Конспект урока на тему «И.Крылов «Ворона и Лисица»

Тип урока: урок изучения нового материала



Тема урока: И.Крылов «Ворона и Лисица»



Цель: исследовать, какие нравственные проблемы поставлены автором в басне.

Планируемые результаты (целевые установки урока):

Предметные: читать вдумчиво, понимать значение незнакомых слов из контекста произведения.

Метапредметные:

Регулятивные: формулировать учебную задачу, оценивать свои речевые высказывания и высказывания сверстников.

Познавательные: анализировать характеры и чувства героев, делать выводы и обобщения, раскрыть идейный смысл басни И.А.Крылова «Ворона и Лисица»

Коммуникативные: участвовать в диалоге с одноклассниками, передавать чувства героев и своё отношение к ним.

Личностные: усвоить главный урок, извлечённый из басни.

Технологии, используемые на данном уроке:

Личностно-ориентированные (педагогика сотрудничества)

Проблемного, поискового обучения

Диалогические

ИКТ


Формы организации деятельности учащихся на уроке:

фронтальный опрос;

работа в парах;

тестирование;

индивидуальный опрос


Методы обучения:

анализ художественного текста в единстве содержания и формы;

частично — поисковый;

словесный;

наглядно- иллюстративный


Учебный материал: учебник «Литературное чтение». 3 класс. Ч. 1. Н.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой; карточки для парной работы, карточки с тестами, книги И.А. Крылова, предметные картинки с изображением вороны и лисицы.












Ход урока.

  1. Мотивация учащихся. Организация внимания.

Учитель: Ребята, чтобы нам всем работалось легко, спокойно и увлекательно,
посмотрим друг на друга, улыбнёмся и начнём работу.

У.

Прозвенел звонок и смолк.

Начинается урок.

Вы тихонечко все сели,

Друг на друга поглядели,

Улыбнулись, раз и два,

Начинаем, детвора?

А девиз у нас каков?

«Больше дела, меньше слов!»

2. Стадия вызова. Актуализация знаний

1 .Повторение ранее изученного материала. Работа над тестами.

У. Ребята, мы сегодня продолжим знакомиться с творчеством замечательного русского поэта — баснописца И.А.Крылова. А почему И.А. Крылова называют баснописцем?

Д. Потому, что он сочинял басни.

У. А что мы знаем о баснях? На столе у каждого из вас лежат карточки с тестом.

В тесте нужно отметить букву правильного ответа.

2. (Самостоятельная работа)

Тест:

  1. Укажите правильный ответ:


Краткий иносказательный рассказ поучительного характера – это

А – повесть

Б – пословица

В– басня

Г — стихотворение


2.Укажите правильный ответ

Басни писали с целью

А — высмеять пороки людей

Б — научить правильному поведению

В — показать пример для подражания

Г – рассмешить людей



3. Укажите правильный ответ

Главное в басне всегда – это

А – абзац

Б – мораль

В – заголовок

Г – иллюстрация

3.(Самопроверка.)


Д. Зачитывают все правильные ответы:

Краткий иносказательный рассказ поучительного характера – это басня. Басни писали с целью высмеять пороки людей. Главное в басне всегда мораль.


4.Работа с выставкой книг И.А.Крылова

У.Дети, перед вами книги, написанные одним автором. Кто этот автор?

Д. И.А.Крылов

У. Прочитайте названия этих изданий. Это басни И.А.Крылова

Д. читают названия выставленных книг.

У. За 30 лет работы И.А.Крылов написал 205 басен. Он обогатил русский язык крылатыми, остроумными выражениями. Басни Крылова широко известны не только у нас, но и в других странах. Они переведены более чем на 50 языков народов мира

3. Стадия развития умений.

1.У.Чтобы узнать, над какой басней мы будем работать на уроке, отгадайте следующие загадки:

Ученик читает

Носит серенький жилет,

Но у крыльев – чёрный цвет.
Видишь, кружат 20 пар
И кричат: «Карр! Карр! Карр!»

(Ворона)


Посмотрите – те,  какая –
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой.

(Лисица)


2.Формулирование учащимися темы и цели урока

У.Так с какой же новой басней И.А.Крылова мы хотим познакомиться?

Д. Ворона и Лисица.

У. Какова цель урока?

Д.Узнать мораль басни, научиться читать её выразительно, басня должна нас чему-то научить.

У. Глядя на иллюстрацию к басне, предположите, о чём пойдёт речь? (Дети высказывают свои предположения)

У.Познакомиться с новой басней И.А. Крылова, значит узнать что-то важное и новое
о себе и людях.

У. В тексте басни нам встретятся незнакомые слова и фразеологические обороты.
Разберём их лексическое значение.

3.Словарная работа.


Лесть — угодливое восхваление, лицемерие.

Гнусный — отвратительный, омерзительный.

Не впрок — не на пользу.

Взгромоздиться — взобраться и устроиться с трудом на что-либо.

Пленить — очаровать, покорить чем-либо.

Плутовка — хитрая и ловкая обманщица.

Ангельский — нежный, добрый.

Царь — птица — главная среди птиц.

Вещуньина — предсказательница

Глаз не сводит — смотрит не отрываясь.

На цыпочках подходит — тихо, осторожно.

Вскружилась голова — не может здраво рассуждать

Во всё горло — каркнула очень громко.

Была такова — исчезла, скрылась

Дыханье сперло — трудно стало дышать.

Бог послал — нашёл случайно, без особого труда

У.Внимательно послушайте произведение, представьте действие, развивающееся в
нём.

4. Первичное восприятие текста. ( Читает учитель )

У. Какие чувства вызвало у вас это произведение?

Д. Поразила хитрость и беспринципность Лисы и глупость Вороны. Стало немного жаль Ворону, ведь Лисица её обманула .

5.Физминутка. (под музыкальное сопровождении дети выполняют танцевальные движения

У. Прочитайте басню самостоятельно и подумайте, на сколько частей можно разделить весь текст?

6. Самостоятельное (жужжащее) чтение басни детьми.


7.Работа над содержанием басни и навыками выразительного чтения.

У. Как вы думаете, на сколько частей можно разделить весь текст?

Д. На 4 части.

У. О чём говорится в 1 части?

Д. В 1 части говорится о том, что Ворона нашла кусочек сыру. Как озаглавим 1 часть?

Д. Ворона собирается позавтракать.

У. Есть ли в 1 части что-то вызывающее у читателя тревогу?

Д. Ничего необычного нет.

У. С какой интонацией необходимо читать эти строки?

Д. Спокойно, ничто не предвещает опасности. Перечитайте 1 часть.

У. Почему автор говорит о Вороне, что она «позадумалась»?

Д.Она была неумна и не могла глубоко о чём-то думать.

У. Какое предложение рисует начало действия Лисицы?

Д. «На ту беду Лиса близёхонько бежала; вдруг сырный дух Лису остановил…»

У. Как мы себя чувствуем, когда слышим слово вдруг?

Д. Неспокойно, тревожно. Это слово предвещает неожиданное событие.

У. Прочитайте. Голосом покажите свои чувства. (Читают, выбирая соответствующую интонацию)

У. Первое предложение второй части рисует читателю целую картину. Какие слова главные по вашему мнению?

Д. Остановил, видит, пленил.

У. Что подсказывает читателю слово «пленил»

Д. Оно подсказывает нам дальнейшее развитие событий. Пленил – это привёл в восторг, завладел всеми мыслями Лисицы. Теперь Лисица приложит все силы, чтобы отобрать сыр у Вороны.

У. Это 2 часть. Как можем озаглавить?

Д. Лисица увидела сыр.

У. Можно ли Ворону назвать красивой птицей? Певицей?

Д. Нет, конечно. Она неуклюжа и некрасива.

У. Прочитайте, как Лисица льстила Вороне? Каким голосом надо читать эти строки? Д. Ласковым, хитрым голосочком

У.Попробуйте. (Читают, выбирая соответствующую интонацию)

У. Перечислите, как Лисица называла Ворону?

Д. Голубушка, светик, сестрица, мастерица, царь – птица.

У. Каким метким словом Крылов назвал Лисицу? Зачем он употребил это слово?

Д. Плутовка. Это значит, что она очень хитрая и скорее всего добьётся своего.

У. Почему же Лисица так хвалит Ворону?

Д. Потому, что хочет её обмануть.

У. Догадывалась ли об этом Ворона?

Д. Нет, конечно. Она была глупа.

У. Как озаглавим 3 часть?

Д. Лисица льстит Вороне.

У. Обратите внимание на то, как автор в тексте указывает нам с какой интонацией необходимо читать?

Д. После каждой фразы, сказанной Вороной, стоит восклицательный знак.

У. Как же Ворона отреагировала на льстивые слова Лисицы?

Д. «Вещуньина с похвал вскружилась голова…»

У. Как автор подчёркивает, что на самом деле Ворона не такая, как о ней говорит Лисица?

Д. «На ель Ворона взгромоздясь…» Крылов называет Ворону Вещуньина, а она не смогла предугадать , что может с ней произойти. Автор смеётся над ней.

У. Добилась ли Лисица поставленной цели?

Д. Да. Это и есть 4часть басни. Озаглавим: поведение Вороны.

У. Прочитайте развязку.

У.Как вы думаете, где в басне самый напряжённый момент?

Д. Когда Лисица сказала, что Ворона была бы царь-птицей.

У. Итак, Лиса добилась своего, обманула Ворону. После всего, что случилось, как можно охарактеризовать Ворону?

Д. Она глупая и доверчивая.

У.Какие же человеческие черты осуждает автор? Кого больше осуждает и высмеивает Крылов?

Д. И.А.Крылов осуждает льстивых людей, которые говорят «сладкие» речи ради своей
выгоды и глупых, которые верят незаслуженной похвале.

У. Дети, чему учит нас басня?

Д. Не льстить и не поддаваться на лесть.

У. Дети, слушая басню, мы можем увидеть в героях и себя.

У. Помогите мне сформулировать ещё одну, очень важную цель нашего урока.(На доске учитель вывешивает карточку со словами: НАУЧИТЬСЯ БЫТЬ:)(Дети дополняют её словами: честными, добрыми,умными.

У. Сколько действующих лиц в этой басне?

Д. 3

У. Сколько чтецов? (2)

У. Почему?

Д.Потому, что у Вороны нет слов

У.Нужно ли читать слова автора?

Д. Да, иначе теряется смысл.

8. Повторное прослушивание басни в исполнении мастеров художественного слова (аудиозапись)

9.Выразительное чтение басни в лицах.

У. Что бы вы посоветовали Вороне?

Д.Учиться отличать истинные чувства от лести.

10. Сравнение поведения Лисицы до и после.

Д. Когда Лисица только захотела выманить у Вороны сыр, она смотрит ласково, мило. А как только сыр выпал, Лисице больше ничего от Вороны не надо. Она стала злой, поскорее хочет убежать.

У. Где же мораль басни?

Д. читают. «Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок»

У. Как звучит эта мораль на современном языке?

Д. Если человек любит незаслуженную похвалу, то его всегда можно обмануть.

У. Придумайте другой финал басни: Что будет, если…(высказывания детей) (Если вдруг Ворона не поддастся на лесть Лисицы, мы начнём её уважать)

У. Что в басне сказочное, а что настоящее?

11. Перевёрнутые логические цепочки. Творческая работа.

(На столах учеников не по порядку лежат ключевые фразы басни)

У. По ключевым фразам басни составьте её последовательный план (работа в парах)

По ключевым фразам басни составьте её последовательный план

Подсказка!!!

1 фраза:

1. Вороне Бог послал кусочек сыру.


12.Самопроверка.

  1. Вороне Бог послал кусочек сыру.

  2. Лиса близёхонько бежала.

  3. Плутовка на цыпочках подходит.

  4. Лиса …говорит так сладко, чуть дыша.

  5. Ворона каркнула.

  6. Сыр выпал.

  7. Была плутовка такова


13. Итог урока.

У. Чему учат басни И.А.Крылова?

Д. Басни Крылова учат нас быть честными, добрыми, справедливыми.


14. Рефлексия.

У. Почтальон принёс каждому из вас телеграмму. Напишите телеграмму другу или соседу по парте, которая начиналась бы так: сегодня на уроке я узнал, что…


15. Домашнее задание

а) обязательное задание: выразительное чтение басни.

Задание по выбору учащихся:

  • чтение басни по ролям;

  • инсценировка басни;

выучить басню наизусть

создание иллюстрации к басне



























Свежие документы:  Тест по биологии для 9 класса «Строение органических веществ, входящие в состав клетки»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: