Тема:
И.А.Крылов. «Ворона и лисица»
Цели:
Повторить сведения о басне, полученные на предыдущем уроке.
Познакомить со страницами жизни баснописца.
Познакомить с басней «Ворона и лисица».
Развивать навык выразительного чтения по ролям.
Планируемые результаты:
1. знание основных моментов биографии И. А. Крылова;
2. умение самостоятельно анализировать басню;
3. понимание учебной задачи урока и стремление к ее выполнению;
4. осуществление самоконтроля и самооценки.
Методы и приемы работы: словесный метод обучения, объяснительно-иллюстративный метод, практический метод, информационно-коммуникативные технологии, создание проблемной ситуации, групповая и фронтальная формы работы, прием взаимопроверки, самоконтроля и самопроверки по эталону, индивидуальный и дифференцированный подходы при выполнении заданий.
Оборудование урока: учебник «Литературное чтение» Э. Э. Кац- 4 класс, ,Москва, «Астрель», 2014г. (УМК «Планета знаний»); рабочая тетрадь учащихся; интерактивная доска Smart; презентация к уроку; карточки для самопроверки.
УУД:
Регулятивные:
— организовывать свое рабочее место под руководством учителя,
— осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном,
— вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом),
Коммуникативные:
— соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить,
— вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное),
— сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках,
— участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Познавательные:
— сравнивать героев, давать им краткие характеристики: находить общее и различие,
— группировать, классифицировать на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Личностные:
— ценить взаимопомощь и взаимоподдержку друзей,
— внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
ХОД УРОКА:
I Актуализация знаний.
1-8 слайд
— Что такое басня?
— Как называют человека, который пишет басни?
— Что такое аллегория?
— Что такое олицетворение?
— Что такое мораль?
— Как звали первого баснописца?
— Самый известный русский баснописец.
— Какие ещё русские писатели писали басни?
Чтение басен Крылова и Дмитриева
II. Изучение нового материала. Работа по теме урока. И.А. Крылов. 1.Слово о баснописце.
9 слайд
Сегодня мы будем говорить с вами о творчестве И.А.Крылова.
10 слайд
Когда-то он был молодым. Но в истории литературы все его знают как «дедушку Крылова». Когда произносят его имя, сразу перед глазами возникает тучный старик с седыми волосами.
11 слайд
2.Сообщения уч-ся
И.А.Крылов родился в Москве, в семье военного. Но жила семья в Твери. Детство мальчика было нелёгким. Воспитывался дома, был обучен грамоте, четырём правилам арифметики и молитвам. Подростком начал работать в канцелярии. Он страстно любил читать, но начальник, застав его за книгою, иногда бил его по голове и плечам и жаловался отцу, за что тот тоже его наказывал. Продолжая служить, Крылов овладел французским и итальянским языками, а также научился играть на скрипке.
В 1778 году( Крылову было 9 лет) умер отец, семья осталась без средств к существованию. Будущему писателю пришлось идти в услужение, а платой за работу была учёба. Крылов занимается самообразованием. Много читает. Постепенно становится начитанным человеком. Выработал в себе ценные качества – самостоятельность, практичность.
12 слайд
Первым произведением Крылова была басня Лафонтена, которую он перевёл на русский язык с французского. Ему было 11 лет.
13 слайд
За свою жизнь Крылов был журналистом, издателем, автором прозаических и драматических произведений. Но известным он стал как баснописец. Он выпустил 9 книг, в которых было напечатано более 200 басен.
Работа с классной выставкой книг ( Сообщение уч-ся)
14 слайд
Имя Крылова тесно связано с нашим городом. Вот перед вами дом, в котором баснописец жил последние годы своей жизни. (1-я линия, дом 8)
15 слайд
И, конечно же, многие из вас знают и видели памятник Крылову в Летнем саду.
16 слайд
Герои басен Крылова
Басня «Ворона и лисица
Мы сегодня будем читать басню «Ворона и лисица»
Давайте вспомним, что такое аллегория? (пороки людей маскируются за образами животных)
— Вспомним, какие качества маскируются за лисой и вороной?
17 Слайд
Лиса- хитрый человек
Ворона- простодушный глупый человек, любящий лесть
III Ф- т минутка ИКТ
Давайте познакомимся с этой басней.
(слушание басни )ИКТ
Беседа:
Какая картина рисуется в начале басни?
Как бы охарактеризовали лисицу? А ворону?
Найдите и прочитайте мораль басни. Как вы её понимаете? Чему учит басня?
Встречались ли вы с такими случаями в жизни?
IV Закрепление изученного.
Работа по учебнику. Чтение басни. с 44-46 (работа в парах, чтение по ролям: автор и лисица)
Проверка. Слушание несколько пар.
Работа по тетради с. 7-8 №2, №3,№4
Проверка (взаимопроверка). Беседа по заданиям учебника.
2. Викторина «Лучший знаток басен»
18 Слайд
1 А воз и ныне там.
2 Голубушка, как хороша!
3 Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать.
4 Ай, моська знать она сильна, коль лает на слона.
5 А Васька слушает, да ест.
6 А вы, друзья, как не садитесь, всё в музыканты не годитесь.
7 Слона-то я и не приметил
8 Да наши предки Рим спасли.
Дай ты мне собраться с силой.
Сколько басен узнали? Проверяем, один ученик читает. Оцениваем
V Рефлексия
Фиксация достижений поставленных целей.
Выявление уровня трудности, эмоционального отношения к уроку.
19 слайд
Домашнее задание: выразительное чтение басни по ролям. с. 44-46, по желанию наизусть.