Тема: Праздник басни Крылова.
Цели: 1. Обобщить и расширить знание учащимися басен Крылова; помочь увидеть в баснях «мудрое, лукавое, веселое, незаметное» поучение.
2. Развивать речь учащимся, умение инсценировать басни; прививать любовь к произведениям русских писателей.
3. Способствовать нравственному и эстетическому воспитанию.
Оборудование: Портрет И.А. Крылова, выставка книг писателя, иллюстрации художника Куприянова к басням, рисунки учащихся.
Оформление: На доске –портрет писателя, эпиграфы, рисунки уч-ся. Даты жизни Крылова (1769-1844).
Ход праздника.
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней,
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
М. Исаакиевский
Слово учителя.
Ребята, на уроках литературы вы закончили знакомство с баснями И.А. Крылова. Сегодня у нас праздник. Праздник басни Крылова. Мы должны обобщить и расширить наши знания об И.А. Крылове и о его баснях, проинсценировать и почитать отдельные басни. Еще раз увидеть в его баснях «мудрое, лукавое, веселое, незаметное» поучение.
Слова М. Исаковского, записанные на доске, говорят о бессмертии крыловских басен.
А в чем же особенности басни?
Говоря о баснях Крылова, нельзя не вспомнить и о самом великом баснописце. Что мы знаем о нем?
Выступления учащихся.
А теперь переходим к основной части нашего праздника. Он будет проходить в несколько туров.
Литературная викторина «Знаете ли вы басни Крылова?»
Конкурсинсценированной басни.
Выразительное чтение наизусть басен Крылова.
Конкурс рисунков «Парад литературных героев».
Итак,1-й тур. Литературная викторина. Так как в празднике принимают участие уч-ся 3-х классов, то каждый класс будет представлять команду и набирать очки. За правильные ответы команды будут получать жетончики. За ходом празника будет следить жюри, представленное уч-ся старших классов. В конце конкурса подведем итоги.
Задание 1-е.
По одному человеку от команды выходят к доске. Из данных букв составить названии басни. Кто быстрее?
Все остальные члены команды в это время выполняют другое задание : на листках перечислить названии басен Крылова за 1 мин. Кто больше?
Итог.
3-е задание викторины: из каких басен эти строки: Вопросы задаем командам по очереди:
1. «Невежи судят точно так:
В чем толку не поймут, то все у них пустяк».
(«Петухи и жемчужное зерно»)
2. «А жаль, что не знаком ты с нашим петухом»…
(« Осел и соловей»)
3. «Известно, что слоны в диковинку у нас»
(«Слон и Моська»)
4.«Из древних странствий возвратясь, какой-то дворянин, (а, может быть, и князь)
С приятелем, пешком гуляя в поле…»
(«Лжец»)
5.«Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник…»
(«Щука и кот»)
6.«Живу в довольстве и добре,
И ем и пью на серебре»
(«Две собаки»)
7.В какой басне упоминаются музыкальные инструменты
(«Квартет»)
8.Героиня какой басни любила петь, но не любила работать?
(«Стрекоза и мураве»)
9.Герой какой басни уверял, что видел огурец величиной с гору?
(«Лжец»)
4-е задание.
Герои каких басен изображены на иллюстрациях художника Куприянова? (Предлагаются открытки)
2-й тур.
Конкурс иллюстрированной басни.
3-й тур.
Выразительное чтение наизусть по одной басне.
4-й тур.
«Парад литературных героев» (Конкурс рисунков)
Жюри подведет итоги.
Праздник наш подходит к концу. Цели своей мы достигли: расширили наши знания о баснях И.А. Крылова. Вспомнили изученные басни, познакомились с новыми.
Один из русских писателей, живших позднее Крылова. Сказал: «Слава Крылова все будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего народа русского».
И мы с вами видим, что, не смотря на то, что после смерти И.А. Крылова прошло больше полутора столетий, басни его продолжают жить в нашей литературе и в нашей жизни. И имя дедушки Крылова будет известно еще многие и многие столетия.