Конспект урока на тему «Клесты»

Конспект урока на тему «Клесты»


Учитель: Лутынская Инна Юрьевна

Тип урока: урок комплексного применения знаний

Вид урока: практикум

Цель урока: формировать коммуникативно-речевые умения (слушать, говорить)

Задачи урока:

1. Продолжить развивать умение передавать последовательно содержание повествовательного текста по коллективно составленному плану, учитывать связи между частями и точное употребление слов.

2. Развивать умения проверять слова на изученные орфограммы, запоминать текст, развивать устную и письменную речь.

3. Воспитывать культуру внимания, интерес к предмету, любознательность, бережное отношение к живой природе.

Оборудование: мультимедиа проектор, экран, компьютер, монитор, доска, слова к лексической работе, музыкальная заставки, еловые шишки.

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный метод

Форма деятельности: коллективная

Ход урока

  1. Активизация познавательной деятельности.


1. Вот книжки на столе, а вот тетрадки,

Не хочется играть сегодня в прятки.

И не досуг дуть на корабль бумажный,

Сегодня у ребят урок уж больно важный.


Упражнение мозговой гимнастики (для снятия напряжения перед уроком, улучшения мыслительной деятельности)

— Дышите ровно, расслабьтесь, покачивайте головой из стороны в сторону, подбородком вычерчивайте на груди слегка изогнутую линию.

— Потеребите пальчиками уши от мочки и выше.


II. Сообщение темы и целей урока.


1. — Сегодня на уроке мы будем развивать устную и письменную речь, продолжим учиться писать изложение. (Слайд 2)

— А о ком вы мне скажете, отгадав загадку (Слайд 3).

2. Запись в тетради (число, изложение, название изложения). Обращение на посадку при записи в тетрадях.


  1. Прогнозирование содержания текста на основе заголовка.


1. — Попробуйте по заголовку определить, о чём или с ком пойдёт речь в тексте?

— Что мы можем узнать о клестах? (рассуждения детей)

2. Рассказы учащихся о клестах, в сопровождении слайдов (дополнительный материал).

1-й ученик:

Самая примечательная особенность внешнего вида клеста – его клюв, кончики которого перекрещиваются. (Слайд 4).

Скрещенные кончики клюва позволяют клестам легко раскрывать чешуйки шишек хвойных деревьев и выбирать из них семена. У птенцов клеста клюв прямой, и родители довольно долго кормят их, пока кончики клюва не загнуться. Тогда только птенцы смогут сами вскрывать шишки хвойных деревьев. Послушайте пение этих птиц (Слайд5).

Старинная легенда гласит, что когда Иисус Христос был распят на кресте, к нему прилетели клесты и стали клювами вынимать колючки из тернового венца. Пытались вытащить и гвозди, которыми руки и ноги Христа были прибиты к кресту. Но это оказалось им не под силу, и кончики клювов у птиц перекрестились, а перья, испачканные кровью, стали красными. За это, в некоторых странах клестов зовут «Христовыми птицами».

(Слайд 6).


2-й ученик:

Жизнь клестов тесно связана с хвойными деревьями. Клюв каждого из видов клестов с удивительным совершенством приспособлен природой к питанию семенами определённых хвойных пород. Это отражается в названиях клестов: клёст-сосновик (у них самый мощный и толстый клюв), клёст — еловик (клюв потоньше). (Слайд 7).


— Что интересного вы узнали из сообщений учеников?

IY. Знакомство с текстом.


  1. Чтение текста изложения учителем

— Кто из вас был прав в своих рассуждениях, мы узнаем, прослушав текст. Сядьте удобно, слушайте внимательно и подготовьте ответ на вопрос:

— Это сказка или небольшой рассказ?

— Задача перед нами стоит важная, запомнить содержание текста, написать правильно, и красиво излагая мысли, конечно, без ошибок. Лучшее изложение я повешу на стенд классного уголка, как образец.


— Смотрим на экран. (Слайд 8).

Клесты.


На занесённых снегом ветвях ели ползают, кувыркаются, висят вверх ногами небольшие красноватые и зеленоватые птицы. Своими сильными перекрещенными клювами они достают семена из жёлтых еловых шишек.

Это клесты. Они не боятся ни вьюги, ни мороза. Детей выводят не только летом, но и зимой. В самый лютый мороз клесты кормят своих маленьких птенцов. Те сидят под толстыми сучьями, у самого ствола.

Корма малышам хватает, а холод в тёплом гнезде не страшен.


2. Обсуждение текста


— Это сказка или небольшой рассказ?

— Какой вид данного текста? (повествовательный).

3. Вопросы по тексту. (Слайд 9).

1. Что вы узнали о клестах?

2. Как в тексте описано поведение взрослых птиц на занесённых снегом ветках?

3. Какие клювы у клестов? Чем они питаются? (показ еловых шишек)

4. Где сидят маленькие птенцы во время кормления?


4. Деление текста на части

Из скольких частей состоит данный тест?

— Найдите 1-ю (вводную) часть. Прочитайте про себя. О чём говорится в этой части?

— Найдите 2-ю (основную) часть. Прочитайте её. О чём говорится в этой части?

— Найдите 3-ю (заключительную) часть. О чём говорится в ней?

5. Коллективное составление плана на доске (Слайд 10).


1. На ветвях ели.

2. Кормление малышей.

3. Не страшен холод.


Y. Словарноорфографическая подготовка (Слайд 11).


  1. Назовите глаголы в этом тексте ( постепенно открываю их на доске)


ползают не боятся хватает

кувыркаются выводят

висят кормят

достают сидят —

  1. Проверьте гласные в словах.

Зан…сённых, сн…гом, в…твях, в…сят, н…гами, неб…льшие, кр…сноватые, з…л…новатые, с…мена, …ловых, кл…сты, в гн…зде, б…ятся, пт…нцов, ств…ла.

— На какую орфограмму все эти слова?

— Как проверить безударную гласную в корне слова?


3. Найди слова, которыми названы в тексте ветки ели, клесты, мороз, клювы птиц, шишки.


Ветки ели занесённые снегом, толстые сучья.

Клесты – небольшие, красноватые, зеленоватые.

Мороз – лютый.

Клювы птиц – перекрещенные.

Шишки – жёлтые еловые.


  1. Найдите слова с удвоенными согласными.

Занесённых, перекрещенными.

— Как перенести эти слова?


  1. Раскрой скобки


(на)ветвях (из)шишек (не)боятся (ни)вьюги, (ни)мороза

(не)только (у)ствола (в)гнезде (не)страшен


6 .Орфографическое чтение трудных слов (Слайд 11).


Кувыркаются, не боятся, вверх, перекрещенные.


7. Подбери антонимы


Сильный — _слабый


8. Подбери синонимы


Лютый — сильный


9. Перифраз. Скажи по-другому.


Корма малышам хватает, а холод в тёплом гнезде не страшен.

____________________________________________________________


Физкультминутка (музыкальное сопровождение)

  1. Упражнение для глаз.

  2. Ходьба гусиным шагом по классу.

  3. Упражнение на дыхание.


YI. Повторное чтение текста учителем.


Инструктаж:

— Как будем записывать каждую часть текста? (С красной строки).

— План записывать не надо.

— Пользуйтесь опорными словами, записанными на доске.


YII. Самостоятельная запись текста изложения (Слайд 12).


YIII. Самопроверка. (Слайд 13).

1. ПРОВЕРЬ!

  • Ясно ли передал свою мысль?

  • Нет ли повторов одинаковых слов?

  • Все ли слова употреблены удачно?

  • Проверь орфограммы.

(Проверка с опорой на памятку).

2. Чтение двух изложений.


X. Итог урока.


-Чему мы учились на уроке?

— О ком этот рассказ?

— Что нового интересного узнали о клестах?

— Все ваши выводы очень ценны.

— Бережно относитесь ко всему живому. Не даром говорится: «Охранять природу – значит охранять Родину» (Слайд 14).


— Вы сегодня хорошо поработали. Мне хочется узнать, какое настроение вызвал у вас наш урок.

Нарисуйте в тетради улыбку, которая соответствует вашему настроению.



IX. Творческое задание на дом

Придумай и запиши, какой мог произойти забавный случай с маленькими клестами?


Свежие документы:  Тесты в системе обучения как одна из форм контроля

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: