Тема: К. Г. Паустовский «Барсучий нос»
Цель : познакомить учащихся с творчеством русского писателя К. Г. Паустовского, обеспечить целостное восприятие и понимание текста; развивать умение определять главную мысль произведения, развивать умение высказывать своё мнение, умение слушать друг друга, обобщать, сравнивать, делать вывод; развивать познавательный и читательский интерес; воспитывать любовь к природе.
Оборудование: портрет К. Г. Паустовского, выставка книг.
I. Организационный момент
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
На столах у нас в порядке
Книжки, ручки и тетрадки.
Прочитайте тему нашу,
Сообщите всему классу.
II. Сообщение темы и цели урока
– Сегодня на уроке мы прочитаем и проанализируем рассказ К. Г. Паустовского «Барсучий нос» и составим план этого рассказа.
III. Подготовка к восприятию
1. Знакомство с биографией писателя.
Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве в семье железнодорожного служащего. Детство провёл на Украине у деда и бабки. Учился в киевской гимназии, поступил в Киевский университет, но закончить его не успел в связи с переездом в Москву.
Работал репетитором, санитаром, кондуктором трамвая, рабочим на заводе.
Много путешествовал по стране. Особое место в его творчестве занимает Мещерский край, где Паустовский подолгу жил один или с друзьями-писателями. Во второй половине 30 годов появляются рассказы и сказки, написанные для детей: «Резиновая лодка», «Золотой линь», «Кот-ворюга», «Заячьи лапы», «Растрёпанный воробей», «Стальное колечко», «Корзина с еловыми шишками», «Барсучий нос» и другие. Всю свою любовь писатель посвятил трём темам: людям, искусству и природе.
Сегодня мы познакомимся с лесным жителем из рассказа Паустовского «Барсучий нос».
— Как вы думаете, о каком лесном жителе повествует нам К. Г. Паустовский?
2. Сообщение о барсуке.
– По каким приметам мы можем узнать барсука?
Ученик. Барсук – хищный зверь, размером со среднюю собаку, с короткими ногами и длинной шерстью. Длина тела 60-90 сантиметров, масса тела- 24-34 килограмма. По спине у барсука идут белые продольные полосы. Обитает в лесах Европы. Живёт в подземных норах, которые роет по склонам песчаных холмов, оврагов, берегов рек и озёр. Ведёт ночной образ жизни. Всеядный, питается барсук ягодами, корневищами, грибами, ест мышей, лягушек, насекомых. На зиму впадает в спячку. Приносит пользу сельскому хозяйству – уничтожает вредных насекомых.
3. Словарная работа.
Дёготь – тёмный, смолянистый жидкий продукт.
Вереск – вечнозелёный кустарничек с мелкими трёхгранными листьями, растёт в сосновых лесах, торфяных болотах.
Чёлн – выдолбленная из дерева лодка.
Пуд – это старинная единица массы, равная 16 килограммам.
IV. Работа по теме
1. Чтение и анализ рассказа.
I часть – читает ученик
– Какие литературные приёмы использует писатель в этом отрывке?
– О каких приметах осенней природы рассказывает писатель?
– С чем сравнивает воду в озере?
– Какую рыбу ловили рыбаки?
– О чём вы узнали из этой части?
– Как мы её озаглавим? (Осенняя рыбалка на озере)
II часть – чтение «по цепочке»
– Почему охотники всё время поддерживали огонь в костре?
– Найдите и прочитайте, как отдыхавшие у костра люди, обнаружили присутствие какого-то зверя?
– Почему барсук прибежал к костру?
– Прочитайте, какими словами автор характеризует мальчика?
– Поясните слова: мальчик «лучше нас, взрослых …всё замечал и рассказывал»?
–Нарисуйте словесную картину к этой части
– О чём говорится во второй части?
– Как мы её озаглавим? (Ужин у костра)
V. Физминутка
— Как живешь?
— Вот так! (Дети показывают большой палец.)
— Как идешь?
— Вот так! (По ладони ведут двумя пальцами, показывая шаги.)
— Как бежишь?
— Вот так! (Дети имитируют бег движениями рук.)
— Как ты спишь?
— Вот так! (Дети подкладывают на руки голову.)
— Как смеешься?
— Вот так! (Дети улыбаются друг другу.)
— Как садишься?
— Вот так! (Дети садятся тихонько за парты.)
VI. Продолжение работы по теме
III часть – читает учитель
– Кто первым услышал фырканье зверя?
а) Краткий пересказ по опорным словам: фырканье зверя, мокрый чёрный нос, маленький барсук, картошка.
б) Прочитайте отрывок о том, как было больно барсуку.
/Барсук (взвизгнул) и с отчаянным воплем (бросился) обратно в траву. Он (бежал и голосил) на весь лес, (ломал) кусты и (плевался) от негодования и боли./
в) Прочитайте, как повели себя обитатели леса и реки.
/Без времени (заорали) испуганные лягушки, (всполошились) птицы, и у самого берега, как пушечный выстрел, (ударила) пудовая щука./
— О чём узнали из третьей части?
-Как мы её озаглавим? (Зверёк решил поужинать у людей.)
IV часть – самостоятельное чтение
– Придумайте вопросы к этой части.
– Мальчик первым увидел, что барсук лечит свой нос. Как это характеризует мальчика?
– Из каких строк видно, что барсуку было очень больно?
– Поднимите руку, кто из вас получал ожог?
– При ожоге нужно больное место подставить под струю холодной воды. Наш барсук тоже нашёл прохладное место.
– Что мы можем сказать о барсуке?
– О чём говорится в этой части?
– Как мы её озаглавим? (Барсук лечит свой нос.)
V часть – читает учитель
– Почему автор узнал барсука?
–Как мы озаглавим эту часть? (Встреча через год.)
2. Чтение полученного плана.
I.Осенняя рыбалка на озере.
II.Ужин у костра.
III.Зверёк решил поужинать у людей.
IV.Барсук лечит нос.
V.Встреча через год.
VII. Итог урока
– Если бы автор не пошёл за мальчиком и ограничился бы только тем, что выслушал его, поверил бы он в этот невероятный случай?
– Кто из вас хотел бы быть таким же наблюдательным, как мальчик?
— Запомните, что наблюдательные люди никогда не будут разорять птичьи гнёзда, ломать ветки деревьев, обижать зверей, разрушать муравейники.
– Какова главная мысль рассказа?
— Итак, красота природы завораживает и остаётся в душе человека. Необходимо учиться видеть природу, наблюдать и понимать её красоту.
VIII. Рефлексия
Меня удивило…..
Мне стало жалко…
Мне не понравилось…
Меня восхитило…
Меня поразило…
IX. Домашнее задание: прочитать и подготовить пересказ от лица барсука