Фокина Л. П. Литературное чтение 2 класс
Методические рекомендации
Уроки 47-48
Тема: «М. М. Пришвин «Ребята и утята»
Цель: расширение знаний учащихся о жизни и творчестве М. М. Пришвина
Задачи:
развивать навыки выразительного чтения;
учить выделять смысловые части, составлять план рассказа;
воспитывать любовь к природе, к животным.
Оборудование: презентация к уроку.
Ход урока
I.Организационный момент
II.Проверка домашнего задания
III.Изучение нового материала. Постановка цели урока.
1.Рассказ учителя
СЛАЙД 2 — 3
Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Родом он из бедной купеческой семьи, проживавшей в Елецком уезде Орловской губернии. Он получил хорошее естественнонаучное образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет, этому предшествовал длительный период накопления впечатлений, когда писатель путешествовал по северным краям. Пришвин был влюблён в свою Родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.
— Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом М. М. Пришвина «Ребята и утята».
— Попробуйте предположить, о чём пойдёт речь в рассказе?
— Давайте проверим, верны ли ваши предположения.
2.Подготовительная работа
СЛАЙД 4
— Прочитайте слова на доске. Сначала по слогам, затем целыми словами:
раз-ли-ва-лось – разливалось
заш-вы-ря-ли – зашвыряли
пе-ре-лё-ты-ва-ла – перелётывала
ве-ли-чай-шем – величайшем
дейст-ви-тель-но – действительно
СЛАЙД 5
об-ра-до-ва-лись – обрадовались
про-дол-жа-ла – продолжала
пу-те-шест-ви-е – путешествие
за-пы-лён-ны-е – запылённые
радостно – непроизносимая буква Т
3.Словарная работа
СЛАЙД 6
ХОЛМ — небольшой бугорок.
СЛАЙД 7
ВЕРСТА – русская мера длины, равная 1, 06 км
СЛАЙД 8
ЧИРОК-СВИСТУНОК – уточка.
СЛАЙД 9
КУЗНИЦА – место, где работает кузнец.
СЛАЙД 10
ПАРОВОЕ ПОЛЕ – отдохнувшее поле.
СЛАД 11
ВОДА СПАЛА – стало меньше воды.
4.Первичное чтение
СЛАЙД 12
Учитель читает текст, дети следят по учебнику.
(Проектор можно выключить до чтения рассказа или после чтения)
5.Первичная проверка понимания
— Понравился рассказ?
— Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный? Почему вы так считаете? Чему он учит?
— Почему уточка так далеко устроила гнездо?
— Зачем мальчики стали ловить утят?
— Что сказал им автор, когда увидел, что они делают?
— Испугались мальчики?
— Что автор приказал сделать?
— Что он закричал вслед утятам?
IV.Физкультминутка
V.Закрепление изученного материала
1.Подготовительная работа перед выразительным чтением
— Как автор разговаривал с мальчишками? (СТРОГО, ОЧЕНЬ СЕРДИТО)
— С какой интонацией будем читать его слова?
— Счастливый путь, утята! С какой интонацией прочитаем? (РАДОСТНО, ВЕСЕЛО)
2.Выразительное чтение
3.Проверка понимания
4.Деление текста на части и составление плана
План
Утка повела утят к озеру.
Ребята ловили утят.
Приказ взрослого.
Семья продолжает путешествие.
5.Работа с пословицами
— Прочитайте и объясните пословицы с. 134
VI.Итог урока
— С каким рассказом познакомились на уроке?
— Кто его автор?
— Какую ошибку совершили мальчики?
— Кто им помог её исправить?
— О чём автор заставил нас задуматься?
— Можно ли так поступать? Почему?
— Как бы вы поступили на месте ребят?
— Какой урок вы извлекли для себя?
VII.Домашнее задание
Подготовить пересказ рассказа от имени ребят.
Используемые источники:
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь. Учебник для 2 класса начальной школы в двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2007 г., 223 с.
Кутявина С. В., Гостимская Е. С., Байкова М. И. Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. М.: ВАКО, 2006 г., 288 с.