МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №36 г.ТАМБОВА
Урок по
литературному чтению
Тема: П.П.Бажов «Серебряное копытце»
Урок разработан
учителем начальных классов
Пеньковой
Оксаной Борисовной
Тема урока: П.П. Бажов. «Серебряное копытце»
Цели: познакомиться с жизнью и творчеством П.П.Бажова;
отрабатывать навыки правильного выразительного чтения;
обогащать словарный запас обучающихся, развивать память, речь, мышление;
учиться чтению по ролям, умению характеризовать поступки героев.
исследовать, какие нравственные проблемы поставлены автором/
Планируемые результаты (целевые установки урока):
Предметные: читать вдумчиво, понимать значение незнакомых слов из контекста произведения.
Метапредметные:
Регулятивные: формулировать учебную задачу, оценивать свои речевые высказывания и высказывания сверстников.
Познавательные: анализировать характеры и чувства героев, делать выводы и обобщения/
Коммуникативные: участвовать в диалоге с одноклассниками, передавать чувства героев и своё отношение к ним.
Личностные: усвоить главный урок, извлечённый из сказки.
Технологии, используемые на данном уроке:
Личностно-ориентированные (педагогика сотрудничества)
Проблемного, поискового обучения
Диалогические
ИКТ
Формы организации деятельности учащихся на уроке:
фронтальный опрос;
работа в парах;
тестирование;
индивидуальный опрос
Методы обучения:
анализ художественного текста в единстве содержания и формы;
частично — поисковый;
словесный;
наглядно- иллюстративный
Ход урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Дома вы рисовали иллюстрации к сказке В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе». Какие эпизоды вам захотелось изобразить?
Введение в тему
Разгадайте кроссворд и вы узнаете фамилию писателя, с творчеством которого мы познакомимся на уроке.
Что у вас получилось? БАЖОВ Слайд 1.
— Сегодня мы знакомимся с ещё одной литературной сказкой, «Серебряное копытце», её написал Павел Петрович Бажов.
Работа над темой урока.
А) Рассказ ученика о жизни и творчестве П.П. Бажова. Слайд 2.
Бажов Павел Петрович (1879 – 1950г.г.)
У Павла Петровича Бажова счастливая судьба. Он родился 27 января 1879 года на Урале в семье рабочего Сысертского медеплавильного завода, где горным мастером работал его отец. Благодаря случаю и своим способностям он получил возможность учиться. В Екатеринбурге закончил училище, затем Пермскую духовную семинарию. Восемнадцать лет учительствовал в глухой уральской деревушке Шайдурихе. Молодой учитель упорно изучал архивные материалы, документы, в летние каникулы странствовал по уральским заводам и деревням, по реке Чусовой, изучал труд камнерезов и гранильщиков, сталеваров и литейщиков, беседует с ними о тайнах их ремесла. Счастливо женился и стал главой большой семьи, в которой было семеро детей.
В двадцатые годы стал журналистом, а затем – редактором, писал книги по истории Урала, собирал фольклорные записи. И вдруг, что называется в одночасье, пришла к нему известность, да ещё какая…
Б) Рассказ ученика о сборнике уральских сказов «Малахитовая шкатулка»
В 1936 году в журнале был опубликован его первый сказ, а в 1939 году — его сборник сказов «Малахитовая шкатулка». Первое издание этой удивительной книги состояло из четырнадцати сказов, в последующие годы писатель пополнял и пополнял новыми произведениями драгоценную «поэтическую» шкатулку. «Малахитовая шкатулка» принесла уральскому сказочнику всенародную славу. По сведению библиотеки им. Ленина, — книга переведена на 100 языков мира.
По мотивам сказов Бажова созданы: кинофильм «Каменный цветок», известный балет Сергея Прокофьева «Сказ о каменном цветке».
Физкультминутка
Поднимает руки класс – это раз,
Повернулась голова – это два,
Руки вниз, вперёд смотри – это три,
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать – это пять,
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.
Знакомство с содержанием сказки «Серебряное копытце»
а) Знакомство с первой частью сказки (фрагмент мультфильма)
— Обратите внимание на речь того, кто рассказывает сказку, на своеобразие выражений.
б) Работа с учебником
— В нашем учебнике текст сказки более полный, такой каким его написал автор и поэтому вы встретите слова, значение которых может быть непонятным.
Словарно – лексическая работа.
БАРСКАЯ РУКОДЕЛЬНЯ
ВЗЪЕСТЬСЯ
ГОЛБЧИК
ПОЖИТКИ
ПОХЛЁБКА
НЕСПОДРУЧНО
ПОСОБНИК
ПОКОСНЫЕ ЛОЖКИ
СТАТОЧНОЕ ДЕЛО
В) Знакомство со второй частью сказки.
— Продолжим знакомиться содержанием сказки по тексту учебника. Во время прочтения вы отмечаете другие слова ,которые вам не понятны.
(Читают хорошо читающие дети)
Беседа после прочтения и подведение итогов урока
— Из того, что мы сегодня прочитали можно понять уже, что это сказка? Докажите.
— Почему, по вашему мнению, Кокованя решил взять Дарёнку к себе в дом? А почему девочка согласилась идти жить к Коковане?
— Как зажили втроём герои нашей сказки? Почему вы так думаете?
Вы послушали сказку, читали сами, по вашему мнению отличается она от других сказок? В чём её отличие?
Домашнее задание:
Перечитать сказку, подготовить выразительное, безошибочное чтение.
Найдите пояснение к словам:
БАЛАГАН
УГРУЗНЕШЬ
СОЛОНИНА
ПОТЕШАТЬ