Тема: Путешествие в мир русских народных сказок
Цели и задачи:
1. Знакомство детей с русской народной сказкой «Лень и Отеть».
Обучение умению анализировать и оценивать содержание
прочитанных произведений.
2. Развитие коммуникативных навыков, пополнение словарного
запаса.
3. Привитие интереса к русскому народному творчеству.
4.Воспитание отрицательного отношения к человеческим порокам
(лени).
Ход урока
Организационный момент
Звучит музыка.
Дети, сегодня у нас необычный урок, на нём мы с вами отправимся в путешествие. А на чём можно совершать путешествие? (на машине, поезде, самолёте, пароходе, велосипеде, коне и даже пешком). Но мы с вами отправляемся в мир сказки и поэтому мы полетим на сказочном ковре- самолёте, который прилетел специально за нами. Встаньте на ковёр, руки в стороны, закройте глаза.
Мы летим над горами, над морями, над дремучими лесами. Всё ближе и ближе сказочная страна. Ковёр — самолёт медленно опускается на землю. Мы прилетели. Откройте глаза, нас ждёт…
Что наш маленький народ
В мир волшебный унесёт
Полный смеха, света, краски.
А зовётся чудо- (сказка).
(Дети рассаживаются по местам)
Сообщение темы урока
Мир русских народных сказок
Дети читают наизусть стихотворения.
Со сказками все дружат.
И сказки дружат с каждым.
Они необходимы,
Как солнышка привет.
Кто любит слушать сказки,
Тому они расскажут
О том, что может было,
А может быть, и нет.
Актуализация знаний
Мы прибыли в сказку. Но прежде, чем в ней произойдут события, ответьте на вопрос:
— Кто, по вашему мнению, есть самый важный, нужный человек на сегодняшнем уроке?
— А ответить на этот вопрос нам поможет волшебная шкатулочка. Каждый из Вас, заглянув в неё, сможет увидеть самого важного и нужного человека на нашем уроке, а может быть, и в мире.
Но пока секрет раскрыться не может. Нам решили помешать злые силы. Баба- Яга закрыла шкатулку на 8 замков, и теперь она под восьмью замками. Замки эти с испытаниями. Пройдя испытания, вы сможете отомкнуть замки и заглянуть в шкатулочку.
1 замок В любой сказке, кроме злых сил есть и добрые, есть и помощники. Отгадав, кто наш помощник, вы откроете 1 замок.
«Без меня сказки долго не живут. Знаю их много и делюсь ими с другими» (Сказочница)
Вот и открыли первый замочек
Выходит сказочница.
-Вы любите сказки? А кто вам рассказывал сказки в детстве? А вы знаете, что сказки появились давным — давно? Они создавались народом. Один рассказчик, напевая сказку, передавал её слушателям. Другой, пересказывая, добавлял, что то своё. Если сказка получалась удачной, она запоминалась и передавалась « из уст в уста». Имя её автора не запоминалось, так сказка становилась народной.
А какие первые сказки вам запомнились с раннего детства? (Репка, Колобок, Курочка Ряба).
И даже вот в такие маленькие сказки народ вкладывал свои мечты о добре, справедливости, безбедной жизни. В каждой народной сказке содержится мудрая мысль. Недаром об этом говорится в пословице: «Сказка-ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок»
Изучение нового материала
1)Сегодня я принесла вам сказку. Но я забыла, о чём она. Баба-яга
зашифровала пословицу, разгадав которую вы сможете догадаться, о чём сказка и открыть 2 замок (Труд кормит, а лень портит).
Работа с пословицей.
-Как вы понимаете эту пословицу?
-О чём будет наша сказка?
2)Работа с трудными словами из текста. (Отеть, извела, изживём)
3)Первоначально чтение сказки «Лень и Отеть» учителем.
4)Самостоятельно чтение учащимися, с заданием.
Прочитав сказку, нужно ответить на вопрос, который поможет открыть
3 замок Чему нас учит эта сказка?
5)Работа по содержанию
-Какой была Лень?
-Какой была Отеть?
-Что случилось с Отетью?
-Почему с ней это произошло?
-Чему нас учит эта сказка?
Вот и открыли 3 замок.
Закрепление по теме
4 замок – Физминутка: препятствия
Проскакать по дорожке на одной ножке.
Перескочить с кочки на кочку.
Мышка прислала вам клубочек, который откроет этот замочек.
5 замок Игра «Найди место»
— Учащиеся 2 класса читаю отрывок из сказки, остальные ученики находят это место в сказке и продолжают чтение предложения.
6 замок Экзамен
(Билеты и слайды)
Билеты разной степени трудности с отрывками из сказок. Дети читают отрывок, и отгадывают, из какой он сказки. Красный билет — трудное задание. Зелёный билет- задание средней сложности. Жёлтый билет- лёгкое задание. По ходу отгадывания сказок, появляются слайды со сказками.
7 замок Рассуждалки
— Ребята, давайте с вами поучимся рассуждать. Скажите, где можно познакомиться со сказками. (Книга, телевидение, театр).
— Что такое театр?
-Сказочница, объясни нам, пожалуйста, значение слова «Театр».
Театр- место для зрелищ, направление искусства, в котором актёры играют разные роли.
8 замок
6. Подведение итога урока. Оценивание
Подведя итог, мы сможет открыть 8 замок.
— Что нового узнали сегодня на уроке?
— С какой новой русской народной сказкой вы сегодня познакомились?
— Чему учит эта сказка?
-Вот и чудо, совершилось и шкатулочка, открылась.
— А хотите узнать, кто был самым главным на сегодняшнем уроке?
— Загляните в шкатулку.
— Кого вы там увидели? (себя в зеркале, которое находится в шкатулке)
— Верно, без вас всех не было бы сегодняшнего урока и наше путешествие бы — не состоялось.
— Все сегодня на уроке работали и каждый должен получить оценку.
— Сказочница, как ты считаешь, какие оценки нужно поставить ребятам?
— Я думаю всем ребятам нужно поставить пятёрки.
— Неужели всем ребятам пятёрки.
— Да ведь в сказке есть чудеса, а я считаю, что все ребята работали хорошо и получают 5!
В заключении нашего урока мы предлагаем гостям посмотреть театрализацию сказки «Круть и Верть» и картонажный театр «Рукавичка», где ребята будут актёрами.