Структурный компонент урока | Деятельность учителя | Формируемые УУД у учащихся |
Организационный момент. | Приветствие детей. Быть должны всегда в порядке: | Л.: широкая мотивационная основа учебной деятельности. Р.: принимать и сохранять учебную задачу. |
Актуализация опорных знаний. Проверка д/з. | Вчера, мы обобщили и систематизировали знания о жанре художественной литературы – сказке. — Давайте проведём конкурс на лучшее чтение наизусть отрывков из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане….» Выбор лучшего чтеца! 1 человек от группы. | Р.: принимать и сохранять учебную задачу. К.: использовать речь для регуляции своего действия. |
Постановка цели и задач урока. Введение в тему урока.
| Сегодня мы приступаем к работе над другим жанром, а каким именно вы определите сами, разгадав кроссворд. Вопросы кроссворда составлены по произведению А.С.Пушкина “Сказка о царе Салтане…” Кроссворд на доске или индивидуально у каждого на листке. Вопросы: 2. Жанр, художественной литературы к которому, относится это произведение. (Сказка). 1. Зверек, который жил в хрустальном домике под елью. ( Белка). 3. Имя царя (Салтан). 4. Имя молодого князя (Гвидон). 5. Название острова, на котором находилось княжество Гвидона (Буян). — Прочитайте хором, над каким жанром художественной литературы мы будем работать (Басня). А что, же такое басня? Басня – это краткий рассказ, чаще всего в стихах, носит поучительный характер, где в иносказательной форме высмеиваются человеческие пороки и недостатки в общественной жизни. Персонажами басни чаще всего являются животные и растения. — Назовите признаки басни.
— Чьё имя вы вспоминаете, услышав слово, басня? -А хотите узнать, кто этот человек и почему его произведения мы продолжаем изучать? — Послушайте стихотворение Вяземского. Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта – наша быль. И не забудут этой были, Пока по-русски говорят: Её давно мы затвердили, Её и внуки затвердят. Кто догадался о ком оно? А хотите узнать кто этот человек и почему его произведения мы изучаем? Что вы помните о творчестве Крылова?
Напомним биографию баснописца И. А. Крылова. Рассказывают 3 подготовленных ребёнка. И.А.Крылов родился 2-го февраля 1768 г. в Москве. Отец Крылова был армейский офицер, по обязанностям службы часто вынужден менять место своего жительства. Занятый службой, отец Крылова не имел времени заниматься воспитанием сына, и все заботы о воспитании и образовании маленького сына падали на долю его матери. Мать сама ежедневно занималась с ним, стараясь передать ему хоть те небольшие познания, которыми обладала сама. Мария Алексеевна, мать будущего баснописца, придумывала разные способы, чтобы заохотить ребёнка к учению. Так, например, когда он хорошо заучивал заданный ему урок, мать каждый раз в награду давала ему по несколько копеек. После смерти отца Иван в 10 лет начал служить переписчиком, чтобы кормить мать и младшего брата. Точно не знаем, кончал ли он какое-нибудь, хотя бы скромное учебное заведение, но знаем, что с детства и до конца жизни он непрестанно учился сам, жадно читая множество книг, и стал одним из образованнейших людей своего времени. Много помогли развитию мальчика книги, оставшиеся после отца. Книг этих был целый сундук, и молодой Крылов с усердием перечитывал их без разбора. Это усердное чтение пробудило в нем литературные наклонности, и на пятнадцатом году он сочинил первое своё произведение – комическую оперу “Кофейница”. Дедушка Крылов – великий русский поэт баснописец. Почему великий? Его басни знают не только русские. Они переведены на разные европейские языки. Почему мы говорим русский? Крылов любил всё русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. Обогатил русский язык, русскую речь крылатыми, остроумными выражениями, сравнениями. В Санкт – Петербурге в Летнем саду, в том месте, которое чаще всего посещают дети, на гранитном пьедестале поставлен памятник. Бронзовая статуя изображает Крылова в его обыкновенном сюртуке, сидящего в креслах и окруженного множеством зверей, птиц и насекомых, постоянных действующих лиц в его баснях. На барельефах изображены эпизоды из лучших его басен. Памятник был сооружен на деньги, которые собирали по всей России.
| К.: формулировать собственное мнение и позицию; П.: осуществлять анализ объектов; строить речевое высказывание в устной форме. Р.: принимать и сохранять учебную задачу; |
Изучение новой темы. Работа до чтения. | Посмотрите на доску и постарайтесь прочитать название произведения Крылова, с которым мы познакомимся сегодня на уроке: МААРТЫШИК И ИОЧК. — Поднимите руку, кто видел мартышку? — Где вы ее видели? Расскажите о ее повадках. (Любопытная, любит гримасничать, подвижная) -Чтобы текст басни нам был понятен, давайте уточним значение некоторых слов. Словарная работа: Мартышка-маленькая обезьяна. Дюжина -12. Полдюжины -6. Нанижет –оденет подряд на нитку, проволоку. Невежда –необразованный, несведущий человек.
К худу клонит- к плохому клонит. Познатней – знать, буржуазия, богачи. Невежда -грубый, невоспитанный человек. Слушаем аудиозапись басни И. А. Крылова. -Постарайтесь увидеть картины, которые рисует автор. | Р.: принимать и сохранять учебную задачу. П.: находить нужную информацию в тексте. К.: формулировать собственное мнение и позицию. |
Работа после чтения. | — Какие мысли, чувства вызвала у вас басня? 3) Чтение про себя. — Прочитайте басню, обратите внимание на композицию. I. Завязка. II. Развитие действия. III. Кульминация. IV. Развязка. — Прочитайте первую часть. Как она называется? — Прочитайте вторую часть. Как она называется? — Прочитайте третью часть. Как она называется? — Прочитайте четвертую часть. Как она называется? — А как называется следующая часть? — Замените слово мораль синонимом. (Нравоучение). — Прочитайте мораль. — В чем аллегоричность этой басни? (Мартышка олицетворяет собой – невежду).
| К.: формулировать собственное мнение и позицию. |
Физминутка. | Представляю детям музыкальную физ.минутку и прошу повторять действия персонажей. | Л.: Ориентация на ЗОЖ. Р.: принимать и сохранять учебную задачу. |
Работа после чтения. Работа на понимание. | Работа над языком басни. — Сейчас поработаем над языком басни. — Прочитайте завязку, найдите фразеологические обороты речи. — Зло не так большой руки. — Что это означает? — Не так уж большое горе. — Замените одним словом выражение “Лишь стоит завести очки” — Купить, достать, приобрести. — Прочитайте развитие действия. Какие средства художественной выразительности встретились? — Очков с полдюжины себе она достала – приобрела 6 штук очков. — Очки не действуют никак – не помогают. — Подберите синоним к слову, нанижет – наденет. — Прочитайте кульминацию. Какие фразеологические обороты речи встретились? — Проку на волос нет – очень мало пользы. — Подберите синонимы к словам: прок – польза
— Прочитайте развязку. Подберите синоним к слову, хватила – швырнула, бросила. — Встали ребята. Повернитесь лицом друг к другу. Покажите как можно схватить друг друга за руки. Повернитесь лицом ко мне. Покажите, как Мартышка хватила очки о камень. — Как понимаете выражение, брызги засверкали – разлетелись на мелкие кусочки, похожие на капли воды. — Прочитайте мораль. Назовите фразеологические обороты. — Цены не зная ей – чем полезна вещь, для чего нужна вещь. — К худу клонит – говорит плохо о ней. — То он ее еще и гонит – призывает других не пользоваться этим предметом, вещью. Изгоняет из жизни, из обихода. — Подберите синоним к слову, познатней – богаче, выше титулом. 5) Выделение главной мысли произведения. — Название басни “Мартышка и очки” выражает идею или тему произведения? — Тему. — В каких строчках заключена идея басни? — В морали. — Прочитайте.
| Р.: определяют, о чем идет речь в басне. П.: строить речевое высказывание в устной форме, находить нужную информацию в тексте. |
Работа в группах. | Работа в группах. — Первая группа готовится проинсценировать басню. — Вторая группа, выразительно читает басню. — Третья – составляет диафильм. Проверка. — Прочитайте выразительно басню. — Какие кадры диафильма нарисовали ? — А теперь посмотрим инсценирование.. — Над каким жанром художественной литературы мы работали на уроке? — Что такое басня?
|
|
5. Рефлексия.
| -Что запомнилось на уроке? — Что понравилось? -Что не понравилось? | Л.: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Информация о домашнем задании |
| Р.: принимать и сохранять учебную задачу. |