Тема. Красота и выразительность пушкинского стиха. А.С.Пушкин. Опрятней модного паркета…
Тип урока: изучение нового материала.
Форма: урок исследование.
Цель: помочь учащимся увидеть радостный, праздничный образ зимы, созданный А.С.Пушкиным
Задачи:
1. Развивать первичные исследовательские навыки.
2. Создать условия для развития умений анализировать произведение и находить авторские литературные приемы.
3. Способствовать приобретению первоначальных навыков работы с художественным произведением.
4. Вовлечь всех учащихся в активную и интересную для них учебную деятельность.
5. Способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, взаимопомощи, умения работать в паре.
Планируемые предметные результаты:
Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера.
Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.
Участие в обсуждении произведения. Анализ стихотворения, средств выразительности, использованных в нем поэтических образов.
Углубление представлений об особенностях поэтического текста.
Восприятие художественной литературы как виды искусства.
Планируемые метапредметные результаты:
Личностные УУД:
Проявлять положительное отношение к школе, и учебной деятельности.
Проявлять интерес к учебному предмету.
Проявлять эмоциональное отношение к содержанию прочитанного
Формируется мотивация к самовыражению в выразительном чтении.
Регулятивные УУД:
Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.
Понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
Сравнивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Выполнять учебные действия в устной и письменной речи.
В сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.
Познавательные УУД:
Умение читать стихотворение, понимать фактическое содержание стихотворения, выделять в нем основные части.
Находить в стихотворении ответ на заданный вопрос.
Осознавать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения.
Понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения.
Выполнять первоначальный анализ произведения.
Коммуникативные УУД:
Принимать участие в работе парами.
Использовать простые речевые средства.
Понимать задаваемые вопросы.
Строить понятные для партнера высказывания.
Материалы и оборудование:
— учебник «Литературное чтение. 2 класс», 1 часть, автор В.Ю.Свиридова (стр.133);
— презентация урока;
— карточки для парной, самостоятельной работы;
Деятельность учащихся | |
Ι. Оргмомент. Проверка домашнего задания(мотивационно-организационный компонент). Мы урок начинаем с разминки. Выпрямляем свои спинки. На носочках потянулись Вправо, влево повернулись. И друг другу улыбнулись. Раз, два, три, четыре, пять – урок пора нам начинать. Зачитываем лучшие желания на лепестках цветка (оценки за дом.работу). — Скажите, пожалуйста, а обязательно ли нужно иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела? Достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту. И необязательно ждать, когда об этом тебя попросят. — У нас остался последний лепесток. Позвольте мне загадать свое желание. Чтоб урок прошёл прекрасно, Хорошо, отлично, классно, Нужно нам не наказанье, А всего лишь пожеланье: Пожелание удачи Пожелание добра, Пожелания терпенья И здоровья, и уменья. И тогда все будет классно, Хорошо и все прекрасно! Ι Ι. Актуализация знаний, сообщение цели урока. — Какое время года к нам незаметно подкрадывается? — Какие образы у вас возникают при слове ЗИМА?
— Почему возникли разные образы? — А что помогло вам представить эти разные образы? — Посмотрите на репродукции картин русских художников. Какой темой их можно объединить? — А одинаковое ли настроение у вас возникает, когда вы смотрите на эти картины? — Так с помощью чего художник передает настроение? — А с помощью чего писатели и поэты создают образы, передают настроение?
Самостоятельная работа по группам в парах. 1 группа Выберите слово из скобок, чтобы о природе говорилось как о живом существе. Подчеркните это слово. (Завыл, подул) холодный ветер. Небо (потемнело, нахмурилось). На ветру (мёрзли, качались) берёзки. В воздухе (полетели, закружились) снежинки. 2 группа Подберите как можно больше сравнений. Снежинки как … (Пушинки, звездочки, искорки, слезинки, цветочки, мухи, бабочки) Проверка самостоятельной работы. — Вы уже, наверное, догадались, чему будет посвящен наш урок? Физкультминутка (музыкальная) Ι Ι Ι. Этап изучения нового материала. Первичное восприятие стихотворения. — А с каким произведением и какого автора мы познакомимся, вы узнаете, открыв учебники на странице 133. — Назовите автора. Что вы о нем знаете? — Мы должны исследовать, какими средствами А.Пушкин создает в своем стихотворении зимние образы. Чтение учителем стихотворения. — Что понравилось? Что удивило? Какое настроение оно у вас вызвало? Все ли вам понятно? Словарная работа. Паркет – пол, выложенный маленькими гладкими дощечками. По лону вод – по открытой воде. Брег – берег Опрятный — чистый Ι V. Анализ стихотворения. — Как поэт создает ощущение праздника? Для того, чтобы ответить на вопрос, прочитайте это стихотворение и подумайте, сколько образов создает автор? -Много ли их? (4) — Как бы вы назвали эти картины? (Речка, мальчишки, гусь, снег). Прочитайте отрывки, соответствующие этим картинам. Картина 1. Прочитайте. Что поняли? (речка, покрытая льдом, блистает) (Чтение 2-3 учеников) — Как вы думаете, отличаются ли по смыслу слова «блистает» и «блестит»? (Блистает – значит, выделяется своим особенным качеством. Она до блеска начищена морозом.) — О ком можно сказать «блистает»? (Человек блистает умом, дамы блистают своими нарядами на балу) — Что за наряд у речки? (лед) — Найдите сравнение (речка как паркет). — Как вы думаете, почему лед сравнивается с паркетом? (он складывается в рисунок) — А откуда рисунки на льду? Картина 2. Прочитайте следующую картину. Может, она подскажет, откуда рисунки на льду? (узоры от коньков) Найдите здесь сравнение. (Народ – очень много, ощущение движения, оживленные голоса) Проведем эксперимент. Заменим слово «звучно» на слово «громко» Прочитайте, что получилось. Осталась ли та же наполненность звуками? — Какие слова передают ощущение звуков? (звучно, режет) — Какой прием использовал автор? (звукопись) Зачитывание отрывка еще раз. Вывод. В стихотворении каждое слово важно, его нельзя заменить другим, иначе меняется полнота ощущений. Картина 3. Прочитайте третью картину. Что поняли? (Гусь обманулся, подумав, что это вода). -Какое настроение добавляет к общему ощущению эта картина? (комическое) После обсуждения 2-3 человека еще раз зачитывают этот отрывок. Физкультминутка Утром встал гусак на лапки, Приготовился к зарядке. Повернулся влево, вправо, Приседанье сделал справно, Клювиком поймал он мух И скорей за парту плюх! Картина 4. Прочитайте последнюю картину. Что поняли? Почему снег мелькает, вьется а не летит? (первый снег легкий и сухой) Найдите сравнение. (Снег как звезды) Кому здесь весело и радостно? (автору) (Веселый снег – первый снег) Замена слова «брег» на слово «берег» Что изменилось? (нарушился строй – рифма) Зачитывание отрывка еще раз. Вывод. Так о чем это стихотворение? (О начале зимы) Что поэт хотел нам показать? Выберите ответ.
Даже такое суровое время годы дает свои прелести, радости, чудеса! Как поэт создал ощущение праздника? Перечислите еще раз слова, выражения.
V. Подготовка к выразительному чтению стихотворения. -Какое настроение должно быть при чтении? Выберите.
Вам, как исследователям, дается проблема. -Где нужно останавливаться при чтении, чтобы не исказить смысл каждой картины? (Читают в парах, выбирают правильный ответ.)
Чтение 3 и 4 картины. — Как вы думаете, есть ли здесь нарушение порядка рифмующихся строчек? -Почему именно в третьей картине нарушен общий строй стиха? (Гусь здесь – случайный персонаж, этим нарушается общая картина зимы, поэтому автор поменял рифмы.) Слово «веселый» к какой картине относится – про гуся или про снег? Прочитайте правильно, чтобы не исказился смысл. Выразительное чтение стихотворения. VΙ. Домашняя работа. Подведение итогов урока. Рефлексия. — Какое домашнее задание вы предложите? (чтение наизусть, иллюстрация и т.д.) Предлагаю карточку-клише (подготовка к чтению наизусть). …Опрятней модного ________________, Блистает речка, льдом ______________; Мальчишек радостный ______________ Коньками звучно режет ____________; На красных лапках ________ тяжелый, Задумав ___________ по лону вод, Ступает _____________ на лёд. Скользит и _____________; весёлый Мелькает, вьётся первый ___________, Звездами падая на _____________. — Что можете сказать про себя. Продолжите высказывание: Своей работой на уроке я … Вы были на уроке внимательными, думающими читателями, хочется сказать спасибо за ваши исследования и находки. —
| Выполняют движения по команде учителя (психологический настрой)
Читают желания на лепестках цветика-семицветика Отвечают на вопрос, рассуждают.
Ответы детей: Зима Новогодняя елка, белые деревья, сугробы, снежная горка и т.д. Что-то больше запомнилось. Воображение Тема зимы. Делают предположения. С помощью цвета С помощью слов и литературных приемов. Анализируют средства выразительности, объясняют выбор слов. Самостоятельно работают в парах, поиск информации. Оценка действий ученика, развитие саморегуляции. (Читают текст, слова-сравнения, выражают свое согласие или несогласие).
Темы зимы. Под музыку выполняют движения.
Ответы детей. Воспринимают на слух стихотворение в исполнении учителя. Ответы детей. Высказывания детей. Чтение толкований слов и словосочетаний.
Определяют настроение произведения, понимают многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому. Объясняют выбор слов, используемых для создания поэтических образов, знаков препинания, используемых в произведении для передачи смысла. Выделяют в стихотворении сравнения. Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы по содержанию литературного текста. Сравнивают свои ответы с ответами одноклассников.
Читают в парах, выбирают правильный ответ.
Стараются читать текст выразительно.
Проводят рефлексию своих действий. Выполняют клише.
Проводят рефлексию своих действий. |