Предмет литературное чтение
Тема урока: Произведение А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зелёный…» Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»
Цель: познакомить учащихся с новым произведением А.С.Пушкина и новым видом жанра (поэма) ;
Задачи: Образовательные: проверить знание детей сказок поэта, формировать умение выразительно читать (определять задачу чтения, выбирать нужные тон и темп чтения, указывать паузы и выделять логическое ударение), анализировать текст, ориентироваться в тексте, расширить словарный запас детей.
Развивающие: развивать умение чувствовать себя и передавать своё отношение через цвет, эмоции, развивать память, внимание, артистические способности.
Воспитательные: прививать любовь к чтению, развивать речь, мышление, воображение, воспитывать любовь к творчеству А.С. Пушкина и русской поэзии; формировать коммуникативные навыки работы в группах; развивать позитивную самооценку учащихся.
Оборудование: презентация, карточки для групповой работы, учебник, клип, фонограмма «Шум моря».
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД | |
1.Организационный этап | Эмоциональный и психологический настрой Настроение у нас – отличное, | Проверяют готовность к уроку | Л:смыслообразование (Я должен посмотреть…). Р:волевая саморегуляция. К:планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
2.Актуализация знаний
| Работа в группах. 1 группа. Дом царевна обошла, Всё порядком убрала, Засветила богу свечку, Затопила жарко печку, На полати взобралась И тихонько улеглась. Час обеда приближался, 2 группа. «Три девицы под окном Говорит одна девица, — То на весь крещёный мир Приготовила б я пир» («Сказка о Царе Салтане») (У) 3 группа. Как весенней теплою порою Из-под утренней белой зорюшки, Что из лесу, из лесу из дремучего Выходила бурая медведиха Со милыми детушками-медвежатами Погулять, посмотреть, себя показать. (О медведихе) (Ш) 4 группа. «Старичок отправился к морю Почернело синее море. Стал он кликать золотую рыбку Приплыла к нему золотая рыбка…» («Сказка о рыбаке и рыбке») (К) 5 группа. . Жил-был поп, 6 группа. Петушок с высокой спицы Шевельнется, встрепенется, К той сторонке обернется И кричит: „Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!“ («Сказка о золотом петушке») (Н) (У доски 1 ученик от каждой группы выбирает иллюстрацию к своему отрывку и вывешивает на доску.) — Кто автор этих произведений? — Какие по жанру произведения у А.С.Пушкина? (стихотворение, сказка) — Что вы знаете о поэте? (презентация биография А.С.Пушкина) | Работают в группах
Отвечают на вопросы
Слушают учителя | К:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; использование критериев для обоснования своего суждения. П:анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация; подведение под понятие. |
3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. | – Сегодня мы продолжаем знакомиться с произведениями А.С. Пушкина. Представьте себе, что мы с вами попали на морской берег Релаксация (включается аудиозапись “Шум моря”). Опишите, что вы услышали? (Кричат чайки, шум морской волны). — Отгадайте загадку и вы узнаете, что увидел автор на берегу моря. Он из жёлудя пророс, — Сегодня мы познакомимся с отрывком из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» — Что такое поэма? Слайд ПОЭМА — большое стихотворное произведение на историческую или героическую тему. — Отрывок называется «У лукоморья дуб зеленый…» Что бы вы хотели узнать и чему научиться? Для чего вам это нужно?
| Определяют тему урока, ставят задачи | Л:самоопределение П:целеполагание. |
4.Первичное усвоение новых знаний.
| Просмотр видеоролика. «У лукоморья дуб зеленый» Физминутка для глаз Первичное чтение учащимися. — Понравился ли вам отрывок? — Что понравилось? – Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Словарная работа В этом стихотворении есть «слова-чудеса», непонятные вам. – Какие непонятные слова встретились вам в этом стихотворении? – Почему они нам непонятны? – Узнайте значения этих слов в сносках. (слайд) Лукоморье – морской залив. Пленяет – берёт а плен. Поведаю – расскажу. | Смотрят видеоролик
Читают вслух
Работают над словарными словами | Р:волевая саморегуляция в ситуации затруднения; познавательная инициатива. П:постановка и формулирование проблемы; определение основной и второстепенной информации; структуирование знаний. К:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; разрешение конфликтов. |
5.Первичная проверка понимания.
| — Из скольких частей состоит этот отрывок? — Прочитайте первую часть.(Читают самостоятельно) — Что такое лукоморье? — Как вы думаете, существует ли Лукоморье? Слайд Кто-то скажет, что Лукоморье – это выдумка. Нет! Лукоморье существует! На Крымском полуострове есть мыс Фиолент, там находится монастырь, основанный в честь явления Святого Георгия Победоносца морякам во время бури. Этот монастырь посетил А.С. Пушкин. Пораженный красотой морского залива в форме лука и, увидев столетний дуб на берегу, поэт сочинил стихотворение, которое стало началом поэмы «Руслан и Людмила». — Прочитайте вторую часть. (Читают вслух) — О чем рассказал автор в этой части? (о чудесах) Работа в группах — Найдите в отрывке все чудеса, которые описал поэт. Заполните схему. Выразительное чтение учащимися отрывка | Отвечают на вопросы
Работают в группах
Читают выразительно | Р:волевая саморегуляция в ситуации затруднения. П:выдвижение гипотез и обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; построение логической цепи рассуждений, доказательство. К:формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений, координирование разных позиций. |
6. Первичное закрепление.
| Презентация Викторина по произведению Учащиеся дают краткие ответы на вопросы викторины: – Кто из героев говорит, поёт, рассказывает? (кот) – Сказочный герой, бродит по лесу, строит разные козни. (леший) – Что идёт, бредёт сама собой? (ступа с Бабой Ягой) – Что стоит без окон, без дверей? (избушка) Все эти герои, с которыми мы познакомились, герои русских народных сказок. И именно поэтому Александр Сергеевич Пушкин своё стихотворение заканчивает строчками: | Отвечают на вопросы викторины | П:моделирование и преобразование моделей разных типов; использование знаково-символических средств; выполнение действий по алгоритму. К:учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; использование речевых средств для решения коммуникационных задач. |
7. Информация о д/з, инструктаж по его выполнению | Стр 80 -82 выучить * рисунок | Записывают домашнее задание | Р: волевая саморегуляция. П: поиск и выделение необходимой информации для выполнения заданий. |
8. Рефлексия. Подведение итогов
| — Как думаете, что выразил поэт в этом произведении? — Какое у вас настроение после урока? (прикрепляют к доске лепестки цветка. Красный – у меня все получилось, мне было интересно на уроке. Розовый – не все получилось, но я старался. Жёлтый – мне было скучно на уроке, я ничего не понял.) | Подводят итог урока | П:рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Л:адекватное понимание причин успеха неуспеха в учебной деятельности; самооценка на основе критерия успешности. |