Урок литературного чтения
Тема: Испанская сказка «Птица – Правда»
Цель: обеспечить понимания текста; развивать умение анализировать содержание, определять основные мысли, комментировать текст.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, изображения птиц, рисунки учащихся.
Ход урока:
Организация класса.
Сообщение темы и цели урока.
Выставка рисунков. Анализ сказки «Птица — Правда».
— Ребята, что в этой сказке вам запомнилось больше всего? Расскажите об этом подробно.
— Какие чувства у вас вызвала эта сказка? С чем связано чувство радости? А когда вы испытали чувство досады, жалости, грусти?
— Какова основная мысль сказки? (Ответы детей).
IV. Проверка домашнего задания.
Рисование словесного портрета героев – королевских детей.
Как относились к близнецам дети рыбака?
Как это характеризует рыбацких детей?
Почему близнецы покидают дом рыбака?
Каким чудесным даром обладают дети?
V. Отгадывание загадок по теме «Птицы»
— Ребята, а чтобы вспомнить, какие птицы были в этой сказке, мы с вами отгадаем загадки.
Видали вы его не раз-
Он скачет в двух шагах от нас:
«Чирик-чирик! Чирик-чирик!»
Кто к этой песне не привык! (Сл. № 1)
Кто на елке, на суку
Счет ведет: «Ку-ку, ку-ку»? (Сл. № 2)
Есть сторож ночной у зеленого дома,
Как только на лес опускается дрема,
Он, ухая гулко, на вахту спешит
И смотрит, и слушает, кто там шуршит. (Сл. № 3)
Угадайте, что за птичка:
Тоненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Сл. № 4)
Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поет, поет. (Сл. № 5)
Ответы: 1. Воробей. 2. Кукушка. 3. Филин. 4. Ласточка. 5. Жаворонок.
VI. Физминутка «Филин».
Филин спал в дупле глухом.
Вдруг услышал где-то звон.
Вылез он и посмотрел
Всю округу оглядел.
Повернулся, посидел.
Вдруг вспорхнул и улетел.
VII. Работа с текстом. (Чтение по ролям отрывков).
— Ребята, а какая птица указала мальчику путь к замку людоеда? (Горлица)
— Кто сможет рассказать об этом поподробнее?
— О каких птицах в сказке рассказано подробно, о каких – кратко? Почему?
— Какую историю рассказала ласточка Ола?
VIII. Работа с иллюстрацией в учебнике и текстом. (с. 74)
— Определите, какой эпизод проиллюстрировал художник.
— Прочитайте эпизод, где ласточка рассказывает о том, почему король относился жестоко к королеве и своим новорожденным детям.
— Какие волшебные предметы и существа встретились в сказке?
— Когда ветер утих, куда попал мальчик? (Башня ведьмы).
— Давайте найдем отрывок, где находится этот эпизод, и прочитаем его по ролям.
— Кто в замке людоеда указал место, где томится птица – Правда? (Филин).
(Чтение отрывка по ролям)
— Почему в сказке даны такие противопоставления птиц: яркие – птицы Лжи и белая скромная птица Правды?
— Назовите сторонников лжи в сказке.
— Чего они боялись? На что были способны?
— Как удалось Правде попасть во дворец?
— Как заканчивается сказка о птице – Правде?
IX. Работа с пословицами о правде и лжи.
— Ребята, давайте объясним значения данных пословиц:
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Маленькая ложь за собою большую ведет.
Однажды солгал — навек лгуном стал.
Правда в воде не тонет и в воде не горит.
X. Подведение итогов урока.
— Ребята, так чему же вас научила эта сказка? Над чем заставила вас задуматься?
XI. Выставление оценок.
XII. Домашнее задание. (стр. 67-86: пересказ понравившегося эпизода сказки)