Тема урока: «Художественный мир Ивана Александровича Гончарова. Роман «Обломов». Образ И.И. Обломова»
Цели урока:
образовательные: учить воспринимать лекционный материал, знакомящий с биографией писателя и основными вехами его творчества, общей характеристикой романа, записывать в ходе лекции опорные слова и предложения, составлять конспект;
развивающие: развивать умение вдумчиво и выразительно читать художественные одноклассников; развивать память, речевую активность, умение ориентироваться в авторском тексте, высказывать свою точку зрения;
воспитательные: прививать интерес к чтению художественного текста, развивать желание изучать творчество писателей, их духовный мир; на примере жизни Гончарова, героев романа учить понимать человеческие поступки, душу человека, его переживания.
Методические приёмы: лекция учителя, выступления учащихся, конспектирование содержания лекции.
Форма проведения: урок-лекция.
Оборудование урока:
компьютер; слайды; экран; учебники, отрывки из 1 главы романа «Обломов», портрет И.А.Гончарова, эпиграф:
…Я писал только то, что переживал, что мыслил, что чувствовал,
что любил, что близко видел и знал, — словом, писал и свою жизнь, и то,
что к ней пристало.
И.А. Гончаров.
Ход урока: Запись темы урока и плана лекции, эпиграфа в тетрадь( слайды №1,2,3).
I. Биографическая и творческая справка.
1. Слово учителя.
За свою долгую жизнь И.А. Гончаров написал очень немного и поэтому постоянно выслушивал упрёки в том, что для истинного художника это не позволительно, надо преодолеть себя, взяться за перо. На что писатель обычно отвечал, что может писать только о том, что «созрело и выросло» в нём самом. Поэтому путь в художественный мир Гончарова лежит через его личность.
Кто же такой русский писатель Иван Александрович Гончаров?
Какова история его жизни и творчества?
2. Выступления учащихся: «История жизни и творчества И.А. Гончарова» (с использованием компьютера и слайдов).
3. Слово учителя.
Казалось, что роман «Обломов» был написан, чтобы опровергнуть устоявшееся мнение о характере Гончарова. Маркиз де Лень — так в шутку называли писателя в кружке Майковых. Неожиданно для всех Гончаров берётся за роман, работает, по его словам, «почти до обморока»: «Я писал как будто по диктовке. И право, многое явилось бессознательно; подле меня кто-то невидимо сидел и говорил мне что писать…».
Чтение эпиграфа.
— У каждого произведения есть своя история, есть она и у романа «Обломов».
4. Выступления. «История создания романа «Обломов».
Слово учителя.
1859 год. В четырёх номерах журнала «Отечественные записки» печатается роман. Но как только роман был напечатан и прочитан полностью, разразился спор. Казалось, сколько было читателей, столько было и мнений…
5. Выступления «Роман «Обломов» в оценке современников».
II. Общая характеристика романа «Обломов».
— Имя главного героя, вынесенное в название романа Гончарова, — указывает на верность пушкинской традиции «осмысление настоящего как органическое продолжение прошлого». В «Обломове» Гончаров впервые в русской литературе рассмотрел жизнь человека «от колыбели до могилы». Биография героя раскрывает перед читателем современную русскую жизнь и позволяет осмыслить её исторически. Используя приём повторяемости имени и отчества (Илья Ильич), автор подчёркивает, что в жизни семейства Обломовых ничего не менялось, всё шло по давно заведённому порядку: от деда к отцу, от отца к сыну.
Жизнь и судьба главного героя романа Ильи Ильича Обломова заставляет размышлять о сложнейших вопросах свободы воли и необходимости жить «как нужно» или «как хочу»,. О том, в какой мере пагубно насилие над человеческой личностью (даже с установкой «во благо»?.
Как же должна быть устроена жизнь, чтобы не погибал в ней человек, не прятался от неё, не съёживался от её прикосновений? В чём залог полноценного, деятельного бытия? Или жизнь и угасание Обломова – это допустимый, возможный, законный её вариант?
Роман не даёт прямых ответов на этот вопрос. Но подробный неторопливый рассказ о жизни человеческой будит сознание, тревожит чувства. Можно вспомнить по этому случаю замечательную лермонтовскую фразу: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее истории целого народа…».
III. Образ И.И. Обломова. 1 глава романа.
— Давайте пристально всмотримся в заглавного героя романа. Кто такой Илья Ильич Обломов?
1. Чтение отрывка из 1 главы романа. « В Гороховой улице…».
2. Слово учителя.
Ещё никогда взору русского читателя не представлялся такой герой. Казалось, ничего интересного в лежебоке нет и быть не может. Но давайте вглядимся в черты его лица и, вслед за автором, увидим, что во всём облике Обломова «открыто и ясно светится душа»
Так не ошибся ли автор: что может быть симпатичного в человеке, у которого лежание на диване стало обычным состоянием? Чем привлекателен этот человек и может ли он вообще привлекать?
— В этом нам предстоит ещё разобраться.
IV. Домашнее задание. Прочитать 1-10 главы. По опорным словам, записанным на уроке, восстановить содержание лекции.
Индивидуальные задания:
1.Сопоставить Обломова и его посетителей: Волкова, Судьбинского, Пенкина. Обратить внимание на то, что каждого интересует в жизни?
А жизнь Обломова? На чьей стороне симпатии автора?
2. Как помогает понять характер Обломова образ его слуги Захара?
3. Прочитайте высказывания критиков об образе Обломова.
V. Итоги урока-лекции:
— Какие записи сделали в тетради. Прочитайте.