Конспект урока на тему «К.Г.Паустовский «Стальное колечко»

Урок чтения



К.Г.Паустовский



«Стальное колечко»










































Цель урока:

расширение знаний о жизни и творчестве Константина Георгиевича Паустовского;

знакомство с произведением «Стальное колечко»;

выразительное чтение и анализ его.


Оборудование:

Карточки, ТСО, портрет писателя, выставка книг.



Ход урока


  1. Мобилизующий этап.

На доске запись:

Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев.

Осень глубоко продвинулась.

Но особенно хороши горные леса около моря.

Еловый подрост осыпан золотыми монетками берёз и красными моделями осин.

В них слышен шум прибоя.

С моря постоянно наносит туман, и от обилия влаги бурно разрастается мох.

В лесу ведь и в солнечный день сумерки, а тут нападала листва и скрывает от глаз серые, красные и жёлтые шляпки грибов.


— Прочитайте предложения.

(Учащиеся читают вслух)

— Составьте из данных приложений два эпизода из произведений двух разных писателей. Вспомните, как называются эти произведения. Кто является их автором?

(Учащиеся работают в парах. Проводится проверка.

Правильный ответ:

Первый эпизод – он из рассказа К,Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»

Второй эпизод – он из рассказа М.М. Пришвина «Грибы тоже ходят»)


  1. Определение учащимися автора, о творчестве которого будет идти речь на уроке.

— Назовите автора, о творчестве которого будем говорить на уроке.

Эпизод из его произведения можно назвать «Горные леса около моря».

— Название нового произведения К.Г. Паустовского вы узнаете, если сможете определить, как из данной записи оставить два слова:

СКТОАЛЛЕЧНЬКООЕ

— Сформулируйте тему урока полностью.

— Тему урока вы определили. Установите его цель, учитывая, что на прошлом уроке мы говорили о его творчестве.


  1. Актуализация знаний учащихся.

— Расскажите интересные вам сведения из биографии К.Г. Паустовского в той последовательности, в которой они были изложены на прошлом уроке.

(Слушаются ответы учащихся).

— Давайте поиграем в игру «Снежный ком»,составляя цепочку из названий произведений К.Г. Паустовского.

(Учащиеся выполняют задание. Возможен облегчённый вариант этой игры. Дети могут называть произведение не по памяти, а выбирая их из предоставленного учителем перечня произведений разных авторов).

  1. Подготовительная работа.

  1. Дальнейшее ознакомление со сведениями из биографии К.Г. Паустовского.

— Продолжая разговор о жизни и творчестве К.Г. Паустовского, я познакомлю вас с новым биографическим материалом. Вам предстоит после моего рассказа сформулировать вопрос по его содержанию. Мы проведём конкурс на более точный и правильный вопрос.

С течением времени у К.Г. Паустовского проявляется интерес к детству как к особой поре жизни человека. Для детей он писал в основном сказки и рассказы. Любимые герои сказок К.Г. Паустовского – люди чуткие, отзывчивые, способные увидеть в обыденном необыкновенное. Они скромные, простые и наделены чувством прекрасного. В его сказках почти не встречаются волшебные персонажи. но лежащее в их основе происшествие всегда необычно. Изображённые в сказках события обычно происходят в ничем не примечательных маленьких деревеньках или типичных городских домах. Чудо живёт в самих людях, в их умении видеть и творить прекрасное.

(Слушаются вопросы учащихся. Вариант вопроса: В чём особенность сказок К.Г. Паустовского?)

  1. Словарная работа.

На доске запись:

ТЁСКОЛУНЛЕЩИНАМАХОРКАНРАВ

— Сегодня мы познакомимся с одной из сказок К.Г. Паустовского. В ней вам придётся встретить малознакомые слова. Они даны в этой записи. Определите, какие это слова, установите их значение.

(Учащиеся называют по одному слову. Определяется значение каждого из них.

Тёс – тонкие доски;

Колун – тяжёлый топор для колки дров;

Лещина – лесной кустарник, дающий орехи, орешник;

Махорка – курительный табак низшего сорта;

Нрав – характер).


  1. Чтение учителем нового произведения.

— Я прочитаю сказку К.Г. Паустовского. Во время чтения вам надо определить, почему новое произведение относится к данному жанру.


  1. Физминутка.

— Давайте немного отдохнём. Встаньте. Внимательно следите за моими движениями. Я, как Варюша буду надевать на палец колечко. Если надену колечко на указательный палец, вы приседаете. Если на средний, делаете наклон вперёд. Если на мизинец – ходьба на месте.


  1. Анализ нового произведения.

— Вспомните заданный вам перед чтением нового произведения вопрос. Дайте на него ответ.

— С каким предметом связаны происходящие в сказке чудесные события и откуда они появились?

— Какое волшебное свойство имело это стальное колечко? Расскажите и докажите словами текста.

— На какой палец надела Варюша колечко в первый раз и почему?

— На какой пальчик надела Варюша кольцо, когда дедушка почувствовал себя лучше, и почему?

— Какое событие принесло Варюшке большую радость?

— Почему приход весны именно так подействовал на девочку?

— Прочитайте строки, в которых передаётся красота весенней природы.

(выборочное чтение)

— Почему Варюша не надела колечко на указательный палец?

— Что же хотел сказать автор своим произведением?

(слушаются ответы учеников)

Обращающие слова учителя: — Далеко за красотой ехать не надо. Красивое находится рядом. Она вокруг нас: в самых привычных, обыкновенных вещах и явлениях. Её только надо уметь видеть, как это смогла Варюша. А есть ещё красота внутри самого человека.


  1. Работа над образом Варюши.

— Внутреннюю красоту какого героя сказки вам бы хотелось отметить прежде всего?

— Составьте рассказ о Варюше, используя для этого в нужной последовательности, записанные на доске черты характера Варюши. Подтвердите свои мысли строчками из текста.

(учащиеся работают в парах или в группах, проводится проверка)

Задание на доске:

  1. Любовь к родным местам.

  2. Умение видеть красивое в обыденном.

  3. Сочувствие другим людям, понимание их проблем.

  4. Доброта, забота и внимание в первую очередь к другим людям, а затем к себе.


  1. Творческая работа.

— Видеть, чувствовать и создавать вокруг себя красоту – это прекрасное движение души. Беден тот человек, которого обошло стороной данное качество. В произведении К.Г. Паустовского «Колотый сахар» приводится подобная мысль. Прочитайте запись на карточке. Восстановите пропущенные в ней слова так, чтобы в данных строчках присутствовала только что озвученная мысль.

Карточка:

«Нет хуже, когда у человека душа (… … …) –

(… … …) от таких жизнь, как (… … …) от осенней росы».

(«Колотый сахар»)

(Учащиеся работают в группах. Проводится проверка.

Правильный вариант: «Нет хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы.»

  1. Домашнее задание.

— дома вам надо ещё раз прочитать сказку К.Г. Паустовского «Стальное колечко». Добавить к составленному рассказу о Варюше описание её внешности. В конце рассказа ответьте на вопрос: «Почему автор называет девочку ласково Варюша, а не иначе?»


  1. Итог урока.

— Сопоставьте цель нашей работы с её содержанием. Сделайте вывод.


  1. Рефлексия.

— На доске изображена трава. Молодая, весенняя, только что появившаяся травка. Давайте изобразим на ней росу. Если вам урок понравился, вам было интересно, то поместите на траву росинки красные. Если не понравилось и было неинтересно – серые.













Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса «В. Бианки «Птичья столовая»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: