Урок-открытие на основе биоадекватной методики
Проведен 25 .11 .2013г.
Тема: К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
Цель урока : формирование у детей представлений о нравственности, эстетических ценностях на основе комплексного изучения произведений литературы и музыки на примере рассказа К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» и музыки Э. Грига.
Задачи:
Обучающие:
— познакомить учащихся с произведением К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками», проанализировать его; показать, как рождается музыка и как она может воздействовать на слушателя, о чем может рассказать;
— формирование навыка выразительного чтения и умения определять и формулировать идею произведения;
— обучение анализу художественного произведения;
— формирование внимательного отношения к языку художественного произведения;
— познакомить учащихся с жизнью и творчеством Эдварда Грига.
Развивающие:
— способствовать развитию художественного вкуса и интереса к чтению;
— развитие речи учащихся;
— развитие воображения, мышления, творческих способностей учащихся.
Воспитательные:
-воспитывать умение видеть прекрасное в окружающей действительности;
— воспитание любви к музыке и литературе.
Тип урока:
интегрированный урок изучения нового материала.
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная,.
Оборудование: портреты К.Г. Паустовского и Э. Грига,
Презентация, музыка Э .Грига «Утро» «Сольвейг», карточки с названиями групп – художники, поэты, актеры, музыканты; корзина с шишками, следы, ..шкатулка с зеркалом,4 конверта с заданиями.
Ход урока.
I Интрига. Постановка учебной задачи.
— Доброе, необычное утро, ребята! А как вы думаете, почему оно доброе? А необычное?
— Для меня оно доброе, потому что мне подарило встречу с вами, а необычное, потому что я пришла к вам с подарками (Раздаю шишки разных цветов. Садятся за столы согласно цвету шишки. Цветные таблички под цвет шишки ).
Возьмите в ладошки шишку, закройте, пожалуйста, глазки. Послушайте!!!
( Учитель читает текст на фоне музыки Э. Грига «Утро».)
«Шумит осенний лес. Слышен шум прибоя. С моря несётся туман, и от обилия влаги буйно разрастается мох. А под ногами земля, усыпанная золотом и медью. Вокруг разлит грибной запах. И…волшебство! Вы вдыхаете этот аромат и тихонько открываете глазки».
(Слайд№1 Лес. Музыка.)
II Сообщение и цели урока. Мотивация.
-Наш урок сегодня овеян тайнами. Вы любите разгадывать тайны?
Так вот сегодня на уроке я вам предлагаю разгадать тайну рассказа
К.Г. Паустовского(Слайд№2 Фото писателя)
«Корзина с еловыми шишками».(Слайд №3Корзина с еловыми шишками).
— Скажите мне, что вы представили, когда прочитали название рассказа «Корзина с еловыми шишками»?
(Лес. Высокие ели, запах смолы, осень. шишки созревают, голоса птиц…)
— А рассказ об этом?
— Да, ребята, несмотря на такое название «Корзина с еловыми шишками» рассказ о другом.
-Так почему К. Паустовский именно так назвал свой рассказ, это и является тайной, которую нам надо открыть?
-Мы будем с вами талантливыми читателями , и успех ждёт нас!
И так в путь!
III.Работа над материалом.
Мы с вами разделились на группы: Актёры, художники, поэты, музыканты.
-Задание находится в конверте, откройте их и прочитайте.
«Актеры»
Прочитать 1 часть рассказа по ролям без слов автора.
«Художники»
Создать иллюстрацию, отражающую процесс создания
музыкального произведения для Дагни Педерсон.
«Поэты»
Составить четверостишие о Дагни Педерсон с помощью слов:
Лет – свет,
Прошла – нашла,
Глаза – слеза,
Жить – не забыть.
«Музыканты»
Подготовить пересказ, используя вопросы.
— Что впервые на концерте слушала Дагни? (Симфоническую музыку)
— На, что были похожи картины, которые представила Дагни, услыша
эту музыку?(на сны)
— Что услышала девушка в музыке? (как поёт пастуший рожок ранним утром, а в ответ ему сотнями голосов откликается струнный оркестр,)
— Что она представила перед собой? О чем ей это напомнило? (Лес , родину, горы, песни рожков, шум её моря. Стеклянные корабли пенили воду. Ветер трубил в их снастях.)
— Какие эмоции охватили Дагни?
— Кого она узнала в этом великом музыканте? (Тот седой человек , что помог ей донести до дому корзину с еловыми шишками. Это был Эдвард Григ, волшебник и великий музыкант!)
—Какими словами автор передает нарастающую силу музыки? (Музыка росла, подымалась, бушевала, заполнила всё пространство между землёй и облаками)
—Как Дагни догадалась, что знаменитая пьеса Э.Грига посвящена ей?
(В наплыве звуков вдруг возник знакомый голос. «Ты- счастье, ты- блеск зари!»,-говорил голос.)
—О чем плакала и сожалела девушка?(Он умер и невозможно его поблагодарить за открытие великой тайны жизни «Жизнь – я люблю тебя!»)
(Учитель организует работу групп. Дает необходимые пояснения )
— Под звуки музыки Э .Грига вы легко справитесь с этими заданиями.
(звучит музыка Э.Грига. «Песня Сольвейг»)(Слайд №4 )
IV Ознакомление с проектами учащихся.
Время, отведенное на выполнение задания, закончилось.(Звенит колокольчик) Вам предстоит не только прослушать, как справились наши творческие мастерские с заданиями, но и ответить на вопросы.(Слайд №5 Девочка и Григ)
«Актеры», пожалуйста, прочитайте 1 часть рассказа по ролям без слов автора.
—Какой подарок решил преподнести Э. Григ девочке? (Необычный, для взрослых людей ,)
—Как вы думаете, какой она ждала подарок? (Игрушку-хрупкую)
—Почему композитор захотел подарить именно ей такой подарок?(Она добрая и была похожа на жительницу этого леса. т.к. зрачки у неё зеленоватые и в них поблёскивает огоньками листва.)
— Музыку можно выразить не только словами. Над этим работали наши «Художники». Они рады представить иллюстрацию, которая отражает чувства Э. Грига при написании музыки. (Слайд№6 Природа)
Что же представлял композитор в момент создания музыки?
(Девушка с зелёными глазами, Весна, Солнце, утро, Сердце , а на нём расцвёл белый цветок. Седой старик Григ говорит девушке «Да будет благословенно всё то, что окружает тебя. Что прикасается к тебе, и к чему прикасаешься ты, что радует тебя и заставляет задуматься»
-А вот когда Дагни впервые услышала волшебные звуки мелодии незнакомца, нам готовы рассказать юные поэты.(Слайд №7 Девушка )
П/о детей Отец отправил Дагни в 18 лет
Увидеть, как устроен свет.
И вот она в концерт пошла
И свой подарок там нашла.
Светились радостью глаза,
А по щеке текла слеза
Чтоб жизнь счастливую пожить,
В ней щедрым, добрым надо быть.
— Ожидала ли девушка получить подарок? Почему?
— Значит, Григ, был каким человеком?(честным)
—Смогла ли Дагни испытать те же чувства, когда получила свой подарок, что представила девушка, слушая музыку. Об этом нам расскажет группа «Музыкантов»(Слайд №8Природа)
— Девочка называет Грига не только великим музыкантом, но и волшебником? Кто такой волшебник? Почему?
(Она смогла, спустя такое длительное время, услышать его, понять. А также, благодаря музыке Дагни вспомнила детство. Детство – это то прекрасное мгновение, которое нельзя вернуть. Им нужно успеть насладиться, не пропустить то время, в котором можно много чего успеть сделать и многому научиться. Успейте насладиться детством, и вы поймете, что жить в мире — самый лучший подарок от природы!
—Возьмите в ладошки свою шишку, осторожно потрите её и вспомните , как Григ помог малышке?
-А как он помог ей во взрослой жизни?(Он помог ей жить.)
-Да, жизнь гораздо тяжелее даже самой тяжёлой корзины с шишками. И пусть шишка, которую вы держите в ладошках, будет для вас волшебной.(Слайд №9 корзина с шишками).
V Рефлексия.
— У вас на столе лежат следы ,каждый напишите по одному слову-тайну, которую вы открыли для себя.
-Я тоже сегодня немного волшебница и принесла вам вот такую шкатулку(внутри зеркало).Там спрятан тот, без кого бы этот урок не состоялся. Загляните в неё. Кого увидели?
-Да без вас не было бы этого урока. Спасибо вам, за то ,что вы мне сегодня тоже помогли вернуться в детство и открыть новые тайны рассказа «Корзина с еловыми шишками».