«Поэзия в период войны»
Цели урока:
Образовательная:
обучение творческому восприятию лирического произведения;
проследить историю Великой Отечественной войны через лирические произведения и песни военных лет;
показать особенности тематики военной лирики;
актуализировать и углубить знания учащихся о ВОВ.
Развивающая:
развить познавательный интерес учащихся, навыки научно-исследовательской деятельности и анализа лирического произведения;
развить творческие и актерские способности учащихся.
Воспитательная:
воспитать чувство патриотизма и гражданского самосознания;
воспитать ценностное отношение, уважение к людям и событиям ВОВ;
Задачи урока:
Развить навыки выразительного чтения и актерского мастерства, мотивировать творческую активность учащихся и их коллективную деятельность.
Развить поисково-информационные умения, умения работы учащихся в группе;
Осуществить метапредметные связи: литература, история, музыка, изобразительное искусство.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний, форма урока – урок-проект
Оборудование: карточки с заданиями для работы в группах, презентация, музыкальное сопровождение.
В начале урока класс делится на группы. Предлагаю выбрать координатора в группе. Правила работы в группе ( раздаю)
Раздаю и записано на доске:
Тема проекта
Задача
Цели
Гипотеза
Актуализация
Конечный результат
— Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада Вас видеть! Посмотрите, какой сегодня солнечный день! Мне бы хотелось, чтобы так было всегда. Светло, радостно, мирно! И пусть такая же погода будет завтра, ведь завтра великое для нашей страны событие – 70 лет со дня Победы.
— Ребята, а чего бы Вы хотели больше всего на свете? (ответы учащиеся записывают к себе в тетрадь)
— Хорошо, в конце урока мы еще вернемся к этому вопросу.
— А сейчас посмотрите видеоклип и подумайте, о чем мы будем с вами разговаривать на уроке.
Просмотр видеоклипа «О той весне»
— О чем же пойдет речь сегодня на уроке?
— Давайте попробуем на уровне ассоциаций создать представление о войне. Вспомните, что вы читали, видели, слышали и запишите свои ассоциации: звуки, запахи войны, что видит и чувствует человек на войне. Запишите своё ощущение войны одним словом – эпитетом или метафорой.
— Давайте прочитаем, что у нас получилось.(Афиширование)
СТРАХ, СМЕРТЬ, УЖАС, НАДЕЖДА, ВЕРА, ЛЮБОВЬ….
— Откуда у вас такие представления о войне? (В беседе выясняем, что представления о войне ребята в основном черпали из книг, фильмов, рассказов бабушек и дедушек)
— Молодцы, ребята! Почти 70 лет отделяет нас от времён Великой Отечественной войны.
Пережившие смерти, голод, потерю близких людей, тревогу за судьбу своих детей и своей страны не могут этого забыть. А ведь как сложно выразить чувства войны одним словом, не так ли? И прежде всего чувства сохраняет и передает эти чувства поэзия, поэт.
Несмотря на то что, казалось бы, на войне не до искусства, без него человеку, ни в тылу, ни на фронте было не прожить, и поэзия в то время была самым популярным жанром.
— Ребята, сегодня у нас несколько необычный урок. Я хочу предложить вам урок в форме проекта. Для начала предлагаю вам определить тему урока. «Поэзия в период войны»
— Хорошо. Следующий шаг – это задача. Какою задачу мы с вами должны решить? Должны определить роль искусства в годы ВОв.
— А для чего нам это надо? Какие цели мы преследуем?
1) знать авторов – фронтовиков
2) понимать назначение искусства в годы войны (поддержать духовно, убедить в силах, вселить уверенность в победу)
3) выяснить, какие песни пели в годы войны?
4) определить тематику песен (напомнить о доме, который защищали)
— Кстати, уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом, — «Священная война» на стихи Василия Лебедева-Кумача.
Песня «Священная война» (1 куплет) (1 колонка)- призыв!!!
-Какой смысл несет в себе песня?
Песня «На солнечной поляночке дугою выгнув бровь»(2 колонка) – тема любви!!!!
— А о чем эта песня?
— Песни, которые писали и исполняли в военные годы были подвержены жестокой цензуре. Так, не увидели свет песни, в которых были строчки «лежит у меня на погоне рука..», «а до смерти 4 шага». А такие, как «Катюша», «Священная война» наоборот широко распространялись в массах.
— в связи с этим напрашивается вопрос, который стает ГАПОТЕЗОЙ нашего проекта.
Отрывок из фильма «В бой идут…»
ГИПОТЕЗА:
… надо бросить
Песни на войне?
После боя сердце
просит музыки вдвойне!
В. Лебедев-Кумач
Песни здесь имеется в виду искусство в целом ( кино, театр, музыка, танцы, песни…)
-Постарайтесь мне привести несколько аргументов за и против. А в конце урока мы все-таки попытаемся ответить на этот вопрос. (обсуждение в парах)
Победа досталась ценой жизни миллионов советских людей (страшная арифметика войны). Среди тех, кто уходил на фронт, были и талантливые поэты. Война стала для них, вчерашних школьников и студентов, досрочным началом «взрослой» жизни. Судьбы у поэтов оказались очень схожими. Почти все они (Окуджава, Друнина, Майоров, Гудзенко, Самойлов, Симонов, Твардовский) прошли войну и знали об ее ужасах не понаслышке. Поэтому каждое их стихотворение — документальное свидетельство тех лет.
— Сравним, к примеру, 2 стихотворения К. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины», посвященное фронтовому другу и «Жди меня».
— Что в них общего и чем они различны? (учебник стр. )
— Какими были лирические герои военных стихотворений молодых поэтов?
(Молодые, сильные, жизнелюбивые… Непохожие друг на друга в частностях, они были схожи друг с другом в общем. Они мечтали о творческом труде, о горячей и чистой любви, о светлой жизни на земле. Честнейшие из честнейших, они оказались смелейшими из смелейших. Они без колебаний вступили в борьбу с фашизмом.
— Какова тональность этих стихотворений? (обсуждение в группах)
Аргументы записываются на доске.
— Более подробно ответить на этот вопрос нам помогут стихотворения Алексея Александровича Суркова, Михаила Васильевича Исаковского и Булата Шалвовича Окуджавы. (чтение стихотворений в группах)
-Чтение выразительно стихотворений!!!!
— Почему стихотворения становились песнями?(обсуждение)
— Афиширование.
— Почему эти песни не исполнялись хором?
— Обратимся к каждому стихотворению. Предлагаю поработать в группах и посмотреть, благодаря чему эти стихи стали песнями, необходимыми людям: и тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу?
— Я вам немного подскажу, на что нужно обратить свое внимание (записано на доске, раздаю в группах)
1. От лица кого написано стихотворение?
2. Какие художественные приёмы использовал автор?
3. Авторское отношение.
4. Почему нет описания конкретных черт лирического героя?
Работа в группах.
1 группа:
А.А. Сурков «Бьётся в тесной печурке огонь…»
Задания:
1. Песня на стихи А.А. Суркова одна из самых популярных в военные и послевоенные годы. Чем близко это стихотворение слушателям и читателям?
2. Что противопоставлено тяжёлым солдатским будням в землянке? Найдите в каждой строфе противопоставления и осмыслите их значение в выражении чувств героя.
3. Какими художественными средствами создаётся образ любимой? Почему, как вы думаете, здесь нет описания конкретных черт адресата стихотворения?
2 группа:
М.В. Исаковский «Огонёк»
Задания:
Вы прослушали песню на стихи Исаковского. Как вам кажется, удалось ли композитору передать мелодичность лирики поэта, его настроение?
Какую тему поднимает данное стихотворение? Что сближает его с народом?
Какими художественными средствами создаётся образ любимой? Почему, как вы думаете, здесь нет описания конкретных черт адресата стихотворения?
3 группа:
Б.Ш.Окуджава «До свидания, мальчики!»
Задания:
Найдите эпитет, которым характеризует войну Б. Окуджава? Подберите свои эпитеты к слову «война»
Как можно расшифровать этот эпитет? Аргументируйте свою точку зрения?
Характеризуйте образ лирического героя в стихотворении.
Афиширование работ.
— Ребята, а хотите послушать, как звучат ваши стихотворения в песне?
Просмотр видеоклипа До свидания, мальчики!
— Понравилось? Что особенного?
— Можно ли считать полными знания об истории Великой Отечественной войны без знания песен тех лет?
— Если уйдут из жизни ветераны ВОВ, то можно ли полагать, что песни военных лет также «канут в лету»?
— Ребята, а теперь вернемся к вопросу, который я задала в начале урока, я хочу, чтобы вы ответили на него еще раз, но уже более осознанно: чего бы вы хотели больше всего в жизни? (индивидуальные ответы)
— И всё-таки, нужны ли песни на войне?(ответ на гипотезу)
Рефлексия.
Придумать по вопросу к каждой группе, касающемуся темы нашего урока.
У вас на столах лежат карты оценки. Я предлагаю вам оценить друг друга по представленным критериям:
1. Оценить речь
2. Оценить этическое отношение (уважение друг к другу)
3. Умение аргументировать свой ответ.
Д.З. 1. Выучить наизусть понравившееся стихотворение о войне.
2. Мы посмотрели с вами клип на стихи Окуджавы «До свидания, мальчики». Я предлагаю вам в группах сделать свой видеоролик о лирической песне (о любви)ВОв. Лучшие клипы будут выставлены на сайте школы.
Закончить свой урок я бы хотела словами Валентина Распутина: «Знания о войне должны стать памятью, а память убить нельзя…»
Спасибо за урок, за понимание, за сотворчество.