Конспект урока на тему «Марина Ивановна Цветаева. Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»

Учитель начальных классов : Брагина Светлана Анатольевна

МАОУ «Ошибская средняя общеобразовательная школа»»
Технологическая карта по литературному чтению по ФГОС

Тема : Марина Ивановна Цветаева. Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства».

Цели: познакомить с творчеством Марины Цветаевой; раскрыть мир поэзии, учить читать стихи выразительно; развивать память, речь; умение работать парами; помогать и договариваться друг с другом.

Оборудование к уроку: компьютер, проектор, интерактивная доска, выставка книг, портрет писателя; аудиоприложение к учебнику..

Планируемые результаты:

1. Личностные:

  • умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

  • повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов;

  • развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается

2. Метапредметные:

регулятивные:

  • способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

  • умение действовать по плану и планировать свою деятельность

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок

  • высказывать свое предложение

коммуникативные:

  • уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;

  • совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать этим правилам

познавательные:

  • уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

  • развитие универсальных логических действий: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов)

3. Предметные:

  • умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтения про себя ,увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспинимать текст на слух

  • формировать понятия , что к каждому из значений многозначного слова может быть подобран соответствующий синоним.


Термины, понятия:

Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир, литературное чтение.

Формы работы и ресурсы:

фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа;

учебник Канакина В. П., Горецкий В.Г.«Русский язык» 3 класс, презентация «Правописание приставок и предлогов», электронная физминутка, раздаточный материал.


Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучащихся

Универсальные действия

1.  Самоопределение к деятельности

Организационный момент

Приветствие, настрой на урок в стихотворной форме.

Включение в деловой ритм урока.

Устное сообщение учителя.

Подготовка класса к работе.

Ребята, давайте поприветствуем наших гостей.

-Громко прозвенел звонок

Начинается урок.

Слушаем ,запоминаем

Ни минуты не теряем.

Сегодня мы с вами будем исследователям-следопытами.

Давайте возьмемся за руки вокруг своих столов и передадим друг другу частичку

Личностные: самоопределение; регулятивные:целеполагание; коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками



своего тепла, желание работать вместе —

сотрудничать.

Подготовка класса к работе.


2. Речевая разминка

Научитесь читать загадку О. Дружковой скороговоркой и отгадайте её.

Сестрёнки –близняшки
По лесу бегают,
В прятки играют:
то под куст спрячутся,

То к дороге свернут (Тропинки)

— Как вы думаете, почему в речевую разминку урока включен это стихотворение?

Прочитайте имя автора, чьи стихи будем изучать на уроке.


С ощущением испуга: Слайд

г) упражнения на соблюдение норм литературного произношения.

Ученики должны отгадать


3.  Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Как вы думаете, какова цель сегодняшнего занятия?


Я думаю цель урока познакомится с жизнью и творчеством поэтессы, почитать ее стихи.

— Мне кажется, что сегодня мы должны узнать основные вехи жизни Цветаевой, важнейшие даты её жизни, имена тех людей, которые были близки этому человеку. И, конечно,  прочитать, а потом и анализировать стихотворения Марины Ивановны.


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

познавательные: логические – анализ объекта с целью выделения признаков

4.  Постановка учебной задачи

Прочитайте, название автора

Анирам анвонави авеатевц

Марина Ивановна Цветаева

— Мне кажется, что сегодня мы должны узнать основные вехи жизни Цветаевой, важнейшие даты её жизни, имена тех людей, которые были близки этому человеку. И, конечно,  прочитать, а потом и анализировать стихотворения Марины Ивановны.


Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

1 ученик:  26 сентября 1892 года в г. Москве, в самом сердце города – в небольшом по Трёхпрудному переулку уютном доме, в семье профессора Ивана Владимировича Цветаева  родилась дочь Марина.Слайд №3-4

2 ученик: 

Красною кистью                

Рябина  зажглась.                                  

Падали листья.

Я родилась.

Спорилисотни        колоколов                            День был субботний        

                          Иоанн  Богослов.

                                   

Мне и доныне          

Хочется грызть                                

Жаркой рябины                                

Горькую кисть.

3ученик:   Отец, Иван  Владимирович  Цветаев – был выходец из семейства священников, неимоверным трудом достиг больших успехов в науке  став профессором-искусствоведом и филолого  Слайд №  5  

4ученик:  Мать, Мария  Александровна  

Мейн – талантливая, владевшая 4четырьмя языками, одарённая пианистка, открывшая перед детьми , а их у Цветаевых было трое, чудесный мир природы и давшая в руки лучшие в мире книги. Но её талант распространился только на свою семью

                                                                          Слайд №5

5 ученик:  Детство Марины протекало в старинном городке Тарусе на Оке. Уже в шестилетнем возрасте Марина Цветаева начала писать стихи, притом не только по-русски, но и по-немецки, по-французски. А уже  будучи гимназисткой, Марина Цветаева выпустила на личные деньги свой первый сборник – «Вечерний альбом».

Слайд №6

6 ученик :Это было в 1910 году. Стихи никому не известной поэтессы не только не затерялись, но и вызвали положительные отклики великих мастеров и требовательных знатоков стиха. Ее юношеские стихи поражают искренностью, они плавны, напевны, легко запоминаются.

7 ученик:  Зимой  1911 гг. Марину Цветаеву и ее сестру Анастасию (Асю) приглашают провести лето в восточном Крыму, в Коктебеле, где Марина Ивановна  знакомится  со своим будущим мужем Сергеем Яковлевичем Эфроном.

Слайд №7

8 ученик У Марины Ивановны родилось трое детей: старшая Ариадна, младшая Ирина, которая умирает в младенческом возрасте от голода и сын — Георгий.

Слайд №8-9

— Марина Цветаева – поэт огромного таланта. Она писала о том, что видела, о тех, кого любила и уважала; но всё, о чем бы она ни писала, она пропускала через свое сердце, через свою душу. Не случайно поэзию Цветаевой называют «поэзией ее души».

 Вся ее жизнь стала величайшим испытанием для нее. Испытанием духа, характера, таланта.

Слайд №10

 Она никогда не хотела выглядеть жалкой, напрашиваться на сочувствие. Она гордо считала себя счастливой.

  Марина Ивановна Цветаева ушла из жизни 31 августа 1941 года, оставив  значительное творческое наследие: книги лирических стихов, семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, автобиографическую, мемуарную и историко-литературную прозу, письма, дневниковые записи. Настоящее в искусстве не умирает.

Слайд №11-12

— В каждом виде искусства имеются свои средства выражения мыслей, чувств автора.

—  Скажите пожалуйста ребята, а с помощью чего выражает свои чувства, красоту художник? (ответы детей)

-А в литературе с помощью чего они выражаются? (эпитеты, метафоры, сравнения).

— Объясните, что обозначает каждое из этих средств. (дети готовят задание заранее, дома)

Эпитет – образное художественное определение, содержащее оценку автора.

Сравнение – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации – другой.

Олицетворение – воплощение каких-нибудь черт, свойств живого существа

Регулятивные: целеполагание;

познавательные: постановка вопросов;

познавательные:общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы

Регулятивные: планирование, прогнозирование;познавательные –моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

коммуникативные — инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации


5.   Построение проекта выхода из затруднения

О каком времени рассказывает М. И. Цветаева? Как она изображает это время? 
2.В каком пространстве живёт её героиня? Как поэт изображает это пространство? 

Отвечают на вопросы Словарная работа Рай

Закаты
Шпаги
Бежит тропинка
Был замком царственный сарай
Сонно-тяжело качаются мальвы
– место жизни безгрешных людей после смерти
– заход солнца
– холодное оружие
– сравнение
– сравнение
– сравнение, название цветов.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: общеучебные – умение структурироватьзнания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра

6.  Самостоятельная работа

с самопроверкой по эталону

Организует деятельность по применению новых знаний.

Исследования обучающихся в группах Самостоятельная работа. (Приложение 2)



О чём оно?

Какими чувствами написано произведение?
Как бы вы его прочитали? Почему?
Подберите синонимы к слову «даль» (Горизонт,ширь, простор)
Подберите антонимы к слову «сон» (бессоннница, бодрствование,явь.)
-Назовите эпитеты вместе со словами ,к которому они относятся.
-Найдите олицетворения.


Осуществляют самопроверку, пошагового сравнения с эталоном.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение

7.  Рефлексия деятельности

(итог урока)

Организует рефлексию.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия



Что нового вы узнали на уроке? Чему он вас научил? О чем заставил задуматься? С каким настроением вы уходите с этого урока?


Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;познавательные: рефлексия; личностные:смыслообразование







Свежие документы:  Конспект урока биологии на тему «Классы Хрящевые и Костные рыбы»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: