Конспект урока на тему «Произведение А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зелёный» Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»

Предмет литературное чтение

Тема урока: Произведение А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зелёный…» Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»

Цель: познакомить учащихся с новым произведением А.С.Пушкина и новым видом жанра (поэма) ;

Задачи: Образовательные: проверить знание детей сказок поэта, формировать умение выразительно читать (определять задачу чтения, выбирать нужные тон и темп чтения, указывать паузы и выделять логическое ударение), анализировать текст, ориентироваться в тексте, расширить словарный запас детей.

Развивающие: развивать умение чувствовать себя и передавать своё отношение через цвет, эмоции, развивать память, внимание, артистические способности.

Воспитательные: прививать любовь к чтению, развивать речь, мышление, воображение, воспитывать любовь к творчеству А.С. Пушкина и русской поэзии; формировать коммуникативные навыки работы в группах; развивать позитивную самооценку учащихся.


Оборудование: презентация, карточки для групповой работы, учебник, клип, фонограмма «Шум моря».


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1.Организационный

этап

Эмоциональный и психологический настрой

Настроение у нас – отличное,
А улыбки – дело привычное,
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок начинать нам пора!

Проверяют готовность к уроку

Л:смыслообразование (Я должен посмотреть…).

Р:волевая саморегуляция.

К:планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2.Актуализация

знаний


Работа в группах.

1 группа.

Дом царевна обошла,

Всё порядком убрала,

Засветила богу свечку,

Затопила жарко печку,

На полати взобралась

И тихонько улеглась.

Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей. (Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях) (П)

2 группа.

«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
«Кабы я была царица-

Говорит одна девица, —

То на весь крещёный мир

Приготовила б я пир» («Сказка о Царе Салтане») (У)

3 группа.

Как весенней теплою порою

Из-под утренней белой зорюшки,

Что из лесу, из лесу из дремучего

Выходила бурая медведиха

Со милыми детушками-медвежатами

Погулять, посмотреть, себя показать. (О медведихе) (Ш)

4 группа.

«Старичок отправился к морю

Почернело синее море.

Стал он кликать золотую рыбку

Приплыла к нему золотая рыбка…» («Сказка о рыбаке и рыбке») (К)

5 группа. .

Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идёт, сам не зная куда.
(«Сказка о попе и о работнике его Балде») (И)

6 группа.

Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна

Шевельнется, встрепенется,

К той сторонке обернется

И кричит: „Кири-ку-ку.

Царствуй, лежа на боку!“ («Сказка о золотом  петушке») (Н)

(У доски 1 ученик от каждой группы выбирает иллюстрацию к своему отрывку и вывешивает на доску.)

— Кто автор этих произведений?

— Какие по жанру произведения у А.С.Пушкина? (стихотворение, сказка)

— Что вы знаете о поэте?

(презентация биография А.С.Пушкина)

Работают в группах

























































Отвечают на вопросы


Слушают учителя

К:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; использование критериев для обоснования своего суждения.

П:анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация; подведение под понятие.

3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Сегодня мы продолжаем знакомиться с произведениями А.С. Пушкина. Представьте себе, что мы с вами попали на морской берег

Релаксация (включается аудиозапись “Шум моря”).

Опишите, что вы услышали? (Кричат чайки, шум морской волны).

— Отгадайте загадку и вы узнаете, что увидел автор на берегу моря.

Он из жёлудя пророс,
А потом всё рос и рос,
Год за годом подрастал —
И могучим …. стал!
Слайд (дуб)

— Сегодня мы познакомимся с отрывком из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»

— Что такое поэма?

Слайд

ПОЭМА — большое стихотворное произведение на историческую или героическую тему.

— Отрывок называется «У лукоморья дуб зеленый…»

Что бы вы хотели узнать и чему научиться?

Для чего вам это нужно?


Определяют тему урока, ставят задачи

Л:самоопределение

П:целеполагание.

4.Первичное усвоение новых знаний.


Просмотр видеоролика. «У лукоморья дуб зеленый»

Физминутка для глаз

Первичное чтение учащимися.

— Понравился ли вам отрывок?

— Что понравилось?

Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

Словарная работа

В этом стихотворении есть «слова-чудеса», непонятные вам. 

Какие  непонятные слова встретились вам в этом стихотворении? 

Почему они нам непонятны? 

–  Узнайте значения этих слов в сносках. 

   (слайд)

Лукоморье – морской залив.
Леший – сказочное существо, живущее в лесу.
Дол – речная долина.
Видение – призрак, приведение.
Витязь – храбрый сильный воин.
Чахнуть – становиться худым, болезненным.

Пленяет – берёт а плен.

Поведаю – расскажу.

Смотрят видеоролик


Читают вслух



Работают над словарными словами

Р:волевая саморегуляция в ситуации затруднения; познавательная инициатива.

П:постановка и формулирование проблемы; определение основной и второстепенной информации; структуирование знаний.

К:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; разрешение конфликтов.

5.Первичная проверка понимания.


— Из скольких частей состоит этот отрывок?

— Прочитайте первую часть.(Читают самостоятельно)

— Что такое лукоморье?

— Как вы думаете, существует ли Лукоморье? 

Слайд

Кто-то скажет, что Лукоморье – это выдумка. Нет! Лукоморье существует! На Крымском полуострове есть мыс Фиолент, там находится монастырь, основанный в честь явления Святого Георгия Победоносца морякам во время бури. Этот монастырь посетил А.С. Пушкин. Пораженный красотой морского залива в форме лука и, увидев столетний дуб на берегу, поэт сочинил стихотворение, которое стало началом поэмы «Руслан и Людмила».

— Прочитайте вторую часть. (Читают вслух)

— О чем рассказал автор в этой части? (о чудесах)

Работа в группах

— Найдите в отрывке все чудеса, которые описал поэт. Заполните схему.

Выразительное чтение учащимися отрывка
— Ребята, каким же должно быть чтение этого произведения? (напевное, плавное)
— Какая должна быть интонация? (торжественности и таинственности)

Отвечают на вопросы















Работают в группах


Читают выразительно

Р:волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

П:выдвижение гипотез и обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; построение логической цепи рассуждений, доказательство.

К:формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений, координирование разных позиций.

6. Первичное закрепление.


Презентация

Викторина по произведению

Учащиеся дают краткие ответы на вопросы викторины:

Кто из героев говорит, поёт, рассказывает?   (кот)                         

Сказочный герой, бродит по лесу, строит разные козни.  (леший) 
– Кому верно служит серый волк?   (царевна)                                     
– Кто выходит из морских волн?   (витязи)                                 

Что идёт, бредёт сама собой?      (ступа с Бабой Ягой)          

Что стоит без окон, без дверей?   (избушка)                            

Все эти герои, с которыми мы познакомились, герои русских народных сказок. И именно поэтому Александр Сергеевич Пушкин своё стихотворение заканчивает строчками:
«Там русский дух…там Русью пахнет!»

Отвечают на вопросы викторины

П:моделирование и преобразование моделей разных типов; использование знаково-символических средств; выполнение действий по алгоритму.

К:учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; использование речевых средств для решения коммуникационных задач.

7. Информация о д/з, инструктаж по его выполнению

Стр 80 -82 выучить * рисунок

Записывают домашнее задание

Р: волевая саморегуляция.

П: поиск и выделение необходимой информации для выполнения заданий.

8. Рефлексия. Подведение итогов




Как думаете, что выразил поэт в этом произведении?

— Какое у вас настроение после урока?

(прикрепляют к доске лепестки цветка.

Красный – у меня все получилось, мне было интересно на уроке.

Розовый – не все получилось, но я старался.

Жёлтый – мне было скучно на уроке, я ничего не понял.)

Подводят итог урока

П:рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Л:адекватное понимание причин успеха неуспеха в учебной деятельности; самооценка на основе критерия успешности.

Свежие документы:  Я обязательно вернусь... Вечер памяти Игоря Талькова



Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: