Конспект урока на тему «Мудрость ценят все народы. Русская сказка «Мудрая дева»

Тема раздела: «Сказка мудростью богата».

Тема: Мудрость ценят все народы. Русская сказка «Мудрая дева».

Цели:

формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;

обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Ход урока

Ι. Актуализация знаний.

Фонетическая разминка.

По поднебесью, братцы, медведь летит,

Медведь летит, хвостом вертит.


У нашего луня,

У милого друга,

Сорок кадушек

Солёных лягушек,

Сорок амбаров

Сухих тараканов.


Прочитайте с радостью, восхищением, злостью, удивлением, вопросительно.

— Что вы прочитали?

— Как вы думаете, почему для фонетической разминки я выбрала именно небылицы?

— Отгадайте, что за фразу зашифровал Афанасий, и вы узнаете тему нашего урока.

АКЗАСА ДУСОРЬМЮТ ТОГАБА.

(Сказка мудростью богата.)

— С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке?

— А почему дева?

— Ребята, а как вы думаете, почему мудрая, а не «умная»?

МУДРОСТЬ — глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт.
Умный — обладающий здравым умом, сообразительностью.

II. Развитие умений.

— Сколько героев действует в первой части сказки? (5.)

. Подготовка к инсценированию 1-й части сказки.

Обязательно ли должен быть автор? (Нет.) Если автора у нас не будет, то его слова должны принадлежать героям. Давайте добавим необходимые слова, составим сценарий: определим, кому и какие принадлежат слова и как их надо произносить, как надо двигаться артистам.

Свежие документы:  Конспект урока геометрии для 8 класса «Вводный урок. Повторение программы 7 класса»

Вариант сценария.

Спят два брата. Богатый встаёт, видит жеребёнка, будит бедного.

Богатый. Вставай, брат! У меня телега ночью жеребёнка родила.

Бедный (вставая, с удивлением). Как можно, чтобы телега жеребёнка родила? Это моя кобыла принесла.

Богатый (хитро). Кабы твоя кобыла принесла, жеребёнок бы подле был.

Бедный. Пойдём к царю. Пусть он рассудит нас.

Богатый. Пошли.

Идут по сцене. Приходят к царю. Кланяются.

Бедный. Царь-батюшка, не вели казнить, а вели слово молвить. Рассуди нас, государь, кто прав. Скажи, кому жеребёнок принадлежит: его телеге или моей кобыле.

Царь (задумчиво). Вот что я решил. Загадаю вам четыре загадки и сроку дам три дня. На четвёртый приходите, ответ дайте. Кто отгадает, того и жеребёнок. Вот слушайте первую загадку: что всего в свете сильней и быстрей? А вот остальные: что всего в свете жирнее? Что всего мягче? Что всего милее?

Братья кланяются и уходят. Богатый идёт, почёсывает затылок, останавливается.

Богатый (с облегчением). Пойду-ка я к своей куме, совета у неё попрошу.

Дальше по книге, с. 20–22.

Инсценирование сказки.

Анализ выступлений учащихся:

Доставили ли вам удовольствие артисты своей игрой?

Кто, на ваш взгляд, удачнее передал характер героя?

Что бы вы посоветовали другим исполнителям?

— а был ли автор? Как мы без него обошлись?

Выборочное чтение.

— Какой персонаж отсутствовал в сценке?

КУМА – крестная мать по отношению к родителям.

— Найдите в тексте, как на загадки ответила кума? Можно сказать, что она глупа? (Нет, просто для неё важнее всего в жизни её дом, хозяйство, её семья.)

Чтение 2 части по ролям.

Работа с пословицами.

  • Ум — хорошо, а два – лучше.

  • Умный отличен от глупого.

  • Полна ума палата.

  • Смекалка и ум к победе ведут.

  • Плохи дела – где сила без ума.


— Что общего у пословиц?

— А какая из пословиц могла бы служить названием сказки «Мудрая девушка»

ФИЗМИНУТКА (Мультфильм «Небылицы в лицах» Весёлая карусель выпуск №5)

2. Сопоставление сказок разных народов. Заполнение таблицы.

— Были прочитаны три сказки. Какие?

— Что их объединяет? (Бытовые)

Прочитайте сказочные приметы, записанные на доске.

На доске: зачин, концовка, волшебные герои, народная мудрость, троекратный повтор, волшебные события, добро побеждает зло.

Выберите те сказочные приметы, которые есть у бытовых сказок.

Зачин, концовка, троекратные повторы, народная мудрость, добро побеждает зло.

В бытовых сказках задумка, вымысел проявляется благодаря необычной сюжетной ситуации, волшебного элемента подчас не содержится вовсе.

А сейчас мы с вами постараемся определить, чем отличаются эти сказки друг от друга и что объединяет их.

Учитель делает записи в таблице на доске, дети – в тетрадях на на с. 34.

Чьи это сказки?

Татарская

Киргизская

Русская

Назовите правителей этих стран

Падишах

Хан

Царь

Кто был мудрым?

Старик

Девушка Даанышман

Девочка-семилетка

Сколько в сказке загадок?

3

3

4

Какие?

— как определить, где находится камень?

— как отличить молодого коня от старого?

-как определить, какое из двух брёвен отпилено от верхней половины, а какое от нижней?

— какое расстояние между востоком и западом?

— какое расстояние между небом и землёй?

— какое расстояние между правдой и ложью?

— что быстрее и сильнее?

— что всего жирней?

— что всего мягче?

— что всего милей?


Кому помогла мудрость?

— юноше

— старику

— народу

— джигиту

— девушке Даанышман

-старику

Какие концовки у сказок?

Видно и старики бывают полезны. Без них тоже не обойдёшься!” — сказал падишах и отменил свой жестокий приказ.

Стыдно стало ему перед женой-умницей. Он понял, что был не справедлив.

Присудил отдать жеребёнка бедному мужику.

Что ценит народ в героях сказок?

— ум

— мудрость

— ум

— мудрость

— ум

— мудрость

— догадку

Вы заметили, что во всех трёх сказках всесильные правители признали себя побеждёнными? Почему?

Вывод. Мудрость всегда была в почёте. Все народы во все времена ценят умных, мудрых людей. Ум, находчивость, метко сказанное слово, житейская мудрость часто спасали людей в трудные минуты.

3. В сказках загадка нередко использовалась для проверки сообразительности и находчивости персонажа, что определяло его дальнейшую судьбу, а, порой и саму жизнь. Можно вспомнить такие сказки: «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что», «Царевна, разрешающая загадки», «Вещий сон», «Мудрые ответы», «Семилетка»). Похожие сказки есть и у других народов мира.

В скандинавских и немецких сказаниях загадка, разгаданная путником, давала ему право на ночлег.

Издревле на Руси устраивали бои загадок. Участники делились на две группы и по очереди загадывали и отгадывали загадки. Такое состязание называется стенка на стенку, как в кулачном бою, поэтому и говорили — бой загадок.

В древнегреческом мифе, злое чудовище Сфинкс всем загадывает одну и ту же загадку. Сфинкс — мифическое чудовище, существо с головой женщины, лапами и телом льва и крыльями орла. Она подстерегала путников, задавала им хитроумные загадки и убивала всех, кто не мог их отгадать. Загадка Сфинкс звучала примерно так: «Кто имеет четыре ноги утром, две днем, три вечером, и бывает самым слабым, когда имеет больше всего ног?». Не отгадавшего героя постигала смерть. Разгадал загадку только Эдип. Ответ таков: это ЧЕЛОВЕК. В младенческом возрасте он ползает, в расцвете сил он ходит на двух ногах, а в старости опирается на трость.

КРОССВОРД

— Посмотрите на предложенные в кроссворде загадки, на какие две группы их можно разделить? (Авторские и народные загадки.)

РЕЗЕРВ: Ребята, а Афанасий Фёдорович хочет вас пригласить в сказку “Умная внучка” в обработке А.Платонова.

ΙΙΙ. Итог урока.

С каким настроением уходите с урока?

Как бы вы сами оценили свою работу?

ΙV. Домашнее задание (на выбор).

  1. Прочитать сказку «Умная внучка» в обработке А.Платонова.

  2. Найти в каждой из прочитанных сказок загадки и перечитать их. Определить самую мудрую.




Свежие документы:  Конспект урока по Литературе «М.А. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя» 9 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: