Тема: Л.Н.Толстой. Сказка «Два брата».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с произведением Л.Н.Толстого.
Задачи: 1) образовательная: Способствовать формированию коммуникативных навыков учащихся: умение выслушивать разные точки зрения, высказывать и обосновывать свою точку зрения, выражать свое отношение к прочитанному, к героям, научить определять жанр произведения, сравнивать , выделять их особенности; делить текст на части; составлять план; выбирать пословицу, выражающую основную мысль сказки;
2) воспитательная: Воспитывать интерес к творчеству Л.Н. Толстого, к предмету «литературное чтение», умение слушать художественное произведение, понимать эмоционально-нравственные переживания героев;
3) развивающая: Формирование умений учащихся анализировать художественное произведение, определяя основную мысль.
Планируемые результаты (УДД):
личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: умеют проявлять внимание, желание больше узнать, осознают значимость чтения для развития и обучения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное;
метапредметные: регулятивные – планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий); анализируют собственную работу;
познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; презентуют подготовленную информацию в наглядном виде;
коммуникативные – уметь задавать вопросы, вести диалог при работе в группах; использовать получаемую в учебной деятельности подготовку при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;
предметные: научатся определять жанр произведения, сравнивать, выделять особенности; делить текст на части, составлять план, выбирать пословицу, выражающую основную мысль сказки.
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, система Вотум, пульты, портрет Л.Н. Толстого, выставка книг, учебник Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение. – 3 класс (в 2-х частях) – Москва, «Вентана-Граф», 2013 г., Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение: рабочая тетрадь для учащихся 3 класса. – Москва, «Вентана-Граф», 2014 г.
Формы урока учащихся: индивидуальная, парная, фронтальная, групповая.
Ход урока
Организационный момент.
Ребята, сегодня у нас на уроке литературного чтения присутствуют гости, давайте поздороваемся. (Дети поворачиваются). Молодцы!
Вхождение в урок: дети продолжают стоять, учитель читает стихотворение и делает упражнения, дети повторяют за ним.
– Из глубокого колодца (руки «О»)
– Солнце медленно встает (руки над головой),
– Свет его на нас прольётся (руки вытянуты перед собой, ладошками вверх.)
– Луч его нам улыбнется (руки параллельно вытянуты)
– Новый день она начнет (руки вниз широко).
Учитель. С наступлением нового дня, ребята! Улыбнитесь мне, а я вам, пусть Ваш новый день будет таким же солнечным, как Ваши улыбки.
Учитель. Сели девочки, сели мальчики. Повторим правила посадки. Проверьте, как вы сидите. Спина касается спинки стула, ноги стоят ровно. Нам предстоит интересная работа.
Дыхательная гимнастика.
Представьте, что на вашей ладони опавший осенний листок. Мы должны на него дуть медленно и равномерно, чтобы он кружился в воздухе над ладонью и не улетал. Вдох через нос, медленный выдох через рот. Смотрим во время выдоха на листок. Он должен кружиться над ладонью. Приготовились, начали.
Повторяем 3 раза.
Эпиграфом нашего урока будут такие слова:
Слайд 1
«Человек, который думает только о себе, не может быть счастлив»
Луций Анней Сенека (великий римский философ, драматург, оратор)
— Прочитайте их про себя, постарайтесь осмыслить. Чтение вслух
— Как вы их понимаете? (человек должен помогать другому, не должен быть эгоистом, если у кого что-то не получается ему надо помогать, подсказать, поддержать, нельзя быть счастливым одному – это неинтересно, человек счастлив, когда приносит счастье другому)
— Как вы думаете, почему я взяла именно эти строки к сегодняшнему уроку? (произведение будет связано, в произведение будет говориться о)
Повторение пройденного материала (3 мин).
Игра «Вспомни и назови».
Учитель читает отрывки из произведений Л.Н. Толстого, изучаемых в 1, 2 классах, а ученики должны вспомнить и назвать произведения.
1) На улице в толпе заблудилась маленькая девочка. Бегает, кричит, ищет свою маму. Народ спрашивает у нее: «Какая же твоя мама?» (Быль «Лучше всех» Быль – рассказ о том, что было или бывает на самом деле.)
2) Отец и говорит: «Так-то вы: если вы в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь, вас всякий легко погубит» (Рассказ «Отец и сыновья»).
3) Мышка сказала:
— Один страшный, ходит по двору вот так: ноги у него черные, гребешок красный, нос крючком. Когда я мимо шла, он открыл пасть, ногу поднял и стал кричать так громко, что я очень испугалась. (Басня «Страшный зверь»)
— Кто автор этих произведений? (Л.Н.Толстой)
3. Работа с текстом до чтения.
— Сегодня на уроке мы с вами начинаем изучать творчество великого русского писателя…
— Определите по ключевым словам жанр произведения:
волшебная, бытовая, богатырская, народная, авторская (сказка)
-Назовите признаки сказки (зачин, волшебство, троекратный повтор, концовка)
Тема нашего урока …
Какие цели ставим? (познакомиться с произведением Л.Н.Толстого, научиться выразительно читать, узнать, чему нас учит сказка)
— Как вы думаете, о чём эта сказка, судя по названию? (ответы детей)
— Прочтём сказку и узнаем, верны ли ваши предположения.
— Когда вы будете читать сказку, подумайте, в чём мудрость сказки.
-Знакомство с биографией Л.Н.Толстого.
Янбарисова Аделина получила задание изучить биографию Л.Н.Толстого и поделиться своими знаниями с нами.
Л.Н. Толстой родился в 1828 году – почти 200 лет назад, а умер в 1910г. Он прожил 82г. И всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Полное собрание его сочинений – 90 томов.
Л.Н. родился и провёл детство в имении «Ясная Поляна». Мама умерла рано, когда ему было 2 года. Его окружили заботой и вниманием со стороны отца и бабушки. Все, окружающие его люди, были для него хорошими и родными людьми.
Толстого окружала дивная природа. Он любил бродить по аллеям парка, наслаждаться запахами лугов и полей, купаться в речушке, протекавшей в имении.
Семья писателя принадлежала к высшей знати в России и носила титул графа. Отец Толстого был военным, участвовал в войне 1812г. Маму свою не помнит, но о ней все говорили, как о добром, отзывчивом человеке.
В 17 лет Л.Н. поступил в Казанский университет на иностранные языки. После окончания, начал писать книги. Изучал историю, музыку, рисование, медицину. Много путешествовал.
К концу жизни вернулся в своё имение «Ясная Поляна», продолжал писать произведения.
— А что вы, ребята, знаете о Л.Н.Толстом?
4. Работа с текстом во время чтения.
1.Чтение сказки «Два брата» хорошо читающими ребятами.
2.Словарная работа. Какие слова показались вам непонятными.
Любо, не убыло, подивились, на месте друг друга не застали, хлеб.
3.Подготовка к технике чтения.
Для того, чтобы трудные слова вам читалось быстро и правильно давайте, их прочитаем сначала по слогам, а затем целыми словами
Читаем вместе:
Од-но-го одного
По-ди-ви-лись подивились
Нес-коль-ко несколько
Пе-ре-кла-ды-ва-ли перекладывали
4.Чтение сказки.
— чтение «цепочкой»
5. Вопросы после чтения.
— Понравилась вам сказка? Чем?
— Назовите главных героев.
— Найдите и прочитайте, чем занимались братья
— Как они поделили зерно?
— О чём думал старший брат? Прочитайте.
— О чём думал младший брат? Прочитайте.
— Почему зерна не убыло?
— Почему «еще крепче стала любовь между братьями»? (Братья увидели насколько они любят и заботятся друг о друге. Каждый был готов отдать свое, только бы брату было хорошо. Старший заботился о брате и его четырех детях. Младший заботился о старшем, у которого не было детей).
— Какие братья? (добрые, жадные, честные, трудолюбивые, отзывчивые, злые, верные, заботливые, грубые, щедрые)
— Есть ли в сказке Л.Н Толстого волшебные чудеса, превращения? Какие?
(Волшебных чудес нет. Это бытовая сказка, а не волшебная. Чудеса легко объясняются. Для каждого из братьев было чудом то, что ночью он пересыпал свое зерно другому, а зерно не убывало).
— Чему учит сказка?
Физминутка
Вы, наверное, устали?
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Работа с текстом после чтения..
1.Подготовка к пересказу.
Задание «Проталинка»
Вам нужно вставить слова, которые по неизвестной причине выпали из текста
(Слайд — дан текст. В одном селе жили два брата, ____, _____. У старшего брата детей не было; у младшего было_____ детей. Жили братья так _______, что _____было на них смотреть.)
(Слайд – контроль. Слова: землю пахали, хлеб сеяли, четверо маленьких, дружно, любо.)
— Сейчас подумайте и скажите, сколько частей в сказке? Как можно озаглавить каждую часть?
Одну из целей перед началом урока вы ставили научиться выразительно читать.
Теперь, зная характер братьев, отношения в этой семье и объяснив все трудные слова, я думаю, мы сможем прочитать сказку выразительно.
Какие чувства вам предстоит передать?
Слайд
Спокойное повествование о братьях
Тревога, волнение, забота друг о друге
Радость за братьев
— чтение по рядам
Работа в парах. Задание в рабочей тетради. Есть ли ошибка в плане? Если есть, укажите её.
— Что нам поможет сделать этот план? (правильно пересказать текст)
2. Работа над пословицами.
Назовите ту, которая, вам кажется, наиболее подходит к этой сказке:
Жизнь дана на добрые дела
Любовь братская лучше каменных стен.
В дружной семье и в холод тепло.
— Какую пословицу подобрали?
— Что происходит между братьями? (Дружба.)
— На какую тему? ( О дружбе.)
— Какие вы знаете пословицы о дружбе?
— Давайте вспомним эпиграф нашего урока.
— Какая из пословиц очень его напоминает. Как вы считаете, почему русская пословица и изречение римского философа так похожи? (отношения между людьми важны для любого народа)
-Ребята, как вы считаете, только ли в семье надо жить в дружбе и в согласие? (ответы детей)
3. Групповая работа. Моделирование обложки к сказке (проектно-исследовательская работа)
Теперь проверим, насколько вы внимательно читали сказку. Я предлагаю поработать в группах.
— Прочитайте модель сказки.
6. Самостоятельная работа. Система Вотум.
Вопросы:
Кто автор сказки «Два брата»?
1.А.С.Пушкин
2.Л.Н.Толстой
Какая эта сказка?
1.бытовая
2.волшебная
Кто главные герои сказки?
1.братья
2.брат с сестрой
Сколько детей у младшего брата?
1. нисколько
2.четверо
О чём эта сказка?
1.о дружбе и любви в семье
2.о добре и зле
— Анализ самостоятельной работы
Рефлексия. Итог урока. Д/з. нарисовать иллюстрацию к сказке, подготовить пересказ
Ребята высказываются одним предложением:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Урок дал мне для жизни…
Если вам было интересно, и вы работали в полную силу, то поднимите улыбающееся лицо человечка.
Если вам было интересно, но по какой-то причине у вас что-то не получалось, то поднимите серьёзное лицо.
Если вам было неинтересно, и у вас возникали трудности, то поднимите грустное лицо.
Обращение к гостям.
Я держу в ладошках Солнце!
Я дарю его друзьям!
Улыбнитесь – это ж просто,
Лучик Солнца – это Вам!
Тема: Л.Н.Толстой. Сказка «Два брата».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с произведением Л.Н.Толстого.
Задачи: 1) образовательная: Способствовать формированию коммуникативных навыков учащихся: умение выслушивать разные точки зрения, высказывать и обосновывать свою точку зрения, выражать свое отношение к прочитанному, к героям, научить определять жанр произведения, сравнивать, выделять их особенности; делить текст на части; составлять план; выбирать пословицу, выражающую основную мысль сказки;
2) воспитательная: Воспитывать интерес к творчеству Л.Н. Толстого, к предмету «литературное чтение», умение слушать художественное произведение, понимать эмоционально-нравственные переживания героев;
3) развивающая: Формирование умений учащихся анализировать художественное произведение, определяя основную мысль.
Планируемые результаты (УДД):
личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: умеют проявлять внимание, желание больше узнать, осознают значимость чтения для развития и обучения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное;
метапредметные: регулятивные – планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий); анализируют собственную работу;
познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; презентуют подготовленную информацию в наглядном виде;
коммуникативные – уметь задавать вопросы, вести диалог при работе в группах; использовать получаемую в учебной деятельности подготовку при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;
предметные: научатся определять жанр произведения, сравнивать, выделять особенности; делить текст на части, составлять план, выбирать пословицу, выражающую основную мысль сказки.
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, система Вотум, пульты, портрет Л.Н. Толстого, выставка книг, учебник Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение. – 3 класс (в 2-х частях) – Москва, «Вентана-Граф», 2013 г., Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение: рабочая тетрадь для учащихся 3 класса. – Москва, «Вентана-Граф», 2014 г.
Формы и методы работы учащихся: индивидуальная, парная, фронтальная, групповая.
Технологии, методы и приемы:
Урок литературного чтения построен в технологии формирования типа правильной читательской деятельности (технологии продуктивного чтения). Соблюдаются 3 этапа работы с текстом:
1) Работа с текстом до чтения;
По заголовку учащиеся предполагают тему, героев, содержание текста. Совместное целеполагание настраивает детей на активный поиск ответов в течение урока. На этом этапе был использован частично-поисковый метод работы (сообщение Аделины о творчестве Толстого)
2) Работа с текстом во время чтения;
На этом этапе используется прием чтения хорошо читающими детьми, чтения «по цепочке», ведется по ходу чтения словарная работа, работа по технике чтения. Выявляется первичное восприятие содержания, совпадение первичных предположений детей о содержании с помощью вопросов, беседы. После повторного чтения всего текста или его отдельных фрагментов дети отвечают на уточняющие вопросы к каждой смысловой части. Обобщается прочитанное. Ведется работа над выразительным чтением.
3) Работа с текстом после чтения.
Ведётся работа по подготовке к пересказу, составление плана. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Работа над пословицами. На этом этапе использовались методы парной работы (выявление ошибок в плане), групповой работы, где проведена проектно-исследовательская работа (моделирование обложки). В конце урока проведена небольшая проверочная работа по системе Вотум, рефлексия.