Учитель начальных классов : Брагина Светлана Анатольевна
МАОУ «Ошибская средняя общеобразовательная школа»»
Технологическая карта по литературному чтению по ФГОС
Тема : Марина Ивановна Цветаева. Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства».
Цели: познакомить с творчеством Марины Цветаевой; раскрыть мир поэзии, учить читать стихи выразительно; развивать память, речь; умение работать парами; помогать и договариваться друг с другом.
Оборудование к уроку: компьютер, проектор, интерактивная доска, выставка книг, портрет писателя; аудиоприложение к учебнику..
Планируемые результаты:
1. Личностные:
умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов;
развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается
2. Метапредметные:
регулятивные:
способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
умение действовать по плану и планировать свою деятельность
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок
высказывать свое предложение
коммуникативные:
уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать этим правилам
познавательные:
уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
развитие универсальных логических действий: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов)
3. Предметные:
умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтения про себя ,увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспинимать текст на слух
формировать понятия , что к каждому из значений многозначного слова может быть подобран соответствующий синоним.
Термины, понятия:
Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир, литературное чтение.
Формы работы и ресурсы:
фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа;
учебник Канакина В. П., Горецкий В.Г.«Русский язык» 3 класс, презентация «Правописание приставок и предлогов», электронная физминутка, раздаточный материал.
Деятельность учителя | Деятельность обучащихся | Универсальные действия | |
1. Самоопределение к деятельности Организационный момент | Приветствие, настрой на урок в стихотворной форме. Включение в деловой ритм урока. Устное сообщение учителя. | Подготовка класса к работе. Ребята, давайте поприветствуем наших гостей. -Громко прозвенел звонок Начинается урок. Слушаем ,запоминаем Ни минуты не теряем. Сегодня мы с вами будем исследователям-следопытами. –Давайте возьмемся за руки вокруг своих столов и передадим друг другу частичку | Личностные: самоопределение; регулятивные:целеполагание; коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
|
| своего тепла, желание работать вместе — сотрудничать. Подготовка класса к работе. |
|
2. Речевая разминка | Научитесь читать загадку О. Дружковой скороговоркой и отгадайте её. Сестрёнки –близняшки То к дороге свернут (Тропинки) — Как вы думаете, почему в речевую разминку урока включен это стихотворение? Прочитайте имя автора, чьи стихи будем изучать на уроке.
| С ощущением испуга: Слайд г) упражнения на соблюдение норм литературного произношения. Ученики должны отгадать |
|
3. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Как вы думаете, какова цель сегодняшнего занятия?
| Я думаю цель урока познакомится с жизнью и творчеством поэтессы, почитать ее стихи. — Мне кажется, что сегодня мы должны узнать основные вехи жизни Цветаевой, важнейшие даты её жизни, имена тех людей, которые были близки этому человеку. И, конечно, прочитать, а потом и анализировать стихотворения Марины Ивановны.
| Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объекта с целью выделения признаков |
4. Постановка учебной задачи | Прочитайте, название автора Анирам анвонави авеатевц Марина Ивановна Цветаева — Мне кажется, что сегодня мы должны узнать основные вехи жизни Цветаевой, важнейшие даты её жизни, имена тех людей, которые были близки этому человеку. И, конечно, прочитать, а потом и анализировать стихотворения Марины Ивановны.
| Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. 1 ученик: 26 сентября 1892 года в г. Москве, в самом сердце города – в небольшом по Трёхпрудному переулку уютном доме, в семье профессора Ивана Владимировича Цветаева родилась дочь Марина.Слайд №3-4 2 ученик: Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья. Я родилась. Спорилисотни колоколов День был субботний Иоанн Богослов.
Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть. 3ученик: Отец, Иван Владимирович Цветаев – был выходец из семейства священников, неимоверным трудом достиг больших успехов в науке став профессором-искусствоведом и филолого Слайд № 5 4ученик: Мать, Мария Александровна Мейн – талантливая, владевшая 4четырьмя языками, одарённая пианистка, открывшая перед детьми , а их у Цветаевых было трое, чудесный мир природы и давшая в руки лучшие в мире книги. Но её талант распространился только на свою семью Слайд №5 5 ученик: Детство Марины протекало в старинном городке Тарусе на Оке. Уже в шестилетнем возрасте Марина Цветаева начала писать стихи, притом не только по-русски, но и по-немецки, по-французски. А уже будучи гимназисткой, Марина Цветаева выпустила на личные деньги свой первый сборник – «Вечерний альбом». Слайд №6 6 ученик :Это было в 1910 году. Стихи никому не известной поэтессы не только не затерялись, но и вызвали положительные отклики великих мастеров и требовательных знатоков стиха. Ее юношеские стихи поражают искренностью, они плавны, напевны, легко запоминаются. 7 ученик: Зимой 1911 гг. Марину Цветаеву и ее сестру Анастасию (Асю) приглашают провести лето в восточном Крыму, в Коктебеле, где Марина Ивановна знакомится со своим будущим мужем Сергеем Яковлевичем Эфроном. Слайд №7 8 ученик У Марины Ивановны родилось трое детей: старшая Ариадна, младшая Ирина, которая умирает в младенческом возрасте от голода и сын — Георгий. Слайд №8-9 — Марина Цветаева – поэт огромного таланта. Она писала о том, что видела, о тех, кого любила и уважала; но всё, о чем бы она ни писала, она пропускала через свое сердце, через свою душу. Не случайно поэзию Цветаевой называют «поэзией ее души». — Вся ее жизнь стала величайшим испытанием для нее. Испытанием духа, характера, таланта. Слайд №10 — Она никогда не хотела выглядеть жалкой, напрашиваться на сочувствие. Она гордо считала себя счастливой. — Марина Ивановна Цветаева ушла из жизни 31 августа 1941 года, оставив значительное творческое наследие: книги лирических стихов, семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, автобиографическую, мемуарную и историко-литературную прозу, письма, дневниковые записи. Настоящее в искусстве не умирает. Слайд №11-12 — В каждом виде искусства имеются свои средства выражения мыслей, чувств автора. — Скажите пожалуйста ребята, а с помощью чего выражает свои чувства, красоту художник? (ответы детей) -А в литературе с помощью чего они выражаются? (эпитеты, метафоры, сравнения). — Объясните, что обозначает каждое из этих средств. (дети готовят задание заранее, дома) Эпитет – образное художественное определение, содержащее оценку автора. Сравнение – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации – другой. Олицетворение – воплощение каких-нибудь черт, свойств живого существа | Регулятивные: целеполагание; познавательные: постановка вопросов; познавательные:общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы Регулятивные: планирование, прогнозирование;познавательные –моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные — инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
| |||
5. Построение проекта выхода из затруднения | О каком времени рассказывает М. И. Цветаева? Как она изображает это время? | Отвечают на вопросы Словарная работа Рай Закаты | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: общеучебные – умение структурироватьзнания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Организует деятельность по применению новых знаний. | Исследования обучающихся в группах Самостоятельная работа. (Приложение 2) О чём оно? Какими чувствами написано произведение?
| Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение |
7. Рефлексия деятельности (итог урока) | Организует рефлексию. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия Что нового вы узнали на уроке? Чему он вас научил? О чем заставил задуматься? С каким настроением вы уходите с этого урока? | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;познавательные: рефлексия; личностные:смыслообразование |