Урок литературного чтения
Тема: К.Г. Паустовский «Кот-ворюга».
Дидактическая цель:создать условия для актуализации знаний, умений и навыков.
Задачи:
Учить анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову; определять основную мысль, давать характеристику действиям и поступкам героев.
Развивать навык слушания, анализа текста по вопросам, навык работы в группе, творческие способности детей, умение аргументировать свою точку зрения, расширять словарный запас.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброту, прививать интерес к литературе.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Ожидаемые результаты:
Осознанно воспринимать при чтении содержание произведения, осознавать сущность поведения героев, делать выводы.
Оформлять свою мысль в речевое высказывание.
Коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст.
Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, экран, портрет К.Г.Паустовского, фотовыставка «Мой друг».
Ход урока
1. Организационный момент.
(приветствие; концентрация внимания; настрой на работу.)
— На уроках чтения мы с вами учимся правильно, сознательно, бегло и выразительно читать. А также красиво говорить, но мы не сможем это сделать, если наш речевой аппарат не будет готов к работе. А в этом нам поможетречевая разминка: (СЛАЙД)
Чёрной ночью чёрный кот
Прыгнул в чёрный дымоход.
В дымоходе чернота.
Отыщи-ка там кота.
2. Актуализация знаний, мотивация, целеполагание.
— Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним произведением К.Г.Паустовского. Название произведения я говорить вам не буду, вы попробуйте догадаться сами. Оно состоит из двух слов (на доске два закрытых слова). Первое слово вы узнаете, разгадав загадку: (СЛАЙД)
Острые ушки, на лапках подушки,
Усы, как щетинка, дугою спинка,
Днём спит, на солнышке лежит.
Ночью бродит, на охоту ходит.(кот)
— Как вы догадались, что это кот?
— Первое слова в заголовке — кот.
— Второе слово вы узнаете, если внимательно послушаете начало произведения и назовете кличку кота (чтение первого и второго абзацев учителем).
— Назовите кличку кота (ворюга).
— Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством К.Г.Паустовского и прочитаем произведение «Кот — ворюга».(СЛАЙД)
— Как вы думаете, про что это произведение?
— Может ли кот быть вором? Почему?
— Хотите ли вы узнать, о каком коте идет речь в рассказе?
— Поставьте цель урока. Закончите предложения:
Узнать… .
Учиться….
Определить….
Развивать….
— Причитайте эпиграф. (Эпиграф:Добро всегда добром возвращается)
— Как вы понимаете эти слова?К концу урока нам предстоит выяснить, какая связь между произведением и эпиграфом.
3. Сведения о писателе.
— Вспомните какие произведения писал К.Г. Паустовский?
— Что вам известно об этом писателе?
— Каким видится он через свой портрет?
— Давайте послушаем небольшое сообщение о Паустовском.
Родился Константин Паустовский в Москве в семье железнодорожного служащего. Семья была большая и разнообразная, склонная, как говорил сам Паустовский, к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. Детство будущего писателя прошло на Украине – сначала в деревне, потом в Киеве, где он учился в гимназии. С 6-го класса гимназии он уже репетиторствовал. После окончания гимназии учился в университете, сначала в Киевском, потом в Московском. Не закончив учёбу, пошёл работать. Сменил много профессий: от вожатого трамвая и санитара до учителя и журналиста. Желание все знать, видеть, путешествовать, быть участником разнообразных занятий вылилось у Паустовского в мечту о профессии, которая была связана с кипучей жизнью. Мечта реализовывалась в писательстве.К писательству привела Паустовского еще его одна черта – любовь к чтению. Как детский писатель Паустовский начал выступать с 1930 года.Печатался во многих периодических изданиях для детей. Хотя он не считал творчество для детей своим призванием, однако написал для них много рассказов и сказок.
Паустовский много путешествовал, бывал в разных странах. В предвоенные годы открыл для себя мещерские места и городок Тарусу, где провёл много лет, создав там свои наиболее известные произведения.
4. Открытие нового знания.
1) работа с текстом до чтения (выставка рисунков о котах)
— Как люди относятся к кошкам? Ведь кошка сначала оценивает человека, и только если хозяин ей по нраву, она поселяется в его доме. Глядя на фотовыставку, я уверена, что у вас в доме живут кошки и любят вас.
— Можно ли узнать из заглавия, кто герой рассказа?
— Как называет его автор?
— Что означает это слово? Сравните слова: вор, воришка (уменьшительно), ворюга (то же, что и вор), хитрюга (очень хитрый). О ком так говорят?
— Какой оттенок у этого слова? (грубоватый, в слове чувствуется отрицательное отношение автора)
2) первичное чтение, словарная работа
— Перед тем, как прочитаем произведение, проведём словарную работу (работу можно организовать по учебнику, а можно наглядно на доске — учитель открывает слово, а дети читают его правильно и находят значение в учебнике)
Кукан – верёвка, на которую нанизывают пойманную рыбу.
Плотица – небольшая рыбка плотва.
Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место.
Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть.
Шиворот – за ворот, за воротник.
Подпалины — рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного.
Бухало – производить сильный и глухой звук.
Припадок – внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой–нибудь болезни (Потеря сознания, судороги).
До слова отчаяние.
Чтение произведения.
— Понравилось ли произведение?
— Чем? Какое настроение вызывает?
— Почему это произведение можно назвать рассказом? (Рассказ – это один эпизод, одно событие из жизни героев.В рассказе один или несколько героев.)
2) учимся читать вдумчиво
— Чтобы определить главную мысль надо читать вдумчиво и внимательно.
— Прочитайте первое предложение. (Мы пришли в отчаяние)
— Как вы понимаете слово «отчаяние»?
— Есть ли от чего приходить в отчаяние?
— Зачитайте, какие проделки совершал кот?
— Чтобы выяснить, почему у кота были такие повадки, составим портрет главного героя.
— Что входит в понятие «портрет»? (изображение внешности героя, характера и авторская оценка)
3) исследовательская работа в группах
Дается задание 3 группам.Группы работают самостоятельно, затем работа проверяется.
1) Рыжий кот, разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза, тощий, огненно-рыжий, с белыми подпалинами на животе.
2)Этот кот – задира, забияка, постоянно участвует в драках, бродяжничает, ворует, у него нет дома. У нас он вызывает чувство жалости. | |
2 группа: 1) Найдите в тексте описание действий и поступков главного героя. Почему он совершает их? Какие чувства у вас вызывают его поступки? 2) Установите закономерность. Какую картинку можно исключить? | 1) Обворовывал, ловко прятался, воровал все, разрыл жестяную банку с червями, протащил кукан с окунями, уронил колбасу, украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, отчаянно упирался. 2)Нам кот понравился: он смелый, решительный, самостоятельный. Иного выхода у него нет. |
3 группа: 1) Найдите в тексте авторскую оценку главного персонажа.
2) Подберите однокоренные слова к слову ворюга. 3) Какой оттенок имеет это слово в тексте? Почему автор называет кота ворюгой, а не вором или воришкой? | 1)Кот, потерявший всякую совесть, кот-бродяга, ворюга, бандитские проделки, босяцкие выходки, беспризорник. 2) Однокоренные слова: вор, воришка, ворюга. 3) Кота назвали ворюгой, т.к. он обворовывал каждую ночь, с ним никто не мог справиться. |
4 группа: 1) Подготовить выразительное чтение по ролям эпизода, в котором люди решают, как поступить с котом. | 4 группа читает отрывок по ролям. Стр 112-113 Рассмотрев… |
Динамическая пауза.
— Если вы согласны с утверждением, встаньте и поднимите руки вверх. Если не согласны с утверждением, то присядьте за парту.
У него бесшумная походка.
Прекрасный нюх.
Умывается собственной лапой.
Хорошо видит в темноте.
Называют другом человека.
Любит гулять сам по себе.
Дружит с собаками.
Физминутка для глаз
(поморгать глазами)
| |
Посмотрите все в окно | (посмотреть влево-вправо) |
Ах, как солнце высоко | (посмотреть вверх) |
Мы сейчас глаза закроем | (закрыть глаза ладошками) |
В небе радугу построим |
|
Вверх по радуге пойдём | (посмотреть по дуге вверх-вправо, вверх-влево) |
Вправо – влево повернись |
|
А потом скатимся вниз. | (посмотреть вниз) |
Жмурься сильно, но держись. | (зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.) |
4) работа по содержанию
— Почему же у кота были такие повадки?
— Как он попался?Зачитайте.
— Почему именно Ленька смог выманить кота?
— Как хотели поступить с котом после того, как его поймали?
— Какое решение оказалось верным?
— Как изменились повадки кота? Каким он стал? Почему он стал таким?
— Кто и как помог в этом коту?
5. Итог. Осмысление авторской идеи.
— Подходит ли эпиграф нашего урока к этому тексту?
— Какова главная мысль этого произведения?
— Написав этот рассказ, Паустовский хотел, чтобы мы поняли одну важную вещь.Какую? Посмотрите на схему.
Воровал
Поймали
Накормили
Изменился
Добро побеждает зло – основная мысль, идея рассказа.
Доброта и милосердие – великие вещи. Первый раз в жизни, почувствовав к себе доброту, внимание и заботу, сердце кота отозвалось. Произошло чудесное превращение в преданного, благородного кота.
6. Творческая работа.
— Встречались ли вам в жизни подобные истории?
— Как вы поступали в таких случаях?
— Напишите синквейн.
Примерный ответ:
1)кот-ворюга
2) грязный, шустрый,
3) бегает, ворует, царапает
4) Он одинокий, ему нужна забота.
5) хороший друг
7. Домашнее задание.
— Проиллюстрируйте наиболее понравившийся эпизод рассказа и подготовьте его пересказ.
— Дополнительно — исследовательская деятельность: узнать о содержании кошек, разобраться в причинах их поступков.
8. Рефлексия.
Продолжите фразу: Сегодня на уроке…
Было интересно…
Я понял, что …
Мне захотелось …
Урок дал мне для жизни …
Трудно было …
Я почувствовал …
Я научился …
Я смог …