Тема урока: «Петушок и бобовое зернышко».
Цель:
— продолжить знакомство учащихся с русским устным народным творчеством;
— учить видеть и различать добро и зло;
— показать, как в сказках проявляется народная мудрость.
Задачи:
— познакомить учащихся с произведение «Петушок и бобовое зёрнышко».
Тип урока: урок чтения народной сказки.
Вид работы: чтение по ролям
Основной приём: беседа.
Форма работы: коллективная работа
План
Орг. Момент.
сообщение темы урока.
подготовка к первичному восприятию.
первичное восприятие.
проверка первичного восприятия.
постановка учебно-практической задачи.
вторичное чтение.
основная работа.
— проверка вторичного чтения;
— составление плана работы;
— чтение по ролям
— проверка работы
подведение итогов.
Здравствуйте, садитесь. (приветствуют учителя) Долгожданный дан звонок. Начинается урок! Вы любите уроки чтения? А чем они вам нравятся? ( тем что на уроках чтения мы слушаем сказки) | |
Сообщение темы урока Задача: определить содержание урока, объект деятельности.
| Ребята, сегодня мы продолжим изучать раздел нашего учебника “Сказки”. На этом уроке вы будете учиться читать русскую народную сказку “Петушок и бобовое зёрнышко». Сегодня вы постигнете ещё одну народную мудрость, заключённую в этой сказке. |
Подготовка к первичному восприятию Задача: подготовить к эмоциональному восприятию произведения | Для того, того чтобы лучше подготовиться к чтению сказки, поработаем с трудными словами. Кузнец, бобовое, второпях, подавился. — Попробуйте объяснить значение этих слов.(кузнец-мастер занимающийся обработкой металла, бобовое- т.е. гороховое или фасоль, второпях- т. быстро что-то делал, подавился- застряло что-то в горле)
Как вы думаете о чём пойдет речь в сказке «Петушок и бобовое зёрнышко». (может быть петушок подавился бобовым зёрнышком). Давайте прочитаем сказку и проверим верны ли наши предположения.
|
Первичное восприятие Задача: познакомить с новым произведением | Образцовое чтение учителем и хорошо умеющими читать детьми |
Проверка первичного восприятия Задача: Выявить эмоциональный отклик на прочитанное, проверить понимание общего содержания | -С какими героями этой сказки вы встретились? ( Петушок, курочка, кузнец, дровосеки, печка, коровушка) — Что вы о них узнали? (что петушка зовут Петя, он всегда торопился, подавился и курочка ему помогала с застрявшим бобовым зёрнышком) |
Постановка учебно-практической задачи. Задача: сформировать задачу работы на уроке, определить вид работы и её направление | Мы прочитали сказку и как вы думаете, какую творческую работу можно по ней провести? (чтение по ролям, инсценирование, устное словесное рисование, составить план, нарисовать иллюстрацию к отрывку или всей сказки, проанализировать, дать характеристику героям) — Сегодня мы будем читать по ролям. — прочитайте текст про себя с карандашиками в руках и отметьте где начинаются слова курочки, где коровушки, где печки и т.д. |
Вторичное чтение Задача:отобрать необходимый для работы материал | Учащиеся читают текст про себя и выделяют роли. |
Основная работа
задача: определить правильность понимания произведения
Задача: составить опорный план для дальнейшей деятельности
Задача: совершенствовать навык чтения | — Каким был петушок? (Торопливым) — А курочка?Ее качество не названо, но зато есть ее реплика. Перечитаем ее. — Что можно сказать о курочке? ( она заботливая) — Главное то, что она понимает, что торопиться опасно. Значит, она рассудительная, спокойная. — Итак, как же можно назвать зачин? («Торопливый петушок и спокойная курочка») — Выделяем следующую часть: «Клевал как-то петушок … словно мертвый лежит». В ее основе — событие, служащее завязкой сказочного действия. — Что же стало причиной этого события? (Торопливость героя) — Есть в этой части (завязке) намек на причину случившегося? (Есть — «второпях») — Если бы петушок не подавился, то не было бы у курочки столько забот — Сочувствуем ли мы петушку?(Да, его жалко) — Какие слова заставляют нас пожалеть петушка? («Словно мертвый лежит») — Как же назовем эту часть? О каком событии в ней сообщается? («Петушок подавился») — Как же развивается действие? Кто может помочь петушку?(Курочка!) — Почему мы уверены, что курочка поможет?( Она внимательная, заботливая, рассудительная) — Осталась ли курочка спокойной? (Нет, она перепугалась) — А рассудительной? (Да, ведь она бросилась к хозяйке спасать петушка, т.е. сообразила, у кого просить помощи) — Знает ли курочка, что именно поможет спасти петушка? ( маслице) — Как?( Им она смажет горлышко, бобовое зернышко и проскочит) — Закончилась ли сказка на этом? (Нет, курочке пришлось много бегать) — Давайте уточним, к кому обращалась курочка за помощью(к хозяйке, корове, хозяину и кузнецу)
1)Петушок подавился 2) курочка ищет помощи А) у хозяйки Б) у коровы В) у хозяина Г) у кузнеца 3) зёрнышко проскочило. — Учитель распределяет роли среди обучающихся. (читают по ролям)
|
Подведение итогов урока Задача: организовать деятельность по анализу выполненной на уроке работы | Какой урок дает эта сказка?( что нельзя торопиться, что надо помогать друг другу в беде) Какое качество петушка оказалось опасным?( торопливость) — всегда ли плохо торопиться? Когда нужно торопиться, а когда не стоит? Сделайте вывод из того, о чем мы с вами говорили. Д. з – выполнить рисунки к наиболее понравившемуся эпизоду сказки
|