«Филологические науки»
Исаева Елена Викторовна
МАОУ СОШ № 31, г. Томск, Россия
Нравственное воспитание на уроках
«Литературного наследия Сибири»
(из опыта работы)
Главной задачей современного общества является воспитание всесторонне развитой личности, поэтому немаловажное значение здесь имеет патриотическое воспитание школьников, и, как его составляющая, — экологическое. Понятно, что приоритетная роль в данном направлении отводится таким предметам как биология, экология, а также внеурочной деятельности. Но и при проведении уроков по другим предметам необходимо уделять внимание развитию экологической культуры и знаний обучающихся.
Уроки МХК, русского языка, литературы я строю по принципу интеграции, включая тексты на экологическую тему, используя соответствующую музыку на темы природы (произведения П.И. Чайковского, Э. Грига и других композиторов), а также репродукции с картин И.И.Шишкина, И.И. Левитана, А.К. Саврасова и других известных художников.
Говоря об экологическом воспитании школьников на уроках гуманитарного профиля, хочется остановиться на предмете «Литературное наследие Сибири». Работая в соответствии с утверждённой программой с обучающимися 5-х классов, я столкнулась с тем, что дети практически ничего не знают о своём родном крае: ни о растительном, ни о животном мире, ни о красотах этой замечательной земли.
Работая с пятиклассниками по конкретной теме, знакомя с мифами эвенков («Звёзды и мыши», «Как Земля появилась»), нганасанов («Как журавли стали небесными оленями»), чукчей («Ворон Вэлвимтилэн»), селькупов («Соколиный костёр»), манси («Пояс Нуми-Торума»), кетов («Почему Чулым сбежал от Енисея») и других народов, предлагаю им решить кроссворды на знание рек Сибири, отгадать загадки (например, «Ни рук, ни ног, а гору разрушает» (хакасская), «Лежит большая шкура, вся в дырочках» (эвенкийская), «Золотое блюдечко по воде плывёт» (долганская) и др.), ответить на вопросы (например, «Какие события в жизни животных и растений происходят в разные времена года?», «Какая погода стоит зимой?», «Как уберечь от гибели птиц, остающихся зимовать в нашем краю?» и др.). Всё это прививает любовь к родной земле, способствует развитию интереса к изучению не только литературы, но и экологии.
Как следует из вышесказанного, обучающиеся на уроках не пассивные созерцатели, а активные участники учебного процесса. Часто для проведения уроков школьники получают индивидуальные задания, при подготовке которых занимаются исследовательской и проектной деятельностью, открывая и узнавая тем самым много нового для себя. Так, говоря об истории Сибири, они находят интересный материал о Ермаке и его дружине, открывают для себя много нового о крепости на Воскресенской горе близ реки Томи и Указе Российского государя о создании города Томска, который является родиной для многих из них. Кроме того, в результате такой деятельности ребята знакомятся с легендами о Томске и его окрестностях, реках и озёрах, знакомятся с творчеством поэтов и писателей земли Сибирской.
Остановимся на уроках, посвящённых изображению Сибирского края и его природы в произведении В. Шишкова «Угрюм-река» (в частности, берётся отрывок «Описание Сибири»). Во вступительном слове я коротко знакомлю обучающихся с биографией, творчеством Вячеслава Шишкова; говорю о том, что редкое его произведение не проникнуто духом Сибири, не содержит в себе ее характерных особенностей; о том, что большое влияние оказала на него экспедиция 1911 года, когда он с товарищами отправился на Нижнюю Тунгуску. Здесь он имел возможность особенно хорошо узнать сибирскую тайгу, ощутить ее суровую красоту, познакомиться с людьми, населяющими ее — эвенками-кочевниками, тунгусами, русскими крестьянами, жителями редких таежных селений, мог оценить по достоинству силу, жизненную стойкость людей, сумевших противостоять суровой природе. Шишков подобен художнику, изображающему великолепие и суровую красоту сибирского края. Именно Нижняя Тунгуска послужила прообразом той Угрюм — реки, которая дала название роману. «Угрюм – рекой» Нижняя Тунгуска названа в одной из песен, записанной Шишковым в маленьком северном селении.
Как я уже говорила, обучающиеся на уроке не пассивные созерцатели, они активные участники учебного процесса. Подбирая необходимый материал к урокам, работая с текстом произведения, пятиклассники делают вывод, что неповторимая по своей красоте и своеобразии природа Сибири является как бы самостоятельным лицом в романе «Угрюм-река». Край, в котором летом господствует сухая жара, а зимой сильные морозы, создал себе подобающее, все чувствующее окружение, которое может ясно выразить свои чувства и свое состояние, красота которого по — настоящему жива. Ребята обращают внимание на то, что постепенно отходя от самодовлеющей «экзотики Сибири», Шишков не мог и в окончательном варианте произведения отказаться от поэтических картин дорогих ему мест. «Я люблю оживлять природу, сливать ее в одно с описываемым действием… », — говорил он. И природа намеренно одушевляется им — она живет, чувствует, соотносится с настроением людей, сообщая книге удивительный по свежести неповторимый колорит. В своих сообщениях обучающиеся акцентируют внимание на том, что как олицетворение всей трудной человеческой жизни течет Угрюм — река, посмеиваясь над людьми, и приводят примеры из текста романа:
«… В природе ее — нечто дикое, коварное. Вот приветливо улыбнется она, откроет меж зеленых берегов узкое прямое плесо: «Плывите, дорогие гости, добрый путь!» — и шитик, сверкая веслами, беспечально движется в заманчивую даль. Но вдруг, за поворотом, нежданно расширит свое русло, станет непроходимо мелкой, быстрой. Стремительный поток подхватывает шитик и с предательским треском сажает на мель. А вода, шумно перекатываясь по усеянному булыжниками дну, издевательски хохочет над путниками, как ловкий шулер над простоватым игроком. Тогда путники, раздевшись, долго с проклятиями бродят по холодной воде, меряют глубину, ворочают булыги, пока не отыщут ход. И снова тихое, улыбчивое плесо, и снова ему на смену непроходимый перекат или порог…» Или вот ещё одна пейзажная зарисовка, найденная детьми: «… Вторую неделю весь воздух был насыщен дымом: где — то горела тайга. Солнце стояло большое, кровавое, как докрасна накаленный медный шар. Резкие тона и очертания в ландшафте сгладились, расстояние стало обманчивым, неверным: близкое стало далеким, далекое приблизилось вплотную. Воздух был неподвижен. Сквозь молочно — голубую дымку мутно голубело все кругом: лес, скалы, острова — все тускло, призрачно». Далее говорим о том, что весь роман представляет cобой большую панораму Сибири конца 19 века. Прослежена и ярко показана история покорения ее людьми на примере Прохора. Мы видим, как природа постепенно переходит из дикого, буйного состояния в более — менее упорядоченное, служащее на пользу человеку. Достаточно сравнить две части романа: в одной Угрюм — река представляется Прохору мощным, бурлящим потоком, омывающим крутой берег холма, поросшего густым таежным лесом. В другой перед нашими глазами предстает тот же самый холм с той же самой рекой, но все окружающее уже не кажется столь пугающим и суровым — лес спилен и сплавлен в спокойный поток воды, на холме стоит «резиденция» Прохора, вокруг понаставлены заводы, всюду кипит жизнь. Интересы же Прохора отнюдь не малы. Он, видя, какой богатый край представляет собой Сибирь, задался целью его подчинить, не гнушаясь никакими средствами (!!!).
На этом этапе изучения текстового материала проводим с ребятами беседу, задаемся вопросом: «А можно ли так? Не гнушаясь никакими средствами?» И пусть роман заканчивается оптимистически: «… раскинулась бескрайняя тайга, с блестящей полоской, уходящей вдаль. Угрюм — река, изменчивая и дикая, как человеческая жизнь, течет себе дальше, не думая ни о чем…», но ведь запасы природы не безграничны. И далее прошу ответить на вопросы: «В чём сила пейзажных зарисовок В.Я. Шишкова?», «Как вы понимаете слова М.В. Ломоносова «Богатство России будет прирастать Сибирью»?, «Какие чувства у вас вызывают картины природы в отрывках романа В. Шишкова «Угрюм- река»? и т.д. А затем наша беседа плавно перетекает в обсуждение состояния природы в нашей, Томской, области, и пятиклассники рассказывают о том, что у нас сегодня и кедрач хищнически истребляется, и что летом 2012 года горели леса, и что гибнет рыба в реках и озёрах, и что их необходимо чистить, и о том, что в Белое озеро запущены маленькие карасики, и.т.д. Дома обучающимся предлагается написать творческую работу на тему «Люблю тебя, мой край родной».
Подводя итог, хочу ещё раз отметить, что подобные уроки не только способствует развитию знаний и умений в области литературы, но и прививают любовь к родному краю, учат детей бережно относится к окружающей среде, дают определённые познания в области экологии и истории родной Сибири.