Конспект урока на тему «Петушок и бобовое зернышко»

Тема урока: «Петушок и бобовое зернышко».

Цель:

— продолжить знакомство учащихся с русским устным народным  творчеством; 

— учить  видеть и различать  добро  и  зло; 

— показать, как в сказках проявляется народная мудрость. 

Задачи:

— познакомить учащихся с произведение «Петушок и бобовое зёрнышко».



Тип урока: урок чтения народной сказки.

Вид работы: чтение по ролям


Основной приём: беседа.

Форма работы: коллективная работа


План

  1. Орг. Момент.

  2. сообщение темы урока.

  3. подготовка к первичному восприятию.

  4. первичное восприятие.

  5. проверка первичного восприятия.

  6. постановка учебно-практической задачи.

  7. вторичное чтение.

  8. основная работа.

— проверка вторичного чтения;

— составление плана работы;

— чтение по ролям

— проверка работы

  1. подведение итогов.



Орг. Момент

Задача: настроить учащихся на рабочий лад, организовать их активную деятельность





Здравствуйте, садитесь.

(приветствуют учителя)

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок!

Вы любите уроки чтения? А чем они вам нравятся?

( тем что на уроках чтения мы слушаем сказки)

Сообщение темы урока

Задача: определить содержание урока, объект деятельности.


Ребята, сегодня мы продолжим изучать раздел нашего учебника “Сказки”. На этом уроке вы будете учиться читать русскую народную сказку “Петушок и бобовое зёрнышко». Сегодня вы постигнете ещё одну народную мудрость, заключённую в этой сказке.

Подготовка к первичному восприятию

Задача: подготовить к эмоциональному восприятию произведения

Для того, того чтобы лучше подготовиться к чтению сказки, поработаем с трудными словами.

Кузнец, бобовое, второпях, подавился.

— Попробуйте объяснить значение этих слов.(кузнец-мастер занимающийся обработкой металла, бобовое- т.е. гороховое или фасоль, второпях- т. быстро что-то делал, подавился- застряло что-то в горле)


Как вы думаете о чём пойдет речь в сказке «Петушок и бобовое зёрнышко».

(может быть петушок подавился бобовым зёрнышком).

Давайте прочитаем сказку и проверим верны ли наши предположения.




Первичное восприятие

Задача: познакомить с новым произведением

Образцовое чтение учителем и хорошо умеющими читать детьми

Проверка первичного восприятия

Задача: Выявить эмоциональный отклик на прочитанное, проверить понимание общего содержания

-С какими героями этой сказки вы встретились?

( Петушок, курочка, кузнец, дровосеки, печка, коровушка)

— Что вы о них узнали?

(что петушка зовут Петя, он всегда торопился, подавился и курочка ему помогала с застрявшим бобовым зёрнышком)

Постановка учебно-практической задачи.

Задача: сформировать задачу работы на уроке, определить вид работы и её направление

Мы прочитали сказку и как вы думаете, какую творческую работу можно по ней провести?

(чтение по ролям, инсценирование, устное словесное рисование, составить план, нарисовать иллюстрацию к отрывку или всей сказки, проанализировать, дать характеристику героям)

— Сегодня мы будем читать по ролям.

— прочитайте текст про себя с карандашиками в руках и отметьте где начинаются слова курочки, где коровушки, где печки и т.д.

Вторичное чтение

Задача:отобрать необходимый для работы материал

Учащиеся читают текст про себя и выделяют роли.

Основная работа

  1. проверка вторичного чтения

задача: определить правильность понимания произведения





































  1. Составление плана работы


Задача: составить опорный план для дальнейшей деятельности




  1. Выразительное чтение

Задача: совершенствовать навык чтения

Каким был петушок? (Торопливым)

А курочка?Ее качество не названо, но зато есть ее реплика. Перечитаем ее.

Что можно сказать о курочке?

( она заботливая)

— Главное то, что она понимает, что торопиться опасно. Значит, она рассудительная, спокойная.

Итак, как же можно назвать зачин? («Торопливый петушок и спокойная курочка»)

— Выделяем следующую часть: «Клевал как-то петушок …

словно мертвый лежит». В ее основе — событие, служащее завязкой сказочного действия.

Что же стало причиной этого события? (Торопливость героя)

Есть в этой части (завязке) намек на причину случившегося? (Есть — «второпях»)

— Если бы петушок не подавился, то не было бы у курочки столько забот

Сочувствуем ли мы петушку?(Да, его жалко)

Какие слова заставляют нас пожалеть петушка? («Словно мертвый лежит»)

Как же назовем эту часть? О каком событии в ней сообщается? («Петушок подавился»)

Как же развивается действие? Кто может помочь петушку?(Курочка!)

Почему мы уверены, что курочка поможет?( Она внимательная, заботливая, рассудительная)

Осталась ли курочка спокойной? (Нет, она перепугалась)

А рассудительной? (Да, ведь она бросилась к хозяйке спасать петушка, т.е. сообразила, у кого просить помощи)

Знает ли курочка, что именно поможет спасти петушка? ( маслице)

Как?( Им она смажет горлышко, бобовое зернышко и проскочит)

Закончилась ли сказка на этом? (Нет, курочке пришлось много бегать)

Давайте уточним, к кому обращалась курочка за помощью(к хозяйке, корове, хозяину и кузнецу)


1)Петушок подавился

2) курочка ищет помощи

А) у хозяйки

Б) у коровы

В) у хозяина

Г) у кузнеца

3) зёрнышко проскочило.

— Учитель распределяет роли среди обучающихся.

(читают по ролям)


Подведение итогов урока

Задача: организовать деятельность по анализу выполненной на уроке работы

Какой урок дает эта сказка?( что нельзя торопиться, что надо помогать друг другу в беде)

Какое качество петушка оказалось опасным?( торопливость)

— всегда ли плохо торопиться?

Когда нужно торопиться, а когда не стоит?

Сделайте вывод из того, о чем мы с вами говорили.

Д. з – выполнить рисунки к наиболее понравившемуся эпизоду сказки














Свежие документы:  Конспект урока на тему "День здоровья (турслёт)"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: