Тема : М. Пришвин « Старый гриб» Цели: Познакомиться с основной идеей литературного произведения, научиться самостоятельно работать с текстом, анализировать, высказывать свое мнение, воспитывать любовь к природе. Тип урока : комбинированный Оборудование : слайд-презентации . Знать : основную идею произведения. Уметь : использовать в своей речи литературные термины, работать с текстом, анализировать текст, высказывать свое мнение.
Ход урока
1 Организационный момент . Психологический настрой . Пусть этот день несет нам радость общения . Наполнит сердце благородными чувствами . 2Сообщение темы и цели урока.
Сегодня мы попытаемся открыть тайну природы, научимся видеть удивительное в незаметном. Мы сегодня не просто читаем рассказ М. Пришвина « Старый гриб» , а анализируем, рассуждаем . т. е. занимаемся исследовательской деятельностью. Какие цели поставим на уроке? Знать : . Уметь: Эпиграфом к нашему уроку мы взяли слова писателя, обращенные к вам , хозяевам земли. « Мы хозяева нашей природы , она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять- их надо открывать и показывать». Как вы понимаете эти слова ? ( По мнению автора природа и есть та кладовая , которая хранит сокровища жизни, то, что необходимо человеку для жизни.) 3 Проверка домашнего задания (фронтальный опрос, индивидуально работают по карточкам 3 ученика ) Что вы знаете о творчестве писателя ? В чем особенность его поэзии ? Почему писатель любит родную природу? Что вы узнали из 1 части ? Кто главный герой ? (автор) . Где и кем работал его друг ? Почему мальчишка назвал его старым грибом ? 4 Подготовка учащихся к усвоению материала М Пришвин понимал птичий язык и разговор деревьев, мог ощущать дыхание и движение листвы, каждой травинки и цветка . Когда мы проникаем в смысл прочитанного произведения , то чувствуем бережное, ласковое , одухотворенное отношение к природе. Сейчас вы постараетесь выразительно прочитать , чтобы мы почувствовали особенное отношение к природе. Словарная работа : паркий , шмякнуть, брусничник. 5 Изучение нового материала. Работа над произведением. (2,3 часть) Чтение 2 части . Виды чтения : поисковое, выборочное, комментированное Литературно-методический анализ текста. О каком грибе рассказал и описал автор ? Найдите и выразительно прочитайте описание сыроежки. В каких отрывках мы видим , что автор очень хорошо понимает природу, что она ему близка? (Разговор птичек, приметы, грибы.) Как относится к птичкам , к грибам ? ( с уважением ) .Кого подразумевает автор под старым грибом ? ( старых людей ). Почему Пришвин назвал рассказ « Старый гриб» ? ( Он сравнил жизнь и дела своего друга , который отдал свои знания и труд молодому поколению , а старый гриб , как растение , является продолжателем размножения молодых грибов .) Какую роль сыграла сыроежка в лесу? ( Старая сыроежка выполняла функцию маленького водоема для лесных жителей…) Как вы думаете , почему писатель сравнивает эпизод в лесу с историей давнего знакомого? (Чтобы мы задумались о молодости и старости , о преимуществах каждого возраста , о полезном и бесполезном существовании ,о бережном отношении к кому бы то ни было природе или человеку .) Найдите, прочитайте и прокомментируйте о разном отношении людей к природе. Комментированное чтение отрывка . ( Конечно , можно бы очень просто сделать , как делают все , кто не понимает лесной жизни …) Все ли люди бережно относятся к природе ? Ведь люди имеют разный подход к природе . Есть люди , которые приходят в лес только ,чтобы себе взять чего – нибудь , есть люди ,которые приходят в лес с думой о будущем . В данном отрывке писатель выразил основную идею рассказа — это забота о будущих поколениях , желание сохранить для них родную природу. М. Пришвин призывает молодое поколение стать активными защитниками природы , будущими хозяевами родной природы. Рассказ « Старый гриб» не только открывает нам тайну природы , но и заставляет задуматься над этой проблемой . Чтение 3части (синхронное) Чему хотел научить нас автор ? ( Беречь и охранять лес и тех, кто в нем живет.) Какие правила должен соблюдать человек? Какова основная мысль рассказа ? Учитель : Думая о себе , о своем благополучии ,старайся думать и понимать от кого ты пошел, кто тебе это дал , кому ты обязан своей жизнью и всем , что имеешь . 5 Проверка понимания содержания прочитанного рассказа. Перескажите самый интересный , на ваш взгляд , эпизод рассказа. Творческая работа учащихся (задание для групповой работы.) 1 группа — в роли писателей ( эссе) 2 группа- в роли художников (рисунок к понравившемуся эпизоду.) 3 группа – в роли экологов (составить правила разумного поведения в лесу.)
Какие качества в человеке воспитывает этот рассказ ? ( доброту , умения сопереживать , сочувствовать окружающему миру, любовь к природе ) Рассказ написан , каким языком ? (понятным , простым .) А читать было интересно ? (потому что очень выразительный язык .) Какие выразительные средства языка использовал автор? Найдите и прочитайте метафоры, которые использовал автор? Кого и с чем сравнивает автор? Что олицетворяет? Презентация творческих работ. 6 Закрепление знаний по содержанию рассказа. Это задание вам поможет выполнить тест ,который мы будем проводить на тематическом учете знаний.
Блиц — опрос ( тест на проверку полученных знаний ) 1) Я прочитал…. 2 По жанру , какое это произведение ? 3)Какими выразительными средствами языка пользовался автор ? 4) О каком грибе рассказал и описал автор ? 5 )Кого подразумевает автор под старым грибом ? 6) Какую проблему затронул автор в рассказе ? Взаимопроверка . Оценивание.
7 Итог урока
Что хотел сказать автор своим произведением ? ( Он говорит читателю , что нужно относиться к природе с любовью. Хотел вызвать в душах читателей жалость к окружающим нас животных . Человек – могущественный хозяин на Земле. Он может все. Природа беззащитна перед ним . Какова основная идея произведения? (Люби и береги природу, будь добрым хозяином своего края.) Что знаем? Что умеем? Рефлексия . Оцените свою активность на уроке … 8 Домашнее задание .
ГУ « Карабалыкская средняя школа №1 им. М. Горького отдела образования акимата Карабалыкского района»
Классный час
Я — патриот своей страны
Учитель: Бисенова Г. Б.
2013- 2014 уч