Конспект урока на тему «Подготовка к сочинению по картине на основе комплексной работы с текстом»

Автор: учитель русского языка и литературы Коваленко Альфира Рафаэловна, Челябинская область, Сосновский район, МОУ Полетаевская СОШ. Эл. адрес:kovalenko.alfira@mail.ru



Подготовка к сочинению по картине на основе комплексной работы с текстом

Цель: формировать работу с текстом; развивать интерес к произведениям живописи, наблюдательность, умение описывать картины, навыки монологической речи, умение употреблять синонимы в речи; формировать интерес к искусству, к самостоятельной творческой деятельности.

Планируемые результаты: на основе комплексной работы с текстом учащиеся повторят ранее изученные темы, различные виды разбора, научатся строить устное и письменное высказывание; конструировать текст сочинения-описания; редактировать написанное; словесно передавать свои эстетические впечатления.

Тип урока: урок развития речи

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический. 

Формы обучения: коллективная, индивидуальная. 

Наглядность: проецирование текста на экран, репродукция картины Саврасова «Грачи прилетели»

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

Оргмомент


Приветствует. Называет тему, цели и задачи урока

Готовятся к восприятию материала


Комплексная работа с текстом

Проецирует на экран текст «Грачи прилетели» В. Порудоминского о картине Саврасова «Грачи прилетели»:


Читают текст

Делают вывод о том, что перед ними сочинение. Создается первое впечатление о картине и о том, как описывать ее


Беседа:

— Как автор этого сочинения знакомит нас с картиной?

— Как нас с вами делает соучастниками созерцания картины?

— Что дает автору обращение к зрителю (читателю)?

— Как описывает увиденное на картине? Найдите описание.

— Какие краски отмечает? (Кстати, в картине, которую будете описывать дома, встретятся такие же краски тона).

— Как обращает наше внимание на отношение художника к своему произведению?

— Назовите вступление в этом сочинении.

-Укажите, какие абзацы входят в основную часть сочинения.

— Прочитайте заключение.

Участвуют в беседе.

Находят части сочинения. Учатся выстраивать текст сочинения.


Давайте составим план к этому сочинению.

Составляют план

План:

  1. Войдите в уютный зал Третьяковской галереи и взгляните на картину.

  2. Подойдите ближе, и вы услышите, как звучит картина.

  3. Саврасов – лирик.


Работа с текстом.

  1. Выпишите и разберите предложение: В серой стене зала будто вырулено светлое окно.

  2. Разберите по составу слова: маленький, прилетели, деревянного, пристрастность, русской.

  3. Фонетический разбор слов: уютный, берез, будто.

  4. Выпишите слова и словосочетания, характеризующие цвет.

  5. Подберите синонимы к слову картина.

  6. Подберите синонимы к слову художник.

Работают с текстом, выполняют задания

В тетрадях письменно выполнены все задания. Цвета и синонимы учащиеся будут использовать в домашнем сочинении

Подготовка к домашнему сочинению

Предлагает устно описать картину И. Грабаря «Февральская лазурь»

Устно описывают картину


Подведение итогов

Называет наиболее активных, выставляет оценки

Подают дневники для выставления оценок


Домашнее задание



Написать сочинение по картине И. Грабаря «Февральская лазурь»

Рефлексия

Задает вопрос: что понравилось на уроке и в их работе

Отвечают на вопрос




Текст:

«Грачи прилетели»

Войдите в уютный маленький зал Третьяковской галереи. Там всегда людно.

Грачи прилетели»… Подойдите поближе, и вы услышите, как звучит картина. Ваш слух уловит музыку весны. Звон капели, журчание воды в проталинах, шорох ветвей берез, грачиный гомон. Скрип сверкающего наста, шелест весеннего ветра, тихий благовест.

В серой стене зала будто вырублено светлое окно. Изысканные колебания бледно-лазоревых, голубых, бирюзовых тонов. Солнце скрылось. Но его лучи пробивают легкую пелену и бросают сложные серо-голубые тени на снег.

Кричат грачи, вьется сизый дымок из трубы деревянного домика, мерцает весеннее солнце.

Каждая пядь картины выстрадана влюбленным в природу России поэтом-художником, и эта его пристрастность передается вам, и вы дышите еще морозным, колючим воздухом. Вы слышите пение весны.

Саврасов – лирик, и его «Грачи» — пример проникновения в самую суть, в самую душу русской природы.

Свежие документы:  Сочинение на тему: Анализ, оценка, восприятие стихотворения Ахматовой "Мне голос был..."

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: