Тема раздела: «Сказка мудростью богата».
Тема: Мудрость ценят все народы. Русская сказка «Мудрая дева».
Цели:
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;
– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на развороте учебника.
4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Ход урока
Ι. Актуализация знаний.
Фонетическая разминка.
По поднебесью, братцы, медведь летит,
Медведь летит, хвостом вертит.
У нашего луня,
У милого друга,
Сорок кадушек
Солёных лягушек,
Сорок амбаров
Сухих тараканов.
Прочитайте с радостью, восхищением, злостью, удивлением, вопросительно.
— Что вы прочитали?
— Как вы думаете, почему для фонетической разминки я выбрала именно небылицы?
— Отгадайте, что за фразу зашифровал Афанасий, и вы узнаете тему нашего урока.
АКЗАСА ДУСОРЬМЮТ ТОГАБА.
(Сказка мудростью богата.)
— С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке?
— А почему дева?
— Ребята, а как вы думаете, почему мудрая, а не «умная»?
МУДРОСТЬ — глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт.
Умный — обладающий здравым умом, сообразительностью.
II. Развитие умений.
— Сколько героев действует в первой части сказки? (5.)
. Подготовка к инсценированию 1-й части сказки.
– Обязательно ли должен быть автор? (Нет.) Если автора у нас не будет, то его слова должны принадлежать героям. Давайте добавим необходимые слова, составим сценарий: определим, кому и какие принадлежат слова и как их надо произносить, как надо двигаться артистам.
Вариант сценария.
Спят два брата. Богатый встаёт, видит жеребёнка, будит бедного.
Богатый. Вставай, брат! У меня телега ночью жеребёнка родила.
Бедный (вставая, с удивлением). Как можно, чтобы телега жеребёнка родила? Это моя кобыла принесла.
Богатый (хитро). Кабы твоя кобыла принесла, жеребёнок бы подле был.
Бедный. Пойдём к царю. Пусть он рассудит нас.
Богатый. Пошли.
Идут по сцене. Приходят к царю. Кланяются.
Бедный. Царь-батюшка, не вели казнить, а вели слово молвить. Рассуди нас, государь, кто прав. Скажи, кому жеребёнок принадлежит: его телеге или моей кобыле.
Царь (задумчиво). Вот что я решил. Загадаю вам четыре загадки и сроку дам три дня. На четвёртый приходите, ответ дайте. Кто отгадает, того и жеребёнок. Вот слушайте первую загадку: что всего в свете сильней и быстрей? А вот остальные: что всего в свете жирнее? Что всего мягче? Что всего милее?
Братья кланяются и уходят. Богатый идёт, почёсывает затылок, останавливается.
Богатый (с облегчением). Пойду-ка я к своей куме, совета у неё попрошу.
Дальше по книге, с. 20–22.
Инсценирование сказки.
Анализ выступлений учащихся:
– Доставили ли вам удовольствие артисты своей игрой?
– Кто, на ваш взгляд, удачнее передал характер героя?
– Что бы вы посоветовали другим исполнителям?
— а был ли автор? Как мы без него обошлись?
Выборочное чтение.
— Какой персонаж отсутствовал в сценке?
КУМА – крестная мать по отношению к родителям.
— Найдите в тексте, как на загадки ответила кума? Можно сказать, что она глупа? (Нет, просто для неё важнее всего в жизни её дом, хозяйство, её семья.)
Чтение 2 части по ролям.
Работа с пословицами.
Ум — хорошо, а два – лучше.
Умный отличен от глупого.
Полна ума палата.
Смекалка и ум к победе ведут.
Плохи дела – где сила без ума.
— Что общего у пословиц?
— А какая из пословиц могла бы служить названием сказки «Мудрая девушка»
ФИЗМИНУТКА (Мультфильм «Небылицы в лицах» Весёлая карусель выпуск №5)
2. Сопоставление сказок разных народов. Заполнение таблицы.
— Были прочитаны три сказки. Какие?
— Что их объединяет? (Бытовые)
Прочитайте сказочные приметы, записанные на доске.
На доске: зачин, концовка, волшебные герои, народная мудрость, троекратный повтор, волшебные события, добро побеждает зло.
Выберите те сказочные приметы, которые есть у бытовых сказок.
Зачин, концовка, троекратные повторы, народная мудрость, добро побеждает зло.
В бытовых сказках задумка, вымысел проявляется благодаря необычной сюжетной ситуации, волшебного элемента подчас не содержится вовсе.
А сейчас мы с вами постараемся определить, чем отличаются эти сказки друг от друга и что объединяет их.
Учитель делает записи в таблице на доске, дети – в тетрадях на на с. 34.
Татарская | Киргизская | Русская | |
Назовите правителей этих стран | Падишах | Хан | Царь |
Кто был мудрым? | Старик | Девушка Даанышман | Девочка-семилетка |
Сколько в сказке загадок? | 3 | 3 | 4 |
Какие? | — как определить, где находится камень? — как отличить молодого коня от старого? -как определить, какое из двух брёвен отпилено от верхней половины, а какое от нижней? | — какое расстояние между востоком и западом? — какое расстояние между небом и землёй? — какое расстояние между правдой и ложью? | — что быстрее и сильнее? — что всего жирней? — что всего мягче? — что всего милей?
|
Кому помогла мудрость? | — юноше — старику — народу | — джигиту — девушке Даанышман | -старику |
Какие концовки у сказок? | “Видно и старики бывают полезны. Без них тоже не обойдёшься!” — сказал падишах и отменил свой жестокий приказ. | Стыдно стало ему перед женой-умницей. Он понял, что был не справедлив. | Присудил отдать жеребёнка бедному мужику. |
Что ценит народ в героях сказок? | — ум — мудрость | — ум — мудрость | — ум — мудрость — догадку |
– Вы заметили, что во всех трёх сказках всесильные правители признали себя побеждёнными? Почему?
Вывод. Мудрость всегда была в почёте. Все народы во все времена ценят умных, мудрых людей. Ум, находчивость, метко сказанное слово, житейская мудрость часто спасали людей в трудные минуты.
3. В сказках загадка нередко использовалась для проверки сообразительности и находчивости персонажа, что определяло его дальнейшую судьбу, а, порой и саму жизнь. Можно вспомнить такие сказки: «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что», «Царевна, разрешающая загадки», «Вещий сон», «Мудрые ответы», «Семилетка»). Похожие сказки есть и у других народов мира.
В скандинавских и немецких сказаниях загадка, разгаданная путником, давала ему право на ночлег.
Издревле на Руси устраивали бои загадок. Участники делились на две группы и по очереди загадывали и отгадывали загадки. Такое состязание называется стенка на стенку, как в кулачном бою, поэтому и говорили — бой загадок.
В древнегреческом мифе, злое чудовище Сфинкс всем загадывает одну и ту же загадку. Сфинкс — мифическое чудовище, существо с головой женщины, лапами и телом льва и крыльями орла. Она подстерегала путников, задавала им хитроумные загадки и убивала всех, кто не мог их отгадать. Загадка Сфинкс звучала примерно так: «Кто имеет четыре ноги утром, две днем, три вечером, и бывает самым слабым, когда имеет больше всего ног?». Не отгадавшего героя постигала смерть. Разгадал загадку только Эдип. Ответ таков: это ЧЕЛОВЕК. В младенческом возрасте он ползает, в расцвете сил он ходит на двух ногах, а в старости опирается на трость.
КРОССВОРД
— Посмотрите на предложенные в кроссворде загадки, на какие две группы их можно разделить? (Авторские и народные загадки.)
РЕЗЕРВ: Ребята, а Афанасий Фёдорович хочет вас пригласить в сказку “Умная внучка” в обработке А.Платонова.
ΙΙΙ. Итог урока.
– С каким настроением уходите с урока?
– Как бы вы сами оценили свою работу?
ΙV. Домашнее задание (на выбор).
Прочитать сказку «Умная внучка» в обработке А.Платонова.
Найти в каждой из прочитанных сказок загадки и перечитать их. Определить самую мудрую.