Конспект урока на тему «Красота и выразительность пушкинского стиха. А.С.Пушкин. Опрятней модного паркета»

Тема. Красота и выразительность пушкинского стиха. А.С.Пушкин. Опрятней модного паркета…

Тип урока: изучение нового материала.

Форма: урок исследование.

Цель: помочь учащимся увидеть радостный, праздничный образ зимы, созданный А.С.Пушкиным

Задачи:

1. Развивать первичные исследовательские навыки.

2. Создать условия для развития умений анализировать произведение и находить авторские литературные приемы.

3. Способствовать приобретению первоначальных навыков работы с художественным произведением.

4. Вовлечь всех учащихся в активную и интересную для них учебную деятельность.

5. Способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, взаимопомощи, умения работать в паре.

Планируемые предметные результаты:

  1. Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера.

  2. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.

  3. Участие в обсуждении произведения. Анализ стихотворения, средств выразительности, использованных в нем поэтических образов.

  4. Углубление представлений об особенностях поэтического текста.

  5. Восприятие художественной литературы как виды искусства.

Планируемые метапредметные результаты:

Личностные УУД:

  1. Проявлять положительное отношение к школе, и учебной деятельности.

  2. Проявлять интерес к учебному предмету.

  3. Проявлять эмоциональное отношение к содержанию прочитанного

  4. Формируется мотивация к самовыражению в выразительном чтении.

Регулятивные УУД:

  1. Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

  2. Понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

  3. Сравнивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

  4. Выполнять учебные действия в устной и письменной речи.

  5. В сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.

Познавательные УУД:

  1. Умение читать стихотворение, понимать фактическое содержание стихотворения, выделять в нем основные части.

  2. Находить в стихотворении ответ на заданный вопрос.

  3. Осознавать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения.

  4. Понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения.

  5. Выполнять первоначальный анализ произведения.

Коммуникативные УУД:

  1. Принимать участие в работе парами.

  2. Использовать простые речевые средства.

  3. Понимать задаваемые вопросы.

  4. Строить понятные для партнера высказывания.

Материалы и оборудование:

— учебник «Литературное чтение. 2 класс», 1 часть, автор В.Ю.Свиридова (стр.133);

— презентация урока;

— карточки для парной, самостоятельной работы;









































Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ι. Оргмомент. Проверка домашнего задания(мотивационно-организационный компонент).

Мы урок начинаем с разминки.

Выпрямляем свои спинки.

На носочках потянулись

Вправо, влево повернулись.

И друг другу улыбнулись.

Раз, два, три, четыре, пять – урок пора нам начинать.

Зачитываем лучшие желания на лепестках цветка (оценки за дом.работу).

— Скажите, пожалуйста, а обязательно ли нужно иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела?

Достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту. И необязательно ждать, когда об этом тебя попросят.

— У нас остался последний лепесток. Позвольте мне загадать свое желание.

Чтоб урок прошёл прекрасно,

Хорошо, отлично, классно,

Нужно нам не наказанье,

А всего лишь пожеланье:

Пожелание удачи

Пожелание добра,

Пожелания терпенья

И здоровья, и уменья.

И тогда все будет классно,

Хорошо и все прекрасно!

Ι Ι. Актуализация знаний, сообщение цели урока.

— Какое время года к нам незаметно подкрадывается?

— Какие образы у вас возникают при слове ЗИМА?


— Почему возникли разные образы?

— А что помогло вам представить эти разные образы?

— Посмотрите на репродукции картин русских художников. Какой темой их можно объединить?

— А одинаковое ли настроение у вас возникает, когда вы смотрите на эти картины?

— Так с помощью чего художник передает настроение?

— А с помощью чего писатели и поэты создают образы, передают настроение?


Самостоятельная работа по группам в парах.

1 группа

Выберите слово из скобок, чтобы о природе говорилось как о живом существе. Подчеркните это слово.

(Завыл, подул) холодный ветер.

Небо (потемнело, нахмурилось).

На ветру (мёрзли, качались) берёзки.

В воздухе (полетели, закружились) снежинки.

2 группа

Подберите как можно больше сравнений.

Снежинки как …

(Пушинки, звездочки, искорки, слезинки, цветочки, мухи, бабочки)

Проверка самостоятельной работы.

— Вы уже, наверное, догадались, чему будет посвящен наш урок?


Физкультминутка (музыкальная)


Ι Ι Ι. Этап изучения нового материала. Первичное восприятие стихотворения.

— А с каким произведением и какого автора мы познакомимся, вы узнаете, открыв учебники на странице 133.

— Назовите автора. Что вы о нем знаете?

— Мы должны исследовать, какими средствами А.Пушкин создает в своем стихотворении зимние образы.

Чтение учителем стихотворения.

— Что понравилось? Что удивило? Какое настроение оно у вас вызвало? Все ли вам понятно?

Словарная работа.

Паркет – пол, выложенный маленькими гладкими дощечками.

По лону вод – по открытой воде.

Брег – берег

Опрятный — чистый

Ι V. Анализ стихотворения.

— Как поэт создает ощущение праздника?

Для того, чтобы ответить на вопрос, прочитайте это стихотворение и подумайте, сколько образов создает автор?

-Много ли их? (4)

— Как бы вы назвали эти картины? (Речка, мальчишки, гусь, снег).

Прочитайте отрывки, соответствующие этим картинам.

Картина 1.

Прочитайте. Что поняли? (речка, покрытая льдом, блистает) (Чтение 2-3 учеников)

— Как вы думаете, отличаются ли по смыслу слова «блистает» и «блестит»?

(Блистает – значит, выделяется своим особенным качеством. Она до блеска начищена морозом.)

— О ком можно сказать «блистает»? (Человек блистает умом, дамы блистают своими нарядами на балу)

— Что за наряд у речки? (лед)

— Найдите сравнение (речка как паркет).

— Как вы думаете, почему лед сравнивается с паркетом? (он складывается в рисунок)

— А откуда рисунки на льду?

Картина 2.

Прочитайте следующую картину. Может, она подскажет, откуда рисунки на льду? (узоры от коньков)

Найдите здесь сравнение. (Народ – очень много, ощущение движения, оживленные голоса)

Проведем эксперимент. Заменим слово «звучно» на слово «громко» Прочитайте, что получилось. Осталась ли та же наполненность звуками?

— Какие слова передают ощущение звуков? (звучно, режет)

— Какой прием использовал автор? (звукопись)

Зачитывание отрывка еще раз.

Вывод. В стихотворении каждое слово важно, его нельзя заменить другим, иначе меняется полнота ощущений.

Картина 3.

Прочитайте третью картину. Что поняли? (Гусь обманулся, подумав, что это вода).

-Какое настроение добавляет к общему ощущению эта картина? (комическое)

После обсуждения 2-3 человека еще раз зачитывают этот отрывок.

Физкультминутка

Утром встал гусак на лапки,

Приготовился к зарядке.

Повернулся влево, вправо,

Приседанье сделал справно,

Клювиком поймал он мух

И скорей за парту плюх!

Картина 4.

Прочитайте последнюю картину. Что поняли? Почему снег мелькает, вьется а не летит? (первый снег легкий и сухой)

Найдите сравнение. (Снег как звезды)

Кому здесь весело и радостно? (автору) (Веселый снег – первый снег)

Замена слова «брег» на слово «берег» Что изменилось? (нарушился строй – рифма)

Зачитывание отрывка еще раз.

Вывод.

Так о чем это стихотворение? (О начале зимы)

Что поэт хотел нам показать? Выберите ответ.

  • Ощущение тоски и печали.

  • Красоту зимней природы.

  • Праздник.

  • Равнодушие.

  • Жизнь простых людей

Даже такое суровое время годы дает свои прелести, радости, чудеса!

Как поэт создал ощущение праздника? Перечислите еще раз слова, выражения.


V. Подготовка к выразительному чтению стихотворения.

-Какое настроение должно быть при чтении? Выберите.

  • Весело, задорно.

  • С возмущением.

  • Тихо, задумчиво.

  • Печально.

  • Громко, торжественно.

  • Радостно.

Вам, как исследователям, дается проблема.

-Где нужно останавливаться при чтении, чтобы не исказить смысл каждой картины? (Читают в парах, выбирают правильный ответ.)

  • В конце каждой строки.

  • Там, где стоят знаки препинания.

Чтение 3 и 4 картины.

— Как вы думаете, есть ли здесь нарушение порядка рифмующихся строчек?

-Почему именно в третьей картине нарушен общий строй стиха? (Гусь здесь – случайный персонаж, этим нарушается общая картина зимы, поэтому автор поменял рифмы.)

Слово «веселый» к какой картине относится – про гуся или про снег? Прочитайте правильно, чтобы не исказился смысл.

Выразительное чтение стихотворения.

VΙ. Домашняя работа. Подведение итогов урока. Рефлексия.

— Какое домашнее задание вы предложите? (чтение наизусть, иллюстрация и т.д.)

Предлагаю карточку-клише (подготовка к чтению наизусть).

Опрятней модного   ________________,

Блистает речка, льдом  ______________;

Мальчишек радостный  ______________

Коньками звучно режет  ____________;

На красных лапках  ________ тяжелый,

Задумав  ___________ по лону вод,

Ступает  _____________ на лёд.

Скользит и  _____________; весёлый

Мелькает, вьётся первый  ___________,

Звездами падая на  _____________.


— Что можете сказать про себя. Продолжите высказывание:

Своей работой на уроке я …

Вы были на уроке внимательными, думающими читателями, хочется сказать спасибо за ваши исследования и находки.













Выполняют движения по команде учителя (психологический настрой)





Читают желания на лепестках цветика-семицветика

Отвечают на вопрос, рассуждают.
















Ответы детей:

Зима

Новогодняя елка, белые деревья, сугробы, снежная горка и т.д.

Что-то больше запомнилось.

Воображение

Тема зимы.

Делают предположения.

С помощью цвета

С помощью слов и литературных приемов.

Анализируют средства выразительности, объясняют выбор слов.

Самостоятельно работают в парах, поиск информации.

Оценка действий ученика, развитие саморегуляции.

(Читают текст, слова-сравнения, выражают свое согласие или несогласие).



Темы зимы.

Под музыку выполняют движения.





Ответы детей.

Воспринимают на слух стихотворение в исполнении учителя.

Ответы детей.

Высказывания детей.

Чтение толкований слов и словосочетаний.




Определяют настроение произведения, понимают многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому.

Объясняют выбор слов, используемых для создания поэтических образов, знаков препинания, используемых в произведении для передачи смысла.

Выделяют в стихотворении сравнения.

Участвуют в диалоге.

Отвечают на вопросы по содержанию литературного текста.

Сравнивают свои ответы с ответами одноклассников.

















































Читают в парах, выбирают правильный ответ.






Стараются читать текст выразительно.



Проводят рефлексию своих действий.

Выполняют клише.



















Проводят рефлексию своих действий.




Свежие документы:  Урок истории в 9 классе по теме «Россия в Первой Мировой войне»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: