Урок по литературному чтению 1класс Школа России
Тема «Произведения А.Л.Барто.»
Цели :
Познакомить с творчеством А.Л.Барто и её произведениями.
Произведение «Помощница»: воспринимать на слух художественный текст, передавая настроение стихотворения; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе толкового словаря, рассказывать о героях, выражая своё отношение к ним.
Развивать умение школьников анализировать средства выразительности, высказывать суждения о тех или иных нравственных качествах, формулировать собственное мнение и позицию.
Воспитывать у детей уважение к членам семьи, умение отвечать за свои поступки, стремление помогать им во всём.
Оборудование : портреты писателей о поэтов; карточки с заданиями; мультимедийный проектор- презентация, таблицы для оформления доски.
Ход урока.
Включение в учебную деятельность.
Все мы знаем- чтение лучшее учение.
На уроке почитаем, много нового узнаем.
Мотивация.
-Ребята, соедините начало и окончание каждой пословицы и прочитайте их.
С книгой жить- лучший друг.
Хорошая книга- тот много знает.
Кто много читает, век не тужить.
-Как вы понимаете смысл этих пословиц?
Повторение пройденного материала.
Разгадывание кроссворда
-Назовите авторов этих произведений, тогда узнаете тему нашего урока. (Класс делится на 5 групп, каждой даётся по 1 отрывку, если не могут назвать произведение и автора, выбирают себе помощников с других групп или им помогает оставшийся часть класса.)
Ящерка сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке. Тихонько к ней подкрался щенок, прыг- и ухватился за хвост. (Виталий Валентинович Бианки «Первая охота»)
Оглядел он всех сурово
И сказал ученикам:
-Не учи молчать другого,
А молчи побольше сам! (Самуил Яковлевич Маршак «Угомон»)
-Кушай, Лада, — повторил я и подвинул блюдце поближе. Она протянула нос к молоку и залакала. (Михаил Михайлович Пришвин «Глоток молока».)
Пришла мама, взяла коня, и стал конь ничей. (Лев Николаевич Толстой «Был у Пети и у Миши конь».)
Замяукали котята:
« Надоело нам мяукать!
Мы хотим как поросята.
Хрюкать!» (Корней Иванович Чуковский «Путаница».)
На доске:
Бианки
Маршак
Пришвин
Толстой
Чуковский
Постановка целей и определение темы урока.
Презентация «Игрушки».(дети вместе с исполнителями со слайдов повторяют)
Учитель:
— Мы с вами прослушали стихотворения из цикла «Игрушки» для самых маленьких. Эти стихи вы знаете с самого раннего детства. Назовите автора этих стихов.
Дети: «Барто»
Учитель: «Кто догадался, какая тема урока?»
Дети: «Стихи Агния Львовны Барто.»
Учитель :
— Стихи А.Л. Барто знают не только ваши мамы и папы, но даже бабушки и дедушки. Потому, наверное, что в них есть маленький секрет – они запоминаются сразу и на всю жизнь.
Физминутка.
Вместе проговаривая стихи А.Л.Барто — делаем подходящие движения.
Работа по теме урока.
— О какой игрушке Агния Барто рассказала грустную историю?
— Кто может прочитать наизусть? («Зайка»)
— Как понимаете выражение «весь до ниточки промок»?
— Почему зайка остался на скамейке один?
— Как относится девочка к своей игрушке?
— Можно ли её назвать хозяйкой?
(Словарь Ожегова: хозяин, хозяйка – человек, владеющий чем- нибудь.)
Учитель вкратце рассказывает о поэтессе, вывешивая на доску дополнительные фотографии.
Работа на макбуках. (работа в парах)
Н | М | О | И | Ц | О | П | Щ | |
9 | 6 | 3 | 2 | 7 | 8 | 4 | 1 | 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
— Теперь вам надо узнать название стихотворения, с которым мы познакомимся на уроке. Оно зашифровано в таблице. Расшифруйте слово с помощью ключа.
— Скажите, как называется стихотворение? («Помощница»)
-Как вы думаете, ребята, кого можно назвать помощником или помощницей? ( Помощником или помощницей можно назвать человека, который помогает кому-либо своими делами).
— Правильно. Только надо иметь в виду, что речь идёт о полезных делах, от выполнения которых тому человеку, которому оказывается помощь, становится легче.
Чтение стихотворения «Помощница» учителем.
Чтение стихотворения «Помощница» детьми.
Анализ стихотворения.
— Какое чувство вызвало у вас поведение Тани?
— Подумайте, что привлекло Таню : настоящие дела или лёгкие занятия?
— Чем вы это можете доказать? (выборочное чтение)
— Таня не только не помогала другим, кое-кому она доставляла дополнительные хлопоты. Что вы можете сказать об этом?
— Можно ли Таню назвать помощницей? Согласны вы или нет? Почему?
— Тем не менее автор называет Таню помощницей. Как это надо понимать?
— Я согласна с вами. Автор употребляет слово помощница по отношению к Тане в противоположном смысле. Это специальный литературный приём . Он называется ирония.
-Скажите, как автор относится к своей героине?
( при ответе используются подходящие по смыслу слова, которые написаны на доске: одобрение, осуждение, тонкая насмешка, злой смех, доволен, любит, не любит).
Автор с тонкой насмешкой осуждает поведение Тани. Он не доволен её поведением, но он её любит.
— Каково ваше отношение к Тане?
(обобщение ответов детей)
— Что бы вы посоветовали Тане?
— Кто из вас заботится о своих родителях? Молодцы!
Рефлексия.
— Что узнали мы сегодня с вами нового?
— Что больше всего понравилось на уроке?
— Какие выводы вы для себя сделали?….