Изложение о дружбе
Тема урока: И.Пивоварова. Сказка «Один за всех, а все за одного»
Цель: формирование умения читать и анализировать текст, писать изложение с творческим заданием.
Задачи: 1.Научить связному изложению текста-отрывка, активизировать
учащихся, составлять план изложения
2.Развивать навыки чтения, анализа и осознанного восприятия
оценки прочитанного, понимания темы и идеи произведения
3.Воспитывать дружелюбное отношение к окружающим
Тип урока: развитие речи
Оборудование: слайды с изображением муравьёв, жука, гусеницы, муравейника, карточки.
Ход урока
1. Психологический настрой. (звучит медленная музыка)
-Ребята, представьте себе, что вы маленькое семечко (дети присаживаются и закрывают головки руками). Садовник очень бережно относится к семечку, поливает его, ухаживает за ним. (гладить по головкам)
С первыми лучами солнышка семечко медленно начинает расти, появляются первые листочки (дети поднимают руки и тянутся вверх).
Стебелёк растёт (дети потягиваются, расправляют плечики).
И вот наступает радостный момент, появляется прекрасный цветок (дети поднимают руки вверх, показывая распустившиеся лепестки).
Цветок хорошеет (дети улыбаются друг другу).
Он тянется к свету, к солнцу (заканчивается музыка).
— Ребята, как цветы, тянутся к весенним лучам солнца, так и человек тянется к знаниям и дружеским отношениям.
II. Актуализация опорных знаний учащихся.
Беседа:
— Вспомним знакомые нам произведения о дружбе ( Ю.Энтин «Дружит с солнцем ветерок», В.Драгунский «Друг детства» и др.)
Так что же такое дружба? Это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, уважении, привязанности, общих интересах.
— Какая должна быть дружба?- честная, верная, крепкая.
— Игра «Доскажи словечко»
Сам погибай, а товарища выручай.
Старый друг лучше новых двух.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Нет друга — ищи, а нашёл — береги.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Новых друзей наживай, а старых не теряй!
Один за всех, а все за одного.
-Сегодня мы будем говорить о дружбе, читать произведение о дружбе и напишем изложение.
III. Работа с текстом.
Много сказок, рассказов, стихотворений написано о дружбе.
Сегодня я хочу вам прочитать еще одно произведение о дружбе. Послушайте, пожалуйста.
1. Чтение сказки И.Пивоваровой «Один за всех и все за одного».
а) Чтение учителем текста сказки. Мотивация чтения: подумайте, соответствует ли название сказки содержанию, кто главные герои сказки и какова основная мысль этой сказки.
2.Беседа по содержанию сказки.
— Кто главные герои сказки?
— Как раньше жили муравьи?
— Почему муравьи стали жаловаться друг другу?
— Какими вы себе представляете Жука, Гусеницу?
— О чём договорились муравьи?
— Что они решили сделать?
-Соответствует ли название сказки её содержанию?
— Какова основная идея сказки?
— Название сказке дала пословица?
А какие ещё определения о муравьях вы знаете (муравьи очень трудолюбивые, очень дружные, очень полезные)
3.Составление плана.
а) Раньше муравьи жили поодиночке.
б) Разговор двух муравьёв.
в) Решили жить вдвоём.
г) Встречи с Жуком и Гусеницей.
д) Жить стало легче.
е) Появился первый муравейник.
IV. Подготовка к изложению сказки.
1.Персказ сказки по плану.
2.Чтение сказки по ролям.
Физминутка
По тропинкам мы гуляли,
На полянке поскакали,
Подружились мы с тобой,
Нам теперь пора домой.
(Прыжки. Широко разводим руки в стороны. Ходьба)
Нёс однажды муравей
Две травинки для дверей:
На полянке, под кустом,
Муравьишка строит дом.
(Пружинистый шаг, руки сложены «топориком» на плече)
3.Словарно-орфографическая работа:
Жили поодиночке — по одному. Вдвоём — двое, втроём –трое.
Заступиться-защитить. Не осилишь — не сможешь.
Искусают — укусить во многих местах.
V.Письменное изложение.
Итог урока.
Рефлексия
— Ребята, могут ли руки помочь подружиться?
Потрогайте руки друг друга. Что вы можете о них сказать?
Пожмите дружески руки друг другу? Что вы почувствовали?
— Спасибо всем за работу на уроке. ( «Ребята, давайте жить дружно!»)