МБДОУ Детский сад №20 г. Кызыла Республики Тыва
Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему: «Ознакомление дошкольников с творчеством тувинских писателей»
Составила: воспитатель
Донгак Чечек Дуран-ооловна
Кызыл 2015
Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему: «Ознакомление дошкольников с творчеством тувинских писателей»
Цель: познакомить детей с творчеством тувинских писателей.
Задачи:
Образовательные:
— продолжать знакомить детей с творчеством тувинских писателей;
— познакомить детей с творчеством тувинского детского писателя Ч. Кара-Куске;
— учить характеризовать биографию писателя, учить выражать свое отношение к положительным и отрицательным героям.
Развивающие:
— развивать творчество, читательский интерес.
— развивать внимание при рассматривании книжных иллюстраций.
Воспитательные:
— формировать интерес к тувинской литературе.
Материалы: фотографии, биографии писателей, ноутбук, презентация по творчеству Ч. Кара-Куске, книги для детей Ч. Кара-Куске.
Методические приемы: беседа, рассматривание иллюстраций, презентации.
Предварительная работа: знакомство детей с тувинскими писателями и их произведениями (Э. Мижит, А. Даржай, Е. Танова, С. Сурун-оол, М. Кенин-Лопсан, М. Хадаханэ, Л.Чадамба).
Ход занятия:
1.Организационный момент. Психологический настрой.
Здравствуйте, девочки,
Здравствуйте, мальчики!
Ваши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем
Ни минутки не теряем.
2.Основная часть.
— Ребята, мы живем в очень большой стране, у нас две Родины. Назовите, пожалуйста, нашу большую Родину.
— Россия.
— Правильно, молодцы! А теперь назовите, пожалуйста, нашу малую Родину.
— Тува.
— Молодцы! Мы знаем очень много русских и зарубежных писателей, их книги, стихи, рассказы. Давайте вспомним их имена (К. Чуковский, А. Пушкин, Х. Андерсен, А. Барто и др).
— Сегодня наше занятие будет посвящено творчеству очень необычных людей. Посмотрите, вокруг столько много фотографий висят! Мы начнем знакомство с творчеством наших тувинских писателей. Прежде чем мы начнем знакомиться, давайте вспомним, кто такой писатель, чем он занимается.
Ответы детей. Писатель – это человек, который сочиняет и пишет рассказы, стихи, сказки (произведения).
— А сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством тувинских писателей. Наши дети подготовили для нас небольшие рассказы про наших писателей. Давайте внимательно послушаем их.
Тарулин Максим: Леонид Борандаевич Чадамба – тувинский поэт, детский писатель и переводчик. Он автор первых тувинских учебников, создатель первого тувинского букваря «Ужуглел». Я Вам сегодня расскажу его стихотворение «Крылатая юность Тувы»:
Саяны! Пропойте мелодию лета,
Пусть песня взлетает орлом к облакам,
Пусть память надежд и горячего света
Звенит над Тувой, как в руках чадаган.
Сербегешева Дарья: Монгуш Борахович Кенин-Лопсан – народный писатель Республики Тыва, президент тувинских шаманов. Он научился писать свое имя на снегу. Он написал очень много книг. Например, «Большой путь», «Буян-Бадыргы», «Девушка исчезла». Я сегодня Вам прочту его стихотворение «Голоса»:
Много есть на свете голосов:
Голос есть у рек и у лесов,
Страшен бури голос грозовой
Есть у волка голос Жуткий вой.
Чей же голос в мире всех слышней?
Чей же голос в мире всех главней?
Будь его достоин: это твой
Голос человеческий живой!
Палагута Арина: Екатерина Танова «Песня о родном городе»:
Много песен о городах –
Сердцу милых любимых местах,
И мой город, родной Кызыл,
Лучшей песни достоин ты.
Пусть звучат и мои слова
Нежной гордостью за тебя.
Разноцветье Саян окружает тебя
Улуг-Хем – Енисей умывает тебя
Мой любимый Кызыл!
Моя песня Кызыл!
Севелей Айхана: Мария Хадаханэ
Сибирский простор, вековая тайга
Лишь волчьи следы да оленьи рога
Куда не пойду, обойду весь свет
Но края на свете прекраснее нет!
Куулар Дамир: Александр Даржай – известный тувинский писатель, поэт. У него очень много стихов и рассказов. Его первая книга «Торээн черим». За хорошие достижения его наградили разными медалями. Я Вам сегодня расскажу его стихотворение:
В этот мир огромный – мир степей широких,
Рек неудержимых, гор – до звезд высоких,
В мир сердец открытых, в мир любви и света
Из тебя я вышел. И тебе за это
Кланяюсь я низко, старенькая юрта.
Ооржак Амина: Эдуард Мижит – поэт, переводчик. Написал 7 книг. Например, «Осколки (Бузундулар)», «Огоньки сквозь туман», «Простые строки». Я Вам сегодня расскажу его стихотворение «Чодураалар»:
Манган ак-ак чалгыннарын херип, чайып,
Бар шаа-биле дээрже чуткуп ужуп унген
Чечен тоолда дангына куш коруп каан дег,
Чечектелген чодурааны кайгап тур мен.
Дажы-Даваа Тимуджин: Салим Сурун-оол «Синие горы»:
Рожден я среди синих гор
В горах я рос
Где был на диво молчалив
любой отрог
Мальчишкой я сарлыков пас
и горныхкоз, —
Здесь между скал,
я подрастал
что козерог.
— Молодцы, ребята! Оказывается, наши дети очень много знают о наших писателях. А теперь давайте немножко разминаемся с вами.
Физкультминутка. «Арбай-хоор»
Матпаадыр паштаныр,
Бажы-Курлуг бажын тудар,
Ортаа-Мерген от салыр,
Уваа-Шээжен уруктаар,
Бичии-Боовей буурек чиир.
Арбай-хоор,
Арбай-хоор.
Кып-кыры,
Оп-ожун,
Чап-чарын,
Тас колдук,
Кижиргенчиг колдуктар.
— Давайте продолжим наше занятие. А сейчас я вас познакомлю с знаменитым детским писателем Тувы Чооду Кунзековичем Кара-Куске.
Презентация и рассказ воспитателя.
Писатель Чооду Кара-Куске известен как автор самых популярных песен Тувы. На его слова написали музыку почти все прославленные композиторы А. Чыргал-оол («Чыжырганам чаагай» – «Как вкусна моя облепиха»), Р. Кенденбиль, С. Базыр-оол («Ам бир катап дыңназа» – «Услышать бы хоть раз», «Итпиктиң ырызы» – «Песня птицы удод»), А. Танов («Анайларым» – «Мои козлята», «Бистиң Ленин» – «Наш Ленин», «Долаана», «Шайывыс» – «Наш чай»), В. Танов («Аныяк хойжулар ырызы» – «Песня молодых овцеводов»), А. Хомушку («Кызылым сен» – «Ты мой Кызыл»), В. Серен, К. Баазан-оол («Самоледум» – «Мой самолет»), С. Бадра («Тожуларым» – «Тоджинцы мои»), Бегзи Каадыр-оол («Хүннээрегим, чайнап кел» – «Заблистай, мой солцепек»), Дамба-Доржу Сат («Эзир-Кара – эки аъдым» – «Как хорош мой Эзир-Кара») и многие др.
Сейчас я вам прочту его стихотворение «Если бы сны продавались»:
Хочешь сказку увидать?
Или правду увидать? –
Покупай в кино билеты.
Ах, какая благодать!
Захотел – сходил в буфет,
Захотел – купил конфет,
или пряников в пакет.
Только сны не продаются,
их нигде в продаже нет.
Мама снова гонит спать.
Папа грозно: «Марш, в кровать!»
Как заснуть ребенок может,
если сон ушел гулять?
Ходит ветер по траве,
бродят мысли в голове..
Если сон бы мне купили,
я б заснул в минуты две.
…Вот включился первый сон.
Вижу облако, как слон.
Я сажусь верхом скорее,
говорю: «Бери в разгон!»
Сколько снов! Таких! Сяких!
Этот – весел, этот – тих.
Друг на друга не похожи,
как вершины гор моих.
А еще бывают сны
удивительной длины –
приключения и сказки
до утра тебе видны.
Захожу я в магазин:
«Дайте сон, да не один..»
Не кричали б мама с папой:
«Засыпай скорее, сын!»
Я всю ночь во сне летал,
я б веселым утром встал,
я б сестренкам и братишкам
и соседским ребятишкам
сон, как сказку, рассказал.
3. Итог занятия.
— Ребята, а что вы интересного узнали на сегодняшнем занятии?
Ответы детей. (О тувинских писателях, об их жизни, об их стихах, книгах и др.)
— Вспомните, пожалуйста, их имена (можно названия книг, стихов). Молодцы! А с каким писателем я вас сегодня познакомила?
— Чооду Кара-Куске.
— Понравилась ли вам стихотворение «Если бы сны продавлись?»
— Ребята, а ведь мы тоже знаем его песни. Давайте, мы с Вами споем песенку Ч. Кара-куске «Итпиктин ырызы(песня птицы удод)»:
Иштик чернин дыттарынга
Итпик уну чангыланган:
«Итпек, хойтпак, бит-бит-бит,
Арбыдазын, бит-бит-бит,
Иштим-хырным, бит-бит-бит,
Амыразын, бит-бит-бит!»
Чайны, хунну мактаан итпик
Чалгаа чокка салып орган:
«Чайлагларнын, бит-бит-бит,
Чаагайын, бит-бит-бит,
Чаштар ойнаан, бит-бит-бит,
Чараштарын, бит-бит-бит!»
Делегейге монге чайны
Демги итпик йорээгилээн:
«Хар-даа,кыш-даа, бит-бит-бит,
Хайыы турзун, бит-бит-бит,
Хамык бойдус, бит-бит-бит,
Каас болзун, бит-бит-бит!»
— Спасибо за внимание!