Тема: «И. З. Суриков Зима»
Цели урока: 1. Знакомить с творчеством и биографией Сурикова;
формировать навыки чтения, следить за культурой речи
учащихся; учить работать с текстом.
2. Развивать фонематический слух, память, внимание;
наблюдательность, умение замечать прекрасное рядом с
собой.
3. Воспитывать любовь к природе, умение выслушивать
своего товарища.
Оборудование: мультимедиа, портрет Сурикова, распечатки – карточки.
Ход урока
1. Орг. момент.
Прозвенел звонок? (Да.)
Уже кончился урок? (Нет.)
Только начался урок? (Да.)
Хотите учиться? (Да.)
Значит можно всем садиться.
Урок литературного чтения
Я всем желаю хорошего настроения
2. Речевая разминка.
Скороговорка: «У маленькой Сани, санки едут сами»
а) медленное чтение с логическим ударением на 1 слово;
б) с логическим ударением на 2 слово;
в) с логическим ударением на 3 слово; и т д.
* Чтения предложения с разными оттенками. ( Наступила холодная снежная зима . ? !).
1 часть.1. Как поэт описывает снег? Какой он?2. Как снег движется в воздухе? 3. Каким мы видим поле? С чем сравнивается снег на поле? 4. В каком состоянии зимний лес?5. Какими словами Суриков описал наступление зимы?2 часть.1. Как ребятишки встречают зиму? 3. А как крестьянин готовился к наступлению зимы?
3. Сообщение темы, цели урока.
Чтобы узнать фамилию автора произведения, с которым мы будем сегодня знакомиться, отгадайте загадки на индивидуальном листе,
|
| 3 |
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
| 2. |
|
|
|
|
|
1. |
| Р |
| К | О | 4. |
|
|
|
| |||
|
|
| ||||
|
|
| ||||
|
|
| ||||
|
|
2. Белый дед – белее нет. |
— Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством русского поэта Ивана Захаровича Сурикова. (Портрет.)
Дети выходят к доске и читают биографию Сурикова.
Учитель показывает слайд-шоу.
Поэт очень любил родную природу, землю и воспел её в стихах. Сегодня мы прочитаем одно его стихотворений, которое называется «Зима». Румяная, полная ярких, искрящихся красок русская зима вдохновляла на творчество не только поэтов, но и художников и композиторов. Пётр Ильич Чайковский посвятил зиме три музыкальные композиции, которые включил в цикл « Времена года». Давайте послушаем его произведения «Декабрь. Святки». (Звучит музыка)
— Какие впечатления вызвала у вас музыка?
— Какое настроение попытался передать композитор?
— Если бы вы были художниками, какие краски использовали бы, изображая эту зимнюю весёлую картину?
Рассматривание репродукций картин.
В. Д. Поленов « Зима». Это пейзаж. Яркость цвета, мягкость света, ощущение воздуха, окутывающего дали. Кругом тишина и покой.
Итак, ребята, композитор с помощью семи нот, переплетённых в гармонию звуков, рисует зимний пейзаж. Художник с помощью палитры красок передаёт зимнее настроение.
А вот поэт создаёт свой яркий узор, используя обычные слова, но окрашивая их при этом в эмоциональные, выразительные тона, поэтому мы восторгаемся музыкой стиха.
4. Знакомство со стихотворением И. Сурикова « Зима».
Сегодня на уроке мы должны научиться выразительно читать лирическое стихотворение, находить красивые слова, узнать для чего автор употребил их в тексте, попытаемся подобрать к словам яркие и образные представления, определения.. В дальнейшем эти умения потребуются для того, чтобы красиво и правильно говорить.
а) Первичный синтез: Чтение учителем на фоне музыки.
— Ребята, вы попытайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении.
— Какое настроение поэта вы почувствовали?
-Какие чувства возникали в вашем сердце?
— Что представили?
— Прочитайте стихотворение самостоятельно. Читайте внимательно, старайтесь точнее представить себе картины, изображенные в тексте. И отмечайте непонятные слова в тексте.
б) работа над непонятными словами:
После самостоятельного чтения проводится анализ описания и чтение вслух.
Одело точно пеленою – точно белым туманом.
Санишки – старые сани.
Покоен – находится в состоянии покоя.
.Пелена-сплошной покров, то, что закрывает, заволакивает со всех сторон.
.Стужа — сильный холод, мороз.
.Изба — деревянный крестьянский дом.
Крестьянин — сельский житель, основным занятием которого является обработка земли.
Физминутка
в) анализ:
Учитель задает вопросы, дети отвечают:
— О чем говорится в стихотворении?
— Каким словом можно заменить слово «пеленою»?
— Как вы понимаете выражение «лес заснул»?
— Прочтите строки, показывающие, как шел снег.
В стихотворении присутствуют такие образные элементы, которые нельзя изобразить на рисунке, как тишина, запах свежего снега.
— Почему снег можно сравнить с белым пухом? (он мягкий, белый, легкий)
— У кого мы видели белый пух? (у зайчика, у кролика, у козленка)
— Как изменился лес?
— Прочтите строчки, показывающие, как наутро изменилось поле, строчки о солнце, зимних днях.
Учащиеся еще раз обращаются к тексту стихотворения, воссоздают в воображении картинку наступившей зимы.
— Найдите понравившиеся вам строчки. Почему они вам понравились?
У: Как вы думаете, зима это центральный образ или второстепенный? На сколько логических частей можно поделить это стихотворение? На каком основании?
уч: Зима – центральный образ. Всё стихотворение можно разделить на две части. В первой части раскрываются отношения зимы и природы, а во второй зимы и человека. Для природы зима время года, к которому она готовится. Человек тоже ждёт зиму, утепляет жилище, укрывая его снаружи, чтобы спастись от злого и сердитого мороза.
II. Работа по картинке.
— Рассмотрите имеющуюся в книге картинку к тексту.
— Расскажите, что мы видим на картинке.
— Выделите из текста слова, относящиеся к этой картинке.
IV. Работа с деформированным текстом. В группе:
На доске написаны 3 предложения.
— Расставьте их по порядку. Подумайте и скажите, с какого предложения вы начнете рассказ, каким закончите.
«По снегу прыгают воробышки», «Загляни зимним утром во двор», «Они прыгают, крошки подбирают». Дети записывают рассказ.
7. Выразительное чтение стихотворения детьми в паре. Оценивание друг друга.
8. Работа в группе: 2 части – смысловые; каждая группа работает – ставит логическое ударение в своей части.
Проверка.
9. Прослушивание композиции П. Чайковского «Времена года. Зима». И в это время дети изображают зиму на альбомных листах под музыку.
VI. Кроссворд «Снежные» слова.
— Заполни кроссворд и раскрась картинку.
Придумай как можно больше «снежных» слов.
VII. Подведение итогов урока.
— С каким стихотворением И. Сурикова мы сегодня познакомились?
— О чем говорится в стихотворении?
Рефлексия (смайлики)