ІІ. Д/з стр. 32 № 5, 6





Проводят обмен знаниями








Записывают задание

Анализ занятия (самоанализ)












Свежие документы:  Конспект урока на тему «А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый»


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: