Автор: учитель русского языка и литературы Коваленко Альфира Рафаэловна, Челябинская область, Сосновский район, МОУ Полетаевская СОШ. Эл. адрес:kovalenko.alfira@mail.ru
Подготовка к сочинению по картине на основе комплексной работы с текстом
Цель: формировать работу с текстом; развивать интерес к произведениям живописи, наблюдательность, умение описывать картины, навыки монологической речи, умение употреблять синонимы в речи; формировать интерес к искусству, к самостоятельной творческой деятельности.
Планируемые результаты: на основе комплексной работы с текстом учащиеся повторят ранее изученные темы, различные виды разбора, научатся строить устное и письменное высказывание; конструировать текст сочинения-описания; редактировать написанное; словесно передавать свои эстетические впечатления.
Тип урока: урок развития речи
Методы и приемы: словесный, наглядный, практический.
Формы обучения: коллективная, индивидуальная.
Наглядность: проецирование текста на экран, репродукция картины Саврасова «Грачи прилетели»
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат | Оргмомент | Приветствует. Называет тему, цели и задачи урока | Готовятся к восприятию материала | |
Комплексная работа с текстом | Проецирует на экран текст «Грачи прилетели» В. Порудоминского о картине Саврасова «Грачи прилетели»: | Читают текст | Делают вывод о том, что перед ними сочинение. Создается первое впечатление о картине и о том, как описывать ее |
| Беседа: — Как автор этого сочинения знакомит нас с картиной? — Как нас с вами делает соучастниками созерцания картины? — Что дает автору обращение к зрителю (читателю)? — Как описывает увиденное на картине? Найдите описание. — Какие краски отмечает? (Кстати, в картине, которую будете описывать дома, встретятся такие же краски тона). — Как обращает наше внимание на отношение художника к своему произведению? — Назовите вступление в этом сочинении. -Укажите, какие абзацы входят в основную часть сочинения. — Прочитайте заключение. | Участвуют в беседе. | Находят части сочинения. Учатся выстраивать текст сочинения. |
| Давайте составим план к этому сочинению. | Составляют план | План: Войдите в уютный зал Третьяковской галереи и взгляните на картину. Подойдите ближе, и вы услышите, как звучит картина. Саврасов – лирик. |
| Работа с текстом. Выпишите и разберите предложение: В серой стене зала будто вырулено светлое окно. Разберите по составу слова: маленький, прилетели, деревянного, пристрастность, русской. Фонетический разбор слов: уютный, берез, будто. Выпишите слова и словосочетания, характеризующие цвет. Подберите синонимы к слову картина. Подберите синонимы к слову художник. | Работают с текстом, выполняют задания | В тетрадях письменно выполнены все задания. Цвета и синонимы учащиеся будут использовать в домашнем сочинении |
Подготовка к домашнему сочинению | Предлагает устно описать картину И. Грабаря «Февральская лазурь» | Устно описывают картину | |
Подведение итогов | Называет наиболее активных, выставляет оценки | Подают дневники для выставления оценок | |
Домашнее задание | | | Написать сочинение по картине И. Грабаря «Февральская лазурь» |
Рефлексия | Задает вопрос: что понравилось на уроке и в их работе | Отвечают на вопрос | |
Текст:
«Грачи прилетели»
Войдите в уютный маленький зал Третьяковской галереи. Там всегда людно.
Грачи прилетели»… Подойдите поближе, и вы услышите, как звучит картина. Ваш слух уловит музыку весны. Звон капели, журчание воды в проталинах, шорох ветвей берез, грачиный гомон. Скрип сверкающего наста, шелест весеннего ветра, тихий благовест.
В серой стене зала будто вырублено светлое окно. Изысканные колебания бледно-лазоревых, голубых, бирюзовых тонов. Солнце скрылось. Но его лучи пробивают легкую пелену и бросают сложные серо-голубые тени на снег.
…Кричат грачи, вьется сизый дымок из трубы деревянного домика, мерцает весеннее солнце.
Каждая пядь картины выстрадана влюбленным в природу России поэтом-художником, и эта его пристрастность передается вам, и вы дышите еще морозным, колючим воздухом. Вы слышите пение весны.
Саврасов – лирик, и его «Грачи» — пример проникновения в самую суть, в самую душу русской природы.